БУНДАХИШН — «Сотворение основы»

1 1894

Перед нами — персидская доисламская мистика.

Кто-то даже говорит об алхимическом подтексте этого источника (об алхимии — позже).

Считается, что это — сделанный на пехлеви пересказ и комментарий одной из утраченных книг Авесты (Дамдат-наска), посвященной космогонии и космологии. 

Немного о тексте:

(см.: http://www.pravenc.ru/text/153645.html)

Космогония

Ормазд (см. ст. Ахура Мазда), пребывающий в вышине, в «области света», был отделен безвоздушным пространством от Ахримана, пребывавшего во тьме, «в самом низу»;

затем Ахриман напал на Ормазда, и тот создал мир во времени и пространстве и заключил со своим противником договор о продолжительности их борьбы.

Первыми сотворенными созданиями являлись 7 «бессмертных святых» — амахраспанды:

Ормазд покровительствует человеку, Вахман — скоту, Ардвахишт — огню, Шахривар — металлам, Спандармад — земле, Хордад — водам, Амордад — растениям.

Каждому из них противостоит дэв, созданный Ахриманом.

Вечными кроме Ормазда являются вера, пространство и время.

Материальный мир создается за 6 периодов, когда были сотворены последовательно небо, вода, земля, растения (земной мир описывается также в главах 8-25), «единосотворенный» бык и Гайомарт.

Ормазд предоставляет фравашам (бессмертным душам) выбор между вечным пребыванием в духовном состоянии или воплощением в материальном мире для того, чтобы обеспечить победу над злом, фраваши выбирают второе.

Ахриман, которого Ормазд лишил силы чтением особой молитвы Ахунавар и созданием Гайомарта, остается бездеятельным 3 тыс. лет, но «Распутница», дэв женск. пола, подстрекает его напасть на небо, землю, воду и др. творения Ормазда (гл. 1-5);

в 6-й гл. подробно рассказывается о нападении Ахримана на творение Ормазда — на небо, воду, землю, растения, единосотворенного быка (чей труп дает жизнь растениям, а семя, собранное и очищенное на луне, — животным), Гайомарта (из его тела образованы металлы, а из семени, собранного и очищенного на солнце, — первая человеческая пара, сначала в форме ревеня), на огни и т. д.

Антропология

2/3 семени Гайомарта были собраны Нерйосангом, земля приняла оставшуюся треть, из к-рой возникает ревень, чей ствол превращается в первую человеческую пару: Машйа и Машйане. Они не слушаются Ормазда, почитают дэвов, познают таинства супружества, и у них появляется потомство (гл. 14).

Далее в Б. подробно описывается человеческий организм (гл. 28) и рассказывается о судьбе души после смерти: 3 дня она пребывает возле тела, на 4-й покидает этот мир и встречает свою веру в виде девушки, красивой или уродливой, в зависимости от праведности или греховности души.

Затем душа проходит через мост Чинвад, широкий, если она праведна, или узкий, если грешна; изображаются рай, ад и чистилище для тех, чьи добрые дела уравновешивают злые (гл. 30).

Эсхатология

По Б., для воскрешения людей Ормазд воспользуется костью от земли, кровью от воды, волосами от растений, глазами от огня, т. е. воскрешение будет своего рода «восстановлением» человека.

Гайомарт, созданный первым, и воскреснет первым, затем все воскресшие подвергнутся суду в собрании Исадвастара, сына Зардушта.

Каждый почувствует на себе последствия своих поступков и претерпит испытание расплавленным металлом, к-рый для праведных «покажется теплым молоком».

Родители, дети, братья и друзья снова встретятся. Сошйанса убьет быка Хадйоша, из его жира и из хома (подробно описанного в гл. 24) приготовят напиток бессмертия для воскресших. Все демоны будут побеждены.

На обновленной земле не будет гор, она станет гладкой и ровной, а мир — бессмертным навечно.

В целом, возраст мира насчитывает 12 тысячелетий,

и каждому соответствует знак зодиака (в гл. 5 дан «гороскоп мира»)...

А теперь — сам текст Бундахишна...

Астральные воззрения

Глава II

О сотворении светил

Между небом и землей Ормазд сотворил свет, звезды созвездий и не созвездий, затем луну, затем солнце. Как он говорит, сначала он создал (небесный) свод, а на нем укрепил звезды созвездий, а именно этих двенадцати: Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб, которые при сотворении были поделены по двадцати семи (лунным) домам, названия которых:

Падасавар, Пеш-Парвиз, Парвиз, Пас (Парвиз), Ахуксар, Баху(?), Рашнават, Тришак, Азарак, Нахв, Мийан, Апатум, Мушта, Стар, Хусрав, Срув, Вар, Дил, Драфш, Вананд, Дит, Йог, Мулук (?), Беш, Катаксар, Катак-Майан, Катак.

И (Ормаздом) определены места для всех материальных творений, и потому, когда наступает Враг, они побивают своего противника и соперника, и (таким образом) творения спасаются от своих противников, подобно воюющей армии, готовой к сражению.

Для помощи (им) предназначена каждая звезда из шести миллионов четырехсот восьмидесяти тысяч малых звёзд.

Среди тех звёзд — четыре главных, назначенных полководцами в четыре части (света). По указанию этих полководцев в разные части (света) и разные места назначено большое число хорошо известных звёзд, и они приданы созвездиям для совместных усилий и могущества.

Как он говорит, Тиштар — полководец востока, Садвес — запада, Вананд — юга, Хафторинг — севера. Полярной именуют (ту звезду), которую называют “гвоздь центра неба”.

До тех пор пока не пришел Враг, всегда был полдень, то есть рапитвин.

Ормазд с амахраспандами в рапитвин совершил обряд в духовном плане и этим создал всякие средства, нужные для уничтожения противника.

Он посоветовался с сознанием (?), фраваши людей и всеведущей мудростью, явился к людям и сказал:

“Что вам кажется полезнее, чтобы я сделал для вас в этом мире: пусть вы в телесном образе сразились бы с демоном и он был бы уничтожен, а я в конце опять сделал бы вас здоровыми и бессмертными, <в конце> вернул бы вас в мир, и вы бы стали вечно бессмертными, нестареющими и невредимыми, или (мне) надо вас вечно защищать от Врага?”

Тогда противники Лжи согласились со всеведущей мудростью, чтобы зло от демона Ахримана настигло их, дабы в конце опять оказаться на земле без соперников и без противников, здоровыми и бессмертными, воплотившись навсегда и навечно.

Глава V

О семи планетах

Так как он опять одобрил сотворение мира на земле.

Семь полководцев планет явились семи полководцам звезд: так, планета Тир (явилась) Тиштару, планета Бахрам — Хафторингу, планета Ормазд — Вананду, планета Анахид — Садвесу, планета Кеван — Полярной звезде, Гозихр и разбойничья хвостатая (комета) Мушпери — солнцу, луне и звездам.

Солнце прицепило Мушпери к своей колеснице с тем <условием>, чтобы она могла причинить меньше вреда.

О горе Албурз известно, что она (располагается) вокруг мира, гора Тирак — в его центре.

Вращение солнца подобно короне вокруг мира. В чистоте, над горой Албурз, оно обращается („возвращается") вокруг Тирака. Как он говорит: “Тирак Албурза, за который возвращаются мои солнце, луна и звезды”. Так как на Албурзе имеется сто восемьдесят окон на востоке и сто восемьдесят на западе, солнце каждый день выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение луны и звезд (зависят) от этого.

Каждый день (солнце) освещает три с половиной кешвара Как это видно („глазу"), каждый год дважды день и ночь равны, поскольку в первоначальной (битве), когда (солнце) вышло из первой (звезды) дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны.

Когда (солнце) достигает первой (звезды) дома Рака, время (дня) наибольшее, (это) начало лета.

Когда (солнце) достигает первой звезды дома Весов, день и ночь равны, (это) начало осени.

Когда (солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь больше, (это) начало зимы,

а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны.

Так что (с того времени), когда оно выходит из Овна, до того, как оно вернется в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных, оно входит и выходит через те же окна. (Эти) окна не названы, потому что, если бы они были названы, дэвы узнали бы тайну и могли бы причинить вред.

От того места, откуда солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый короткий день, — восточный кешвар Савах.

От того места, откуда оно восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий день, — южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш.

От того места, где (солнце) заходы в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый длинный день, — западный кешвар, Арзах.

От того места, где оно (восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый коротких день), — северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт.

Когда солнце поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах, Фрададафш, Видадафш и половину Хванираса. а когда заходит по ту сторону Тирака, то освещает кешвары Арзах, Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь день, там — ночь.

Материальный мир

Глава XI

О свойствах земли

(О) свойствах земли он говорит в Авесте, что (есть) тридцать три вида земли.

В день, когда Тиштар пролил дождь и когда от этого появились моря, вся местность, наполовину залитая водой, разделилась на семь частей.

Часть, равная половине (всей местности), — центр, а шесть частей — вокруг.

Эти шесть частей равны Хванирасу, их назвали (“кешвар”), и они расположены бок о бок: так, часть, которая в восточной стороне от (Хванираса), — кешвар Савах, в западной — кешвар Арзах, в южной две части, кешвары Фрададафш и Видадафш, в северной две части, кешвары Ворубаршт и Ворузаршт, а тот, что центральный, — Хванирас.

В Хванирасе есть море, так как его окружает часть моря Фрахвкард. Из Ворубаршта и Ворузаршта выросла высокая гора, так что никто не может пройти из кешвара в кешвар.

Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нем, потому что Каяниды и герои были созданы в Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она была перенесена в другие кешвары.

В Хванирасе родился Сошйанс, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение.

Глава XII

О свойствах гор

О свойствах гор он говорит в Авесте, что сначала выросли горы за восемнадцать лет, а (гора) Албурз росла на протяжении восьмисот лет: двести лет (она росла) до стоянки звёзд, двести — до стоянки луны, двести — до стоянки солнца, двести — до (стоянки) бесконечного света, тогда как другие горы, числом две тысячи двести сорок четыре, выросли из (горы) Албурз.

[...] ...и (другие) малые горы. Я назову их второй раз: гора Албурз окружает эту землю и связана с небом. Что касается Тирака (горы) Албурз — это та (гора), через которую проходят звезды, луна и солнце, и через нее они возвращаются. Высокая (гора) Хугар — та, с которой, с высоты, (равной росту) тысячи человек, устремляются вниз воды Ардвисура. Гора Хусандом — та, что из блестящего металла — небесного вещества, — в середине моря Фрахвкард, в которое вливается вода с (горы) Хугар. (Гора) Чикат-Даити — это та, что в центре мира, высотой, (равной росту) ста человек, на которой стоит мост Чинвар, и на том месте предъявляют счет душам.

<Гора Албурз> Вершина гряды Арезур (находится) у ворот ада, где всегда пристраиваются дэвы.

И еще он говорит: «Не считая Албурз, Апарсин — гора наибольшая».

Гору Апарсин называют горой Парса, и начало ее в Систане, а конец — в Хузистане.

Гора Мануш — гора, на которой родился Манушчихр. Другие горы в большинстве выросли из этих (гор).

[...]

Глава XIII

О свойствах морей

О свойствах морей он говорит в Авесте, что море Фрахвкард занимает одну треть (земли) на юге, на границе с Албурзом, так что оно хранит в себе воду тысячи озер, таких, как источник Ардвисур, который некоторые называют ключ-озером.

Каждое озеро единственное (в своем роде), есть (озера) большие и маленькие, есть некоторые, которые всадник на коне объезжает („вокруг") за (40) дней, что составляет протяженность в тысячу семьсот фрасангов. Из-за тепла и свежести воды <воды> Ардвисура, очищающей больше, чем другие воды, всё постоянно вытекает из источника Ардвисур.

На юге горы Албурз <там> построено сто тысяч золотых каналов, и эта вода, теплая и свежая, поступает через канал на высокую (гору) Хугар. На вершине этой горы есть озеро, и в это озеро (вода) втекает, очищается (в нем) и по другому золотому каналу течет и вытекает. На высоте, (равной росту) тысячи человек, от этого канала отходит открытый золотой рукав к горе Хусандом, что в середине моря Фрахвкард. Оттуда часть (воды) для очищения моря (течет) в море, а часть разбрызгивается влагой по всей земле, и все создания Ормазда от нее получают исцеление, и она уничтожает (сухость) (воздуха).

[...]

Из соленых морей три – главные, а двадцать три — малые. Из трех главных одно — Путик, одно — Камруд. одно — Сияхбун. Из всех трех Путик — наибольшее, в котором есть прилив и отлив, и оно находится в той же области, что и море Фрахвкард, и соединяется с (этим) морем.

Между морем Фрахвкард и Путик, (что) рядом с ним имеется море, которое называют озеро Садвес.

Густое и тяжелое зловоние <предпочитает> проходит из моря Путик в море Фрахвкард.

Сильным высоким (ветром) озеро Садвес изгоняет (зловоние), и всё чистое и прозрачное попадает во Фрахвкард и источник Ардвисур и снова впадает в Путик.

Уровень (?) этого моря связан с луной и ветром, и оно приходит и уходит, увеличиваясь и уменьшаясь, (в зависимости) от вращения (луны).

Уровень (?) озера Садвес связан со звездой Садвес, (под покровительство) которой (попадают) моря (южной) области, а другие, в северной области, попадают под покровительство Большой Медведицы.

Относительно прилива и отлива он говорит, что из-за луны везде постоянно дуют два ветра, местопребывание которых в озере Садвес. Один называют (ветром) нижнего направления, один — верхнего; когда дует (ветер) верхнего — прилив, а когда дует (ветер) нижнего — отлив.

Что касается других морей, в них нет (ничего) от <этого свойства> вращения луны и в них не бывает прилива и отлива.

Море Камруд — то, которое проходит на севере, в Табаристане, море Сияхбун — в Руме.

Из малых морей самое малое — море Каянсе, что в Систане.

Сначала в нем не было вредных тварей, змей и лягушек, а вода была слаще, чем в других морях, а потом („во-вторых") (оно стало) соленым. Из-за зловония вблизи (него) нельзя подойти к нему близко, так велики зловоние и соленость из-за сильного порыва („удара") горячего ветра. Когда случится воскресение, (озеро) опять станет сладким.

О свойствах рек он говорит в Авесте, что две реки текут с севера, частично („половина") — с Албурза Ормаздова, (частично — с Албурза восточного). Одна течет на запад, эта река (Арак), одна — на восток, это Вехруд.

Глава XXI

О семи видах жидкости (?)

В Авесте он говорит о семнадцати видах вод.

Так, одна вода — та, что находится в растениях; вторая — та, что течет с гор, то есть реки;

третья — та, что дождевая; четвертая — та, что стоячая (вода) других особых (водоемов);

пятая — семя животных и людей; шестая - моча животных и людей;

седьмая — слюна животных и людей; восьмая — вода, что в коже животных и людей;

девятая — слезы животных и людей; десятая — кровь животных и людей;

одиннадцатая — жир (?) («масло») в животных и людях, необходимый в обоих мирах;

двенадцатая — пот животных и людей (влага, что в матке животных и людей), которой выкармливают детенышей;

тринадцатая — капля, что появляется на ветке, (если ее поместить) на расстоянии четырех пальцев от огня; четырнадцатая — (молоко) животных и людей.

Все эти (воды) при росте или формировании тела смешиваются в одну воду, потому что (вода) для обоих — формирования тела и роста — одна (?).

И ещё говорят, что этими тремя реками, а именно рекой Арак, рекой Марв и Вехрудом, духи были не удовлетворены, потому они не текли бы по миру из-за загрязнения стоячей (воды), которое они (в них) видят. Поэтому (эти реки) пребывали в горе (?) до тех пор, пока не явился миру Зардушт, который (говорит): «Я дам (спасение (?)), которое тебе ...(?)».

Он совершает <в них> возлияние, оздоравливает их и обещает покровительство.

И ещё он говорит, что вода, которой (совершено) <больше> возлияние (и в которой) нечистоты меньше, а возлияние (в ней) увеличилось, — через три года возвратится к источнику. Та, в которой нечистота <меньше> и возлияние — оба - увеличились одинаково, возвратится (к источнику) через шесть лет. Та, в которой нечистоты больше, а возлияния меньше, возвратится через девять лет.

Таким же образом рост растений с той же силой (связан (?)) с корнем, и так же молитвы, которые произносят праведные, в такой же степени опять возвращаются к ним самим. О реке Нахвадак он говорит, что её загородил (?) Фрасияг Туранский. Когда явится Хошидар, она опять потечёт, (образуя) пастбища («места») для коней и источники моря Каянсе.

Некоторые иные категории...

Глава XVI

О сущности рождения

О сущности рождения он говорит в Авесте, что, когда у женщины заканчиваются месячные, то в течение десяти ночей, если с ней имеют близость, она забеременеет. Если она очистилась от месячных и пришло время забеременеть, всегда, когда сильнее семя мужчины, у нее бывает сын, когда сильнее семя женщины, — дочь, а когда оба семени равны, то двойня или тройня.

Если раньше извергается мужское семя, то оно прибавляется к женщине, и она становится сильной, а если раньше извергается женское семя, то оно становится кровью и от этого женщина делается слабой.

Женское семя холодное и влажное, оно течет из чресел (?), и цвет его — красный и желтый, а мужское — теплое и сухое, оно течет из головного мозга, а цвет (его) — белый и серый. Всё женское семя, если оно извергается раньше, занимает матку, а мужское семя остается поверх (женского) и заполняет ее. Всё (семя), что остается сверх того, снова превращается в кровь и возвращается в (кровеносные) сосуды женщины, а тогда, когда она родит, оно превратится в молоко, и она им кормит.

Так что, всё молоко происходит из мужского семени, а кровь — из женского.

Говорят, эти четыре вещи мужского (рода), (а эти) — женского: небо, металл, ветер и огонь - мужского, и никогда не бывает иначе, а вода, земля, растения и рыбы — женского, и никогда иначе. Остальные творения могут быть и мужского, и женского (рода).

Что касается рыб, то он говорит, что в то время, когда они хотят иметь потомство, они движутся в потоке воды взад и вперед на расстоянии в один хаср, который равен одной четвертой фрасанга, а (фрасанг) (равен) четырем (хасрам). Во время этого движения (рыбы) трутся телами, от этого между (ними) образуются капли, и они обе беременеют.

Глава XVII

О свойствах огня

О свойствах огня он говорит в Авесте, что создано пять видов огня,

таких, как огонь Березасаванг — огонь, что возгорелся перед господом Ормаздом;

огонь Вохуфриян — огонь, что в телах людей и животных;

огонь Урвазишт — огонь, что в растениях;

огонь Вазишт — огонь, что в облаке и который в битве противостоит Аспенджаргаку;

Огонь Спаништ — огонь, что используют на земле, как и огонь Вахрам.

Из этих пяти огней один поглощает и воду, и пищу, как тот, что в телах людей.

Один поглощает воду и не поглощает пищу, как тот, что в растениях, которые живут и растут благодаря воде.

Один поглощает пищу и не поглощает воду, как тот, что используют на земле, как и огонь Вахрам.

Один не поглощает ни воду, ни пищу, как огонь Вазишт.

Огонь Березасаванг — тот, что (находится) в земле, горах и других предметах.

От сотворения основы Ормаздом они даны (людям) наподобие трех фарров, и мир процветает под их охраной и защитой. В правление Тахмурупа, когда люди переходили на спине быка Сарсаок из Хванираса в другие кешвары, однажды ночью, посреди моря, ветер обрушился на алтарь огня — алтарь огня, в котором был огонь. Так как (огонь) был установлен на спине быка в трех местах, когда ветер с огнем упал в <это> море, все три огня, подобно трем фаррам, все горели на спине быка, так что было совсем светло, и люди переправились через море.

В правление Йимы каждое дело выполнялось особенно удачно с помощью всех трех огней.

[...]

...Все эти три огня (составляют) единое тело огня Вахрам, и вместе с ними в нем пребывают земной огонь и фарры. Когда подобие тела человека образуется в утробе матери, (то) душа из духовного мира поселяется в (этом теле). Она управляет телом, пока оно живет, а когда тело умирает, оно смешивается с землей, и душа опять возвращается в мир духовный.

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • Из текста знаю только ревень Кисель из него вкусный..