«История саперкинских чувашей» является результатом просветительских изысканий учителей истории Саперкинского филиала МОУ Исаклинской сош Васильева В.В. и Михайлова И.С..
I часть книги представляет собой синтез идей и гипотез выдающихся деятелей науки об истории чувашского народа с XXX века до н.э. с опорой на личности, соблюдая основные хронологические рамки.
II часть книги – это непосредственная история чувашей села Саперкино со времени основания в 1762 г. до 2011 года.
Коротко об авторах - составителях
Васильев Владислав Валерианович - учитель истории Саперкинского филиала МОУ Исаклинской сош, ученик и преемник Михайлова И. С.
Родился в 1962 году в Исаклинском районе Куйбышевской области. Закончил Подбельское педучилище(1981г.) и Куйбышевский государственный пединститут, исторический факультет(1989г.). 25 лет преподавал, из которых 15 был директором школы. Автор книги «Афганцы» Исаклинской земли» (2006г.).
Михайлов Илья Степанович – бывший учитель истории и директор Саперкинской восьмилетней школы.
Окончил Ульяновское педучилище (1951г.) и Куйбышевский государственный пединститут, исторический факультет (1964г.). Педагогический стаж – 45 лет, директорский – 17. Очень долго возглавлял общество «Знание», являлся членом партбюро, внес огромный вклад в организацию и открытие краеведческого музея села Саперкино (1999г.).
Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР (1981г.)
Мы – остатки древних гуннов, а потом нас прозвали булгарами (болгарами), сейчас мы зовемся чувашами…
Ф. И. Иванов, учитель.
ВВЕДЕНИЕ
Кто я? Откуда берутся, где находятся истоки моего народа? Эти вопросы когда-нибудь, видимо, задает себе каждый здравомыслящий человек. Нужно набраться терпения и пуститься в глубокие размышления, исследования по нескольким историческим источникам, обратиться к материалам музеев, архивным данным, поговорить со старожилами, чтобы докопаться до истоков чувашей с. Саперкино.
Умение хранить и чтить прошлое – один из признаков культуры. Этим делом занимались и занимаются авторы данной книги, не претендуя на громкое признание, а ставя перед собой цель: просветить чуваш, вызвать в них гордость за нацию, за её славную, порой великую историю, культуру, самобытность народа на примере родного села. Книжка эта – дело чести учителей сельской чувашской школы, память нескольких поколений саперкинцев, кропотливо собиравших материал для школьного краеведческого музея. Анализируя имеющиеся исторические источники, можно сказать, что их теперь много. Достойными внимания мы считаем следующие издания: «Краткая чувашская энциклопедия» 2001г. Редакционный совет возглавляет Н.В.Фёдоров – президент Чувашской республики, редакционную коллегию – А.А.Трофимов. В книге приведены основные сведения по истории, культуре, общественному и государственному устройству чуваш. Большое внимание уделено видным уроженцам республики и представителям чувашской диаспоры. Главное направление энциклопедии – общественно – гуманитарное.
«Этническая история и традиционная культура» 2000г. Авторы – составители В.Б.Иванов, В.В Николаев, В.Д.Димитриев. Данная работа знакомит читателя с историей чувашского народа, выдающимися чувашами, культурой, религией.
В «Происхождении чувашского народа» В.Ф.Каховского, с использованием археологического, антропологического, этнографического источников, данных лингвистики, сведений древних и средневековых авторов исследуются проблемы чувашского народа.
Большой вклад в исследование истории, религии, культуры чувашского народа внёс академик РАЕН В.В.Николаев. Его монография «История предков чувашей» прослеживает исторический путь чувашского народа с 3тыс. до н.э. до 15 в нашей эры на огромных просторах Евразии.
Исследованием, достойным похвалы, является труд писателя М.Н.Юхма «Древние чуваши». В книге доступно и талантливо, живым колоритным языком рассказывается об истории чуваш с 8 века до н.э.
Имеется несколько научных предположений происхождения чувашского народа. Удалось выявить следующий примерный путь и истоки чувашей:
Народы, хронология, географическое положение миграции предков чуваш.
Шумеры (гутии) XXX век до н.э. Иранское нагорье →
Индоиранцы (сиры) XXX век до н.э. – VII век до н.э. Гиндукуш→
Чешийцы, VII в. до н.э. – V в. до н.э. Тянь-Шань →
Хунны (согдийцы) V в. до н.э. – IV в. до н.э. Алтай, Семиречье→
Гунны IV в. до н.э. – I в. н.э. севернее Китая→
Болгары и савиры I в. – II в. Казахстан, Предуралье→
Гунно-болгары III-V вв. Восточная и Западная Европа→
Болгаро-чуваши, хазары VI-VII вв. Приазовье, Причерноморье, Северный Кавказ→
Чуваши VII-XXI вв. Среднее Поволжье.
Материальная культура тюрков: войлок, кожа, дерево, меха – сохраняется плохо во времени. Этим объясняется её крайняя редкость.
Наши дальние-дальние предки были скотоводами-кочевниками, начавшими приобщаться к земледельческому труду. Впервые в письменных источниках под именем индоиранцев (сиров) они упоминаются в северо-западной Индии, а также у подножий и в горах Гиндукуша. Время пребывания в Центральной Азии наших предков запечатлелось в их культуре и языке. В языке много этнографических параллелей с тюркскими народами Алтая и Южной Сибири: хакасами, уйгурами, тувинцами, алтайцами. Это проявляется в элементах жилища, утвари, пищи, одежды, вышивок и украшений, языческой религии, мифологии и фольклоре. Как и монголы, тунгусо-маньчжуры, тюрки входят в алтайскую языковую семью. У чувашей наблюдается до 900 лексических соответствий с монголами, общая Р-основа языков, что подтверждает выделение и монгол, и тюркоязычных предков чувашей из одной общности. Чувашский язык сохранил древнейшие слова, употреблявшиеся в эпоху слабой самостоятельности тюркских и монгольских языков.
В конце III в. до н. э. началось движение гуннских племен на запад, на территорию Средней Азии и Казахстана. Во II веке н.э. оногуры(вун «десять + Вакар «бык»), т.е. союз десяти огурских племен, имеющих символ быка, вторгаются в Семиречье и получают от ираноязычных земледельцев прозвище сабир (персидское «наездник»). Отгонное скотоводство на север их столкнуло с предками хантов, манси и венгров(уграми).
В современном венгерском языке насчитывается до 300 чувашских слов. Сравним венгерские ёкор «бык» - чувашское вакар; кечке «коза» - чувашское качака; арпа «ячмень» - чув. урпа; сепре «дрожжи» - чув. сепре; еке «плуг» - чув. ака и др.
В дальнейшем повествовании уместно вспомнить далеких, но непосредственных предков чувашей – тюрков. Ведь также как и у татар и башкир наши корни идут от них. Только они относятся к кыпчакской (половецкой) ветви, а мы булгарской.
Многие историки склоняются к тому, что гунны появились от слияния племен хунну с тремя племенами угров, предков венгров. Несколько познее в состав гуннского союза вошли и предки чуваш. Сегодня общепринято, что чувашский язык наследник древнего (III – II тыс. до н. э.) юго-восточного языка, который теперь называют пратюркским, впоследствии распавшегося на множество тюркских языков. Подхваченные народами с Восточно-иранского нагорья на северо-восток в степи, гутии(кутии) перенесли эту приставку на множество других племен гути – ути – уни – и т. д. с окончанием –гуры, -угуры(т.е. вугур – с чувашского «бык»).
Чувашский язык образует болгарскую ветвь тюркской группы в алтайской семье языков, но включает в себя слова из различных семей языков: семитской, индоевропейской, урало-алтайской (тюрко-монголо-угро-финской).
Чувашский язык чуть ли не единственный живой архаический пратюркский язык.
ДРЕВНЕЙШИЕ ПРЕДКИ ЧУВАШ.
Народ умирает, когда становится населением.
А населением становится, когда забывает свою историю...»
Ф. Абрамов
Каждый народ хранит шесть величайших ценностей – культуру, язык, историю, имя, фамилию и религию. Живя на земле тысячи и тысячи лет, мы, чуваши, уже потеряли имя, фамилию и религию. Что будет с первыми тремя?
В истории чувашского народа много неизученного. Тем более отрывочны сведения о древнейших чувашах. Изучение истории наших древнейших предков мне представляется более логичным с карты, предложенной Николаевым В. В. В книгах видно расселение ариев с III тыс. до н. э., давших начало практически всем народам Евразии. Первым древнейшим народом, имеющим отношение к чувашам являются жители Двуречья – Гутии(Шумеры). Шумеры пришли в район дельты Ефрата и Тигра последними из семитской ветви. Они принесли с собой более высокую культуру, которую навязали семитам(евреям). Но где сформировалась их культура? Кто знает, может быть, шумеров избрал Бог для переселения из одной страны в другую и открытия истины… В эпоху шумеров был город- государство Уби-Аршак(«Уби» по-чувашски медведь). Деревня Убеево была в Красноармейском районе Чувашии. Даже недалеко от Саперкино имеется деревня Убейкино.
Потепление климата, сужение оазисов и превращение их в пустыни, увеличение численности населения в Передней Азии привело к нехватке территории. В Центральной Азии, наоборот, после схода ледников вырастали травы. Посредине Евразии образовались прекрасные условия для развития кочевых держав. Древнейшие предки чуваш переселились в окрестности гор Гиндукуша.
Дальнейшие следы наших древнейших предков, видимо, нужно искать в княжестве Чеши, расположенном на границе Центральной и Средней Азии в VII веке до н. э. Соседями их к этому времени стали древнекитайцы. В переводе на русский корень Че или Чеши означает колесо или телега. Это в свою очередь только подтверждает ранее высказанную мысль о переселении и кочевом образе жизни. Причем именно шумеры впервые используют повозки на колесах, а за ними чеши.
Во II веке до н. э. китайцы добрались до Турфана. Турфанская котловина(впадина) в отрогах Восточного Тянь-Шаня, в Китае тектонический прогиб глубиной до 154 м(самое низкое место в Центральной Азии). Солончаки. Турфанский оазис.
Здесь была столица немногочисленного, но самостоятельного народа. Она была зафиксирована под названием «чеши» или «чаши»(у китайцев есть два иероглифа, звучащих как Ча и Ши. Они созвучны с термином «чуаш».)
Земледельческий Чеши был житницей хуннов. Княжество имело и важное стратегическое значение, так как через него лежал шелковый путь из Китая. Его население занималось кроме земледелия, и торговлей. Княжество Чеши было базой хуннского продвижения на запад. Воины Чеши воевали в составе хуннов. Например, в 90 г. до н. э. против 40 000 китайцев хуннский предводитель Янькюй выставил всего лишь 20 000 хуннов и 3750 пеших чешийцев. Однако обладавшие более высоким боевым духом кочевники(и чеши среди них) победили.
С 13 в до н. э. стали возвышаться хунны. Между хунну и китайцами произошли войны за княжество Чеши. Они длились с переменным успехом и в начале нашей эры. Всё же несмотря на разгром китайцами северных хунну, южные смешались с жителями Чеши. В это же время держава Хунну делится на Восточную и Западную. Западные хунны всё чаще называются теперь гуннами. С ними и смешались чеши.
Дальнейшие следы чуваш заметны в Согде. Географически это Семиречье.
Согда или, Сугут – древнее государство в Средней Азии. ПлеменаСогды (Сугуча) являются частью чувашского этноса. Вместе они создали свое государство. В 525 г. до н.э. персы во главе с Дарием I после завоевания Египта вторглись в Среднюю Азию. Юноша Ширак, притворившись изменником, завел персов в пустыню, подобно Сусанину, где был изрублен на куски, но и завоеватели все до единого погибли в песках.Предки чуваш хорошо знали Александра Македонского. В чувашском языке сохранилось его имя – Эскемер. Сугутчане под руководством Спитамана в 329 году до н.э. не раз в сражениях побеждали македонцев. В этом мы убеждаемся взглянув на карту древнего мира, где эта территория вся отмечена красными точками восстаний. После гибели Спитамана выделился другой полководец – Оксиарт. Любовь полководца к дочери Оксиарта Рохшанак примирила народы. Александр женился на Роксане и это сблизило его с «варварами». После смерти Александра Македонского регентом стал его полководец Кассандр. В 307 году до н.э. он призывает тайно убить царевича и его мать Роксану. Далее племена массагетов, саков, сугутчан, парфян, чеши, булгар, савир под натиском персов и македонцев из Средней Азии переселились в окресности Алтайских гор. Одно из племен хунну называло себя гуннами. От них название распространилось на всех хунну.
В учебнике «Истории древнего мира» для 5 класса Ф. П. Коровкина читаем: «В 221 году до н.э. Цинь Ши Хуан стал первым циньским государем. Он приказал построить стену для защиты страны от гуннов. Воинственные племена гуннов кочевали к северу от Китая и нападали на китайские города и села. На строительство Великой Китайской стены было собрано множество крестьян, рабов, воинов и осужденных. Затем китайские армии нанесли поражение гуннам». Почти не вызывает сомнения факт незнания большинством чуваш, что гунны – это наши древнейшие предки. И, конечно же, учителям истории чувашских школ необходимо на это обратить внимание и уделять гуннам хотя бы один-два урока.
Возвышение гуннов связано с полководцем Моде (Метте). В это время к гуннам прибыли китайские послы. Они стали требовать уступки пустующих у гуннов земель, оказавшихся далеко от их основных кочевий.
«Земля – основа Эля! – говорит Моде. – Если мы не сможем защитить свою землю, не можем называться свободным народом!»
Моде объявил себя сыном великого Бога Тангара(также древнейшего чувашского) и пошел войной на китайцев в 209 году до н.э. Спаянные крепкой дисциплиной , взаимовыручкой, вооруженные усовершенствованными луками гунны разгромили врага. Кроме обычных стрел у них были и свистящие, и горящие. Интересно и использование гуннами фактора психологической атаки. Свое войско они разделяли как бы на четыре полка: на белых, вороных, серых и саврасых конях. Представьте себе: идет войско, десять тысяч конников, все на конях одной масти, будто сплошная стена и нет от нее спасения. А где-то в стороне другое войско, там тоже все на конях одной масти…
Все гуннские племена делились на на 24 части. Самые сильные и многочисленные племена: хуяны (куяны) , сюйбу и ланьцы. Хуяны всегда были первыми. Даже китайцы старейшин других племен называли князь, а этого – ванном, т.е. царем.
Куян по-чувашски и сейчас – заяц. Чувашское слово и три тысячи лет назад звучало так же, как и сейчас, означая быстроту передвижения, и любовь к степным просторам. В чувашской народной песне есть строки:
Лети, лебедь, лети, лебедь,
Сядь на середине китайского поля.
На середине китайского поля белая пшеница,
Нас объединяет один и тот же Бог! Китайцы с древних времен выращивали белую пшеницу – рис. Поселившись на Северном Кавказе, Приазовье, Поволжье, чуваши перестали пользоваться им, но память о нем осталась в песнях и национальных блюдах. Так в чувашском национальном блюде «хуплу», готовящемся на сковородке, после слоя теста и жира насыпается пшено или рис. Затем идёт слой из картофеля и мяса. Сверху этот своеобразный пирог вновь накрывается слоем теста. В следующем блюде чуваш так же отваривается рис, а по мере его готовности добавляется свежая кровь только что забитого животного.
Изучая образ жизни гуннов, обычаи, традиции, их одежду, топонимику, мы видим неизменное сходство с чувашскими.
Дальнейший путь гуннов проходил по территории Казахстана, Южной Сибири. В предгорьях Урала и ранее по пути они, смешавшись с родственными кочевыми племенами угров, определили направление дальнейших завоеваний – Европа.
БОЛГАРСКИЙ ПЕРИОД
В 374 году племена и роды бывшей гуннской державы устремляются на Запад. Начинается Великое переселение народов. Эти всадники «приросшие к своим коням, скачут врассыпную, без всякого порядка, с неожиданными обратными набегами, сражаются копьями с острыми костяными наконечниками, а в рукопашном бою дерутся, очертя голову, мечами и, сами уклоняясь от ударов, набрасывают на врагов крепкие витые арканы».
Гунны разбивают аланов, предков осетин, живших на Кавказе. Затем они вторгаются в земли остготов в Крыму и захватывают их столицу. В 400 году, разбив войска Восточной Римской империи во Фракии (Балканский полуостров) гунны оказались у стен Константинополя. Взять его, однако, они не смогли.
В 433 году царем всех гуннов становится Аттил (Атилла). Он укрепляет армию и начинает создание империи.
В 442 году гунны вторгаются в Западно-Римскую империю и разбивают огромную римскую армию.
В 448 году, после завоевания Балкан, Аттил с войсками вторгается в Западную Европу. Гунны дошли до Парижа. Вся Европа молится: « О Боже, спаси от мора и гуннской стрелы».
Главная сила восточного народа была в его высоком духе, опиравшемся на развитую религию, древний культ Тенгри. Некоторые племена пришли в языческую Европу под знаменами с крестом. Крест на хоругвях Аттилы был символом Тенгри хана – верховного бога древней религии (Слово «хоругвь» происходит от тюркского «хоруг» - «стяг», «знамя» - и переводится как «защита», «покровительство»).
И вот на берегах Эны и Сены, у тёсов Шампани и Охотского леса сошлись на битву Запад и Восток, город и степь, крестьянин и кочевник, дом и шатер.
Однако в 451 году на Каталунских полях гунны терпят поражение от объединенных западно-римских войск Аэция и поворачивают назад на восток, чтобы собраться силами и подготовиться к вторжению на основную территорию Западной Римской империи. Известно, что с ними были болгарские племена и савиры («белые гунны»).
В 453 году Аттила, прозванный «бич божий» умер. Его тело поместили в три гроба: сначала в золотой, этот в серебряный, а затем в железный. Железный вместе с несметными сокровищами был предан земле. Затем гунны убили всех участников похорон для сохранения тайны. Если бы найти могилу Аттилы, чуваши смогли бы раскрыть много тайн происхождения своего народа.
Известно, что жену Аттила звали Херкке. Это слово производное от чувашского слова девушка. Другое ее имя – Кримкилте. Самая древняя эпическая поэма чуваш «Аттил и Кремкилте».
В национальной художественной галерее Будапешта имеется картина венгерского художника Мор Тане «Пир Аттилы». На ней сверкающий дворец. Атитил на престоле в окружении своих сыновей – Эллака и Ирнака. На голове царя прекрасная корона. Его внимание приковано к певцам, пришедшим к нему в гости. Картина не случайна. Ведь предки венгров кочевники угры (бассейн реки Оби). Точно известно их пребывание в Предуралье. Племена угров, также как и древних чуваш, принимали участие в походах Аттилы. Этим объясняется и языковое сходство двух народов.
К началу VI века гуннам, живущим в Приазовье и Северном Кавказе приходится лавировать между двумя великими державами – соседями: Ираном(государство Сасанидов) и Византией. Вообще тюрки к началу VI века занимают территорию от Дона до Амура.
Видимо, этому способствовали применение ими первыми стремян и сабли в бою. Стремена позволяли более уверенно держаться верхом и точнее стрелять из лука, увеличивалась сила удара копьем. Сабля же была легка, удобна и достаточно длинна в качестве холодного оружия.
Тюрк означает «сильный, крепкий». Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах. В легендах о похождении тюрок прародительницей значится волчица.
На фоне завоеваний тюрков Восточная Римская империя кажется уже совсем небольшой. Даже после распада державы Аттилы, тюрки еще долго наводили ужас на соседние народы. А тяжеловооруженная конница тюрок явилась праобразом средневекового рыцарства.
Смерть Аттилы привела к распаду империи гуннов. Другого такого прирожденного лидера не нашлось. После распада империи гуннов войны велись даже между родственными племенами. Они так ослабили себя, что устранили, как писали историки-современники тех событий, почетную приставку «гунно» в своем прежнем названии «гунно-болгар».
Оценили 30 человек
33 кармы