Печать Всевеликого войска Донского

3 990

Древняя печать войска Донского была с изображением бегущего оленя, пронзенного стрелой, с надписью: „Печать войсковая, олень пораженъ стрѣлой“. Изображение этой печати можно видеть в Донском музее на старинных донских грамотах. Древняя печать запорожского войска также была с изображением бегущего оленя, но только стрела летит по воздухе над оленем, догоняя его.

В тысяча семьсот четвертом году Петр 1-й прислал на Дон новую печать, с изображением вооруженного казака, сидящего на бочке с порохом. В правой руке казак держит ружницу (ружницу, ружье), а в левой руке кальян. Историк восемнадцатого века (2-й половины) А.Ригельман („История о Донских казаках“) почему-то назвал казака, сидящего на бочке, голым и держащим в левой руке рог, а на бочке отметил стоящую чарку, тогда как в указе Петра 1-го ничего этого нет.

Печать эта не понравилась донским казакам, по всей вероятности, потому что неправильное толкование „голый казак с рогом и стоящей пред ним чаркой на бочке с вином“ порочило честь казачества, показавшето всему миру своей многовековной исторической деятельностью совсем противное. Вот почему мы встречаем на всем протяжении XVIII века на войсковых грамотах старую печать с оленем и только в официальных оттисках в Петербург прикладывали печать Петра 1-го, дабы не раздражать российских самодержцев.

Старое донское казачество любило свою древнюю печать с оленем, пронзенным стрелой и понимало значение этой эмблемы; новое казачество забыло эту печать и ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему.

Старое донское казачество любило свою древнюю печать с оленем, пронзенным стрелой и понимало значение этой эмблемы; новое казачество забыло эту печать и ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему.

Последний Войсковой Круг (15-го августа – 14-го сентября 1918 года) установил для Всевеликого войска Донского печать древнюю с оленем. Постараремся объяснить значение этой печати.

Всякие эмблемы и символы в гербах и печатях характеризуют жизнь и деятельность данного народа. Казачество, как Донское, так и Запорожское, имеет один общий корень, одно происхождение и в старое время представляло из себя военный рыцарьский орден, высшими добродетелями которого были целомудрие[1] и храбрость. В старых Донских казачьих станах и в Запорожской сечи за нарушение целомудрия карали смертной казнью. Казаки, отправляясь в поход, давали обет целомудрия и строго соблюдали его. У древних предков казачества Гетов-Руссов или народа Ас-Саков, обитавших в Приазове и по берегам Черного моря, была и своя богиня целомудрия – Диана, она же покровительница лесов и диких зверей. Культ поклонения этой богине установлен раскопками на всем указанном пространстве. О том же свидетельствуют и древние историки. При переселении части Гетов-Руссов (Этрусков) в Италию, за двенадцать веков до Р.Х. культ поклонения Диане был занесен ими и во вновь завоеванную страну, но там он в течении веков постепенно стушевался и Диану стали смешивать с греческой богиней Артемидой, приписав несвойственные ий качества. Но все-таки некоторые древние скульпторы помнили прежнее значение Дианы и изображали ее юной, без женской полноты, полной энергии и грации, в короткой одежде, не снесняющей ее движение, в сандалиях, с волосами, закрученными в узел и неразлучной с ней молодой ланью – это богиня-девственница, всегда готовая пустить смертноносную стрелу в того, кто нарушит ее целомудренный покой.

Такой изображена богиня на статуе в Лувре, воспроизведенной по прекрасному образцу четвертого века до Р.Х. Такова была богиня целомудрия, почитаемая предками казачества, Гетами-Руссами Приазовья.

Что целомудрие считалось высшей добродетелью у витязей Дона и Приазовья в древние века, видно из следующего разсказа Псевдо-Плутарха, историка I-го века Р.Х. (Танаис, гл. 14, 1-2). У одного донского героя – богатыря Бер-росса от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом (Тань, Дань, Дон). Танаис, возмужав, стал проявлять великие военные способности и, поклоняясь одному богу Марсу (тоже богу Приазовья, занесенному Гетами-Руссами в Италию), дал обет целомудрия. Но завистливая Венера возбудила в нем любовь к собственной матери. Танаис долго боролся со своей страстью, но, наконец, больше не мог владеть собой и, желая остаться верным своему обету, бросился в реку Амазоний, отчего последняя и стала называться именем – Танаисом, т.е. Доном.

Эта легенда очень ясно характеризует древнее гетское казачество, как девственников и поклонников бога Марса, т.е. бога войны. Олицетворение целомудрия древнее казачество выразило в образе своей богини Дианы и хранило многие века ее целомудренный образ в своем пылков казачьем сердце.

Однажды, как говорит древняя легенда, девственная богиня, купаясь в реке, была потревожена одним чужестранным охотником, некием Актеоном, сыном Аристея, увидевшим ея наготу. Разгневанная Диана вмиг своим пламенным взором обратила дерзкого нахала в оленя и пустила в него свою губительную стрелу.

Этот миф о Диане и наказанном нарушителе ея целомудрия Актеоне древнее казачество знало и изобразило в эмблеме на своей печати, гласящей: „Бюди целомудрие, казак, иначе будешь наказан, как дерзкий Актеон“.

Таково значение древних донской и запорожской печатей.

Е.П.Савельевъ

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • как все серьезно.. а недаром я всегда спорил, когда брехуны мне пытались рассказывать, что педерастия пошла из армейских легионов, бывавших в походах без женщин.. и сама легенда впечатляет своей замысловатостью и вторым смыслом
  • :boom:
  • :hand: :sunglasses: