• РЕГИСТРАЦИЯ

Места силы. Шаманские экскурсы. Карл Юнг. Her Jesus

5 1100

Теплый летний день. Сад. В тени дерева детская коляска с открытым верхом. Солнце и небо просвечивает сквозь листву. Все удивительно, ярко, великолепно. В книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг говорит, что это его самое раннее воспоминание. Ему тогда было года два или три.

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кессвиле в Швейцарии. Когда мальчику исполнилось шесть месяцев, родители перебрались из Кессвиля в приход замка Лауфен, расположенного на Боденском озере около Рейнского водопада. Позднее Юнги поселились в Кляйн-Хюнингене под Базелем.

С раннего детства сын пастора знал молитвы. Но не всегда правильно их понимал. Вот, например, мать научила его словам молитвы на сон грядущий: «Распростри крылья, // Милосердный Иисусе, // И прими птенца Твоего. // Если дьявол захочет уловить его, // Вели ангелам петь: // Этот ребенок, должен остаться невредим!». И Карл с радостью их повторял, это его успокаивало перед лицом смутных образов ночи. Но слова «прими птенца» понимал как прием лекарства. И пришел к выводу, что «Jesus» (Иисус) пожирает (принимает) птенцов-детей. Не потому, что птенцы ему по вкусу, а исключительно ради того, чтобы они не достались Сатане. Позднее мальчик узнал, что «"Her Jesus" таким же образом "принял" к себе других людей и что "принятие" означало помещение их в яму, в землю». Тут Христос перестал казаться ему «большой добродушной птицей и стал ассоциироваться со зловещей чернотой людей в церковных одеяниях, высоких шляпах и блестящих черных ботинках, которые несли черный гроб».

А через какое-то время он случайно увидел католического попа в длинном темном одеянии, и это стало первой осознанной травмой в жизни. Мальчик пришел в ужас, в голове вспыхнуло: «это иезуит». Дело в том, что из разговора отца с другим пастором Карл понял, что иезуиты — нечто очень опасное. «На самом деле я, конечно же, и представления не имел о том, что такое иезуиты, но мне было знакомо похожее слово «Jesus» из моей маленькой молитвы». Все эти терзания, конечно, довольно специфичны и связаны с воспитанием в пасторской семье (с материнской стороны, кстати, в семье было шесть священников). Мы это будем в дальнейшем учитывать, но сводить жизнь Юнга к преодолению отцовского христианского бога было бы слишком односторонне. Посмотрим с другой стороны.

В три года Карлу приснилось, что он на лугу видит вход в подземелье, спускается вниз, отодвигает зеленый занавес у входа в палату с каменным сводчатым потолком и в ней видит трон. «На нем что-то стояло, что я поначалу принял за ствол дерева (около 4-5 метров высотой и 0,5 метра толщиной). Этот ствол доходил почти до потолка, и очень напоминал странную массу — сплав кожи и голого мяса; все венчало нечто вроде головы без лица и волос, на макушке которой располагался один глаз, устремленный неподвижно вверх». Дитя в ужасе. А тут еще снаружи слышится голос матери: «Взгляни, это же людоед!» Карл проснулся до смерти перепуганный.

Только потом уж он понял, что это был образ фаллоса, а еще позже — что это ритуальный фаллос. Но что дает такое понимание? Крайне мало. «Я никогда не смог до конца понять, что же тогда хотела сказать моя мать: "это людоед" или "таков людоед"? В первом случае она подразумевала бы, что не Иисус или некий иезуит пожирали маленьких детей, но представшее чудище, во втором же — людоед вообще был символом, так что мрачный "Her Jesus", иезуит и образ моего сна были идентичны».

Как видим, с матерью связана какая-то двусмыслица. Она учит молитве, которую дитя понимает навыворот — так, будто «Jesus» принимает детей. Уж, видно, так учит. Вот и во сне невозможно понять, что она имеет в виду. Вообще, в ней самой была какая-то двойственность, она могла вдруг резко измениться, и тогда в ней прорезывалось какое-то таинственное пугающее существо. Может быть, это существо и было причиной того, что брак отца с матерью Юнга был не слишком благополучным. Они на некоторое время разъезжались (когда Карлу было около трех лет), потом опять жили вместе, но — в разных комнатах. Из комнаты матери исходила мрачная тревожащая атмосфера. Юнг вспоминает: «По вечерам мать казалась странной и таинственной. Однажды ночью я увидел выходящую через ее дверь слабо светящуюся расплывчатую фигуру, ее голова отделилась от шеи и поплыла впереди по воздуху, как маленькая луна. Тут же появилась другая голова и тоже отделилась. Это повторилось шесть или семь раз». 

Когда Карлу исполнилось шесть лет, он пошел в школу, у него появились товарищи. И он вдруг обнаружил странную вещь: «Они отрывали меня от самого себя, с ними я был не таким, как дома». И даже так: «Они каким-то образом уводили меня в сторону от самого себя или принуждали быть не таким, каким я был в действительности». В принципе, это был нормальный процесс формирования того, что Юнг впоследствии будет называть «персоной» (хотя, описывая свое детство, этого термина не употребляет). «Влияние этого более широкого, не только родительского мира казалось мне сомнительным, — говорит Юнг, — едва ли не подозрительным, и чем-то, пусть не отчетливо, но враждебным. Все более сознавая яркую красоту наполненного светом дневного мира, где есть "золотистый солнечный свет" и "зеленая листва", я в то же время чувствовал власть над собой неясного мира теней, полного неразрешимых вопросов».

Тут намечается раздвоение: дневной мир друзей и ночной мир теней. И в этом контексте Юнг говорит о границе этих миров: «Моя вечерняя молитва была своего рода ритуальной границей: она, как положено, завершала день и предваряла ночь и сон. Но в новом дне таилась новая опасность. Меня пугало это мое раздвоение, я видел в нем угрозу своей внутренней безопасности».

Возможно, этой «ритуальной границей» была та самая молитва, которую маленький Карл понял как принятие божеством птенца внутрь. В любом случае речь о переходе границы. Знатоки увидят здесь юнговскую проблематику процесса индивидуации, который сводится к обустройству границы миров (о чем мы в свое время подробно поговорим). Но сейчас не будем забегать вперед. Обратим внимание лишь на то, что, наметив душевное раздвоение, Юнг сразу же вспоминает, что тогда же, в возрасте от семи до девяти лет, он любил играть с огнем. Разводил маленький костер в одном из углублений каменной стены (граница миров) родительского сада. Делал он это вместе с другими ребятами. Точнее, вместе они лишь собирали ветки. «Однако никто, кроме меня, не имел права поддерживать этот огонь. Другие могли разводить огонь в других углублениях, и эти костры были обычными, они меня не волновали. Только мой огонь был живым и священным».

 

Отметив, что разведение огня стало его излюбленной игрой на долгое время, Юнг вдруг говорит: «У стены начинался склон, на котором я обнаружил вросший в землю большой камень — мой камень. Часто, сидя на нем, я предавался странной метафизической игре, — выглядело это так: "Я сижу на этом камне, я на нем, а он подо мною". Камень тоже мог сказать «я» и думать: "Я лежу здесь, на этом склоне, а он сидит на мне". Дальше возникал вопрос: "Кто я? Тот ли, кто сидит на камне, или я — камень, на котором он сидит?" Ответа я не знал и всякий раз, поднимаясь, чувствовал, что не знаю толком, кто же я теперь. Эта неопределенность сопровождалась ощущением странной и чарующей темноты, возникающей в сознании. У меня не было сомнений, что этот камень тайным образом связан со мной. Я мог часами сидеть на нем, завороженный его загадкой».

Юнгу было в то время «от семи до девяти лет». А через тридцать лет он вновь побывал на том склоне. И «неожиданно снова превратился в того ребенка», который «сидел на камне, не зная, кто был кем: я им или он мной?». Его взрослая жизнь в Цюрихе показалась ему «чуждой, как весть из другого мира и другого времени. Это пугало, ведь мир детства, в который я вновь погрузился, был вечностью, и я, оторвавшись от него, ощутил время — длящееся, уходящее, утекающее все дальше. Притяжение того мира было настолько сильным, что я вынужден был резким усилием оторвать себя от этого места для того, чтобы не забыть о будущем».

Действительно, двусмысленная игра в «кто я, камень или тот, кто на нем», которой маленький Карл предавался, сидя на камне, — затягивает. И очень опасна. Ведь она лишает мир различий, все может оказаться всем. Недаром же взрослому Юнгу, когда он в начале 10-х годов 20-го века вернулся на это место, показались такими далекими жизнь в Цюрихе, научные штудии, дрязги с Фрейдом, которые как раз тогда были в разгаре (см. далее). Юнг говорит: «Никогда не забуду это мгновение — будто короткая вспышка необыкновенно ярко высветила особое свойство времени, некую "вечность", возможную лишь в детстве. Что это значило, я узнал позже». И тут же переходит к истории, которая является продолжением его метафизических игр с камнем:

«Мне было десять лет, когда мой внутренний разлад и неуверенность в мире вообще привели к поступку, совершенно непостижимому. У меня был тогда желтый лакированный пенал, такой, какой обычно бывает у школьников, с маленьким замком и измерительной линейкой. На конце линейки я вырезал человечка, в шесть сантиметров длиною, в рясе, цилиндре и блестящих черных ботинках. Я выкрасил его черными чернилами, спилил с линейки и уложил в пенал... Еще я положил в пенал овальной формы гладкий черноватый камень из Рейна, покрасил его водяными красками так, что он казался как бы разделенным на верхнюю и нижнюю половины, и долго носил камень в кармане брюк. Это был его камень, моего человечка. Все вместе это составляло мою тайну, смысл которой я не вполне понимал. Я тайно отнес пенал на чердак (запретный, потому что доски пола там были изъедены червями и сгнили) и спрятал его на одной из балок под крышей. Теперь я был доволен — его никто не увидит! Ни одна душа не найдет его там. Никто не откроет моего секрета и не сможет отнять его у меня. Я почувствовал себя в безопасности, и мучительное ощущение внутренней борьбы ушло». 

Юнг ошибается, если думает, что сделанное им — нечто уникальное. На самом деле у любого ребенка есть подобного рода потребность. А у советских детей это было даже любимой игрой. Всем, я думаю, известна игра в «секретики». Это когда ребенок роет ямку, кладет в нее какие-нибудь штучки, накрывает стеклышком, присыпает землей или листьями. И вот уже у него есть своя маленькая тайна, как и у Юнга. Правда, многие дети не очень свято хранят эту тайну. Не только сами ходят к своему секретику, но и водят друзей, которые иногда потом секретик разоряют (что, в общем, тоже элемент игры). Игра может иметь варианты. Так, например, брат Льва Толстого Николенька спрятал на краю оврага «зеленую палочку», на которой написано, как сделать всех людей счастливыми (см. здесь), и в этом месте потом завещал похоронить себя Лев Николаевич. Многие дети, играя, хоронят в секретиках мертвых птичек, зверьков или шмелей и ходят к ним на могилку, как их родители ходят на Троицу к своим покойникам. Связь с культом мертвых в этом детском ритуале вполне просматривается.

 

Когда Карлу Юнгу (вернемся к нему) бывало плохо, он тайком пробирался на чердак и смотрел на своего человечка и его камень, при этом клал внутрь пенала бумажку с каким-то текстом (не помнит каким). «Объяснить себе смысл этих поступков я никогда не пытался. Я испытывал чувство вновь обретенной безопасности и был доволен, владея тем, о чем никто не знал и до чего никто не мог добраться. То была тайна, которую нельзя было открывать никому, ведь от этого зависела безопасность моей жизни. Почему это было так, я себя не спрашивал. Просто было и все». При этом Юнг признается: «Владение тайной оказало мощное влияние на мой характер. Я считаю это самым значительным опытом моего детства. Точно так же я никогда никому не рассказывал о моем сне: иезуит тоже принадлежал к таинственной сфере, про которую — я это знал — нельзя говорить никому. Деревянный человечек с камнем был первой попыткой, бессознательной и детской, придать тайнам внешнюю форму».

 

Трудно не увидеть в этом «человечке с камнем» самого Карла, сидящего на камне и играющего в игру «кто я, камень или тот, кто на нем?» В сущности, сделав секретик, Юнг придал «внешнюю форму» в первую очередь своим взаимоотношениям с камнем (философским, как мы поймем, изучая Юнговскую алхимию). А уж к этому артефакту привязалось и все остальные детские тайны.

Опыт с деревянным человечком длился примерно год, а потом начисто забылся. И вспомнился только, когда 35-летний Юнг стал работать над книгой «Метаморфозы и символы либидо». Он собирал материалы о «кладбище живых камней» в Швейцарии, об австралийских амулетах, и вдруг ему представилось нечто знакомое: «В моей памяти возникли желтый пенал и деревянный человечек. Человечек этот был маленьким языческим идолом». Но самое интересное то, что вместе с этим воспоминанием его «впервые посетила мысль, что существуют некие архаические элементы сознания, не имеющие аналогов в книжной традиции». То есть — мысль о том, что он позднее назовет «архетипами».

Главу о детстве Юнг заканчивает так: «Ребенком я совершал ритуал также, как, по моим позднейшим наблюдениям, это делали африканские аборигены; они тоже сперва что-то делали и лишь потом осознавали, что же это было». Впрочем, маленький Карл все-таки пытался уяснить себе, что с ним происходит: «Я был поглощен всем этим и чувствовал, что должен попытаться это понять, но не знал, что на самом деле хотел выразить. Я всегда надеялся, что смогу найти нечто такое (возможно, в природе), что даст мне ключ от моей тайны, прояснит наконец, в чем она заключается, т.е. ее истинную суть. Тогда же у меня возникла страсть к растениям, животным, камням». 

В следующий раз мы более подробно поговорим о секретиках. А также и — о растениях, животных, камнях... О природе, в которой кроется бог.

Олег Давыдов




собака лает , караван идет

    Forbes: У Сырского остался последний шанс спастись — срезать Очеретинский выступ и окружить10 тыс. русских

    Перед нашими наступающими войсками на авдеевском направлении больше не осталось подготовленных оборонительных линий ВСУ. Только голая степь до самого КриворожьяНа Западе давно уже окрес...

    Знания погибшей цивилизации.

    Изучения имеющийся информации о недавнем прошлом, позволяет нам сделать вывод что в середине 17 века произошла глобальная катастрофа которая затронула все континенты Земли, и привела к ...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      sugochka 6 апреля 2023 г. 20:48

      Конец белой расы

      Здравствуйте дорогие друзья и подписчики.Мне прислали видио и я хочу поделиться и обсудить с вами сказанное Валентиной Когут. Вы знаете, что если звезды зажигают, значит это кому-то нужно.Если уж существует эта звезда Ютуба, значит есть тот круг потребителей её контента, ради которого она порой поднимает интересные темы.Оставим то, что она часто негатив...
      2383
      sugochka 10 декабря 2021 г. 14:31

      Подмена народа, подмена элиты, ч.3

      Предыдущие части, ч.1 ч.2 Олег Жиганков утверждает, что гаплогруппа R1a зародилась в время четырехсотлетнего пленения.Подтверждение тому можно найти у Лызлова и Кагантаквацы,а так же в Велесовой книге.Автора разорвут, как славяне, так и евреи.А мне хочется подлить масла в огонь.Ветхими евреями(потомками) себя считают пуштуны и балкарцы и там опять з...
      1981
      sugochka 26 ноября 2021 г. 19:24

      Своеобразие новгородского генофонда

      Исследован полногеномный генофонд населения Новгородской области в сопоставлении с широким кругом популяций европейской части России и Урала. Обнаружено своеобразие генофонда новгородцев: у них доминирует (90 % генома) предковая компонента, которая в других русских популяциях составляет лишь треть генофонда и отсутствует у большинства других народов. Он...
      1847
      sugochka 22 ноября 2021 г. 19:50

      Слуги ищут господина ч.2 Ад на земле для людей, цена Рая для избранных .

      Первая часть тутИ так ,молодой народ евреи, поучает всех и вся.Взял на себя наглость назвать себя совестью всего человечества и совесть эта ужасно воняет мертвячиной. Скажи мне кто ты и я скажу, кто твой Бог.Глядя на евреев, хочется в печи сжечь кровавого Авраамического божка, порождение сторонников царя Заххака. Религия не имеет в своем основании Бога....
      1275
      sugochka 21 ноября 2021 г. 20:42

      Слуги ищут господина

      Пока в мире происходит шторм, пока власти всего мира пляшут под дудку извращенцев из ВОЗ и прочих негодяев.Народы всего мира начинают задумываться, а кто и по какому праву, злоупотребляет властью.Конечно везде разная ситуация.В благополучной Норвегии, население доверяет государству и большенство сделало прививки от Ковид-19.В неблагополучной России, нас...
      2113
      sugochka 27 октября 2021 г. 19:05

      Пролетающий Сокол. Любовь и голуби и "сучка крашенная".

      Власть в Республике Марий Эл напоминает некие ритуальные костры. Не успела догореть предыдущая администрация, как по кругу начинает загораться новая администрация правительства Республики Марий Эл. Коренное население, как будто знает кого надо сжечь и кто сгорит и совершенно не препятствует и безмолвствует при воцарении новых элит во власти в регионе - ...
      1219
      sugochka 3 сентября 2021 г. 19:30

      Инсайд - про Путина, Меркель, Макрона и НАТО. Читать всем.

      Давно нечего не публиковала, но здесь меня попросили поддержать автора и репостнуть статью.Тема любимая Андреем Девятовым, мандат небе и право править, орден дракона и судьба человечества. Какой он выход из кризиса и есть ли он. Человечество в тупике. Правительства всего мира, правят не в интересах людей и это понятно всем и каждому.Якобы Девятов позвал...
      4687
      sugochka 10 апреля 2021 г. 15:42

      Национальное сокровище Японии - меч «Кинджи Раден»

      В сокровищнице синтоистского святилища Храм Касуга Тайся в Наре, построенном в 768 году, хранится множество культурных ценностей, большинство из которых относятся к эпохе Хэйан (794-1185). Одной из главных реликвий храма является изготовленный в XII веке меч «Кинджи Раден кенукигата тачи», считающийся национальным сокровищ...
      3214
      sugochka Это наша жизнь
      16 августа 2020 г. 07:33

      След Израиля в белорусских протестах.

      Как и в случае с майданом на Украиной, cегодняшние протесты в Белоруссии контролируются сионистамиЛиберальные сионисты заранее готовили провокации против официального Минска, выждав нужный момент сионистская хасбара активизировала процесс уничтожения белорусского государства.Главным действующим лицом белорусского Майдана стал Сергей Тихановский, местный...
      2653
      sugochka Это наша жизнь
      12 августа 2020 г. 20:40

      Представители шляхетских родов в Российской империи, СССР, Российской Федерации

      Баратынский (Боратынский) Евгений АбрамовичГерб КОРЧАКОдин из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.   Белинский Виссарион Григорьевич 1811-1848Герб ЮношаПисатель, литературный критик, публицист, философ-западник Белинские — Белинские — дворяне и графы — ряд старинных дворянски...
      2180
      sugochka Это наша жизнь
      10 августа 2020 г. 20:40

      Гаплогруппа клана Борджигин

      Исследование китайских ученых поставило под сомнение, что Чингизиды носители С3 - старкластер.Среди бурят живут потомки чингизидов и потомки Бухэ-Бельгутэя. Потомки Бухэ-Бельгутэя также носители старкластера. Что, возможно подтверждает общее нирунское происхождение.Но, некоторые рода нирунов были носителями C3d - Дербеты, Мангууты были носителями N1C1-f...
      2540
      sugochka Это наша жизнь
      8 августа 2020 г. 08:36

      Как Британия несла в оккупированную зону Германии цивилизацию. ЖИЗНЬ В БРИТАНСКОЙ ОККУПИРОВАННОЙ ЗОНЕ ГЕРМАНИИ 1945-51

      Мальчик был казнен в день своего тринадцатого дня рождения, когда в его спальне была обнаружена фотография немецкого лидера.Побежденным людям была предписана голодная диета, чтобы уменьшить свою численность из-за голода.Кража была преступлением, караемым смертьюХранение любого вида огнестрельного оружия каралось смертью.Расстрел считался дорогим, повеше...
      3063
      sugochka Это наша жизнь
      6 августа 2020 г. 07:29

      Неонацист Эрнст Рёмер: «Россия и Германия должны слиться в одно государство»

      Эрнст Рёмер в 32 года стал генералом вермахта. После Второй мировой он возглавил Социалистическую Имперскую Партию, которая финансировалась МГБ СССР. В 1952 году он бежал в Египет, а затем в Сирию. Рёмер отстаивал идею ГеРуссии – единого государства немцев и русских, которое должно противостоять США и сионизму.Отто Эрнст Рёмер был верным нацистом и храб...
      1766
      sugochka 6 августа 2020 г. 07:19

      Победа Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года — заслуга вовсе не русская.

      Победа Б. Ельцина на президентских выборах 1996 года — заслуга вовсе не русская. Это заслуга американская, считают некоторые заокеанские аналитики. На выборах 1996 года победили Билл Клинтон и подотчётные ему политтехнологи, выступившие в роли «кураторов». Собственно, выиграл выборы Зюганов, но в пользу Ельцина постарались фальсификаторы.Как Билл Клинто...
      1148
      sugochka Это наша жизнь
      24 июля 2020 г. 07:24

      Китай на фронтах WWIII и лукавый выбор России

      О потенциалах КНР и США в захвате будущего на фронте Искусственного ИнтеллектаЦифровая трансформация миропорядка как выход из кризиса индустриального общества проводится ударами стратегических операций Третьей мировой войны нового гибридного типа (WWIII), которые с 2013 года ведут США и КНР.Нематериальное содержание (искусственный интеллект) и нова...
      1062
      sugochka Это наша жизнь
      23 июля 2020 г. 07:18

      Криптоюань как оружие победы в WWIII 

      «В начале было Слово». В конце же будет числоПолитическая экономия индустриального общества расширенного воспроизводства капитала написана А. Смитом и К. Марксом языком слов естественного интеллекта.Политическая экономия информационного общества цифровой экономики написана программистами китайской компании Huawei математическим языком компьютерных вычис...
      1437
      sugochka Это наша жизнь
      13 июля 2020 г. 07:25

      Курсом великого октября навстречу 100-летия КПК

      Специально для сценария фильма: «СИ ЦИНЬПИН. Судьба и мир. Биография продолжается»IПервую мировую (империалистическую) войну 1914-1918 гг. за передел ресурсов сырья и рынков сбыта в колониях вели коалиции:Германии, Австро-Венгрии, Турции (Тройственный союз),Франции, России, Британии (Тройственное согласие – Антанта).Война послужила прологом революц...
      1073
      sugochka Это наша жизнь
      5 июля 2020 г. 19:58

      Арест Василишина. Компромисс невозможен

      Известие о задержании Василишина, Беркута и Десятова в Киеве стало для многих большой неожиданностью. Роман Василишин и Игорь Беркут — фигуры очень сложные в украинской общественной жизни и медиапространстве.Как неприкрытый троллинг 80 уровня я воспринимала их рассуждения о построении Новой Великой Хазарии на территории Украины, об использовании электро...
      1811
      sugochka 2 июля 2020 г. 19:42

      К итогам общероссийского голосования 01.07.2020

      Об управлении в грядущем информационном обществеКонституция и масонерия – это видимая и скрытая стороны системы политического управления индустриального общества, появившиеся в XVII веке как результат буржуазных революций в Нидерландах и Англии.Первые писанные конституции появились в английских колониях Северной Америки (Коннектикута – в 1662 г.).М...
      1058
      sugochka 1 июля 2020 г. 19:18

      ДАЛ - ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

      Золотая статуэтка из Ленкорани (Азербайджанская Республика). Женское божество в облике "доброго пастыря". Археологическая находка, датированная примерно серединой I тыс. до н.э. Экспонируется в Национальном музее истории Азербайджана в Баку.Вероятно, это Дал - богиня охоты и леса, почитавшаяся в древней Кавказской Албании и Иберии. По сведениям Б. Ковал...
      1247
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика