И это всё Китай! Флаконы с росписью изнутри.

57 7566

История развития данного вида искусства сравнительно молода для Китая, в котором что ни вид искусства, то обязательно с древней, многовековой традицией. Историки предполагают, что в 16 веке португальцы завезли в Китай табак. Примерно в 17 веке служители Ордена иезуитов преподнесли императору династии Цин дорогой по тем временам подарок. Это была табакерка, наполненная лучшим сортом табака. В те времена табак не курили, его нюхали. Почему – то считалось, что именно нюхательный табак с добавлением сухих листьев роз, цветов жасмина, листьев мяты и камфоры является лечебным средством. Его нюхали, чтобы избавиться от кашля, головной боли, насморка, желудочных болей, применение нюхательного табака считалось полезным для здоровья. А вот табакерка, как предмет хранения «лекарства», не прижилась. Китайцы приспособили для этих целей маленькие стеклянные флакончики с пробками,

применявшиеся для лекарств.

Флакончики, в основном, были такого размера, чтобы их было удобно держать в ладони.

       

 Были и еще меньше, величиной буквально с горошину. С внутренней стороны крышки прикреплялась ложечка, чтобы доставать табак и нюхать его.


Со временем табак распространился и в среде простого народа.

 

Правда, само курение табака было запрещено в Китае в течение долгого времени.

       

 В 1612, 1638 и 1641 даже выходили строгие императорские указы насчет запрета курения.

       


И надо сказать, наказание там было довольно радикальное за нарушение указа императора – просто-напросто отрубали голову!

Стеклянные бутылочки для хранения табака украшали очень изысканно,

ведь первоначально ими пользовалась императорская семья.

       

С особой тщательностью и изыском их расписывали …изнутри!

Да-да, именно так – роспись помещалась не снаружи флакона, а именно изнутри.

 Такая кропотливая работа требовала особенного мастерства исполнения.

Рисунки выполнялись специальной тончайшей кисточкой, на которой волоски были закреплены под углом.

Мастер выполнял рисунок одной кисточкой, введенной через горлышко вовнутрь бутылочки.

 Мастера живописи достигли в этом деле непревзойденного мастерства, их изделиями мир любуется до сих пор,

а некоторые флакончики с росписью художников 17-19 веков стоят баснословные деньги и являются предметом вожделения и страсти коллекционеров.

Так, флакончик из фарфора, созданный пекинскими императорскими мастерами в 1736 - 1760 годах, был продан за 678 000 фунтов.

Одним из самых дорогих флаконов из стекла (был продан за 732,9 тысяч фунтов) стала бутылочка императора Цяньлуна, расписанная цветами лотоса на золотом фоне, а самой дорогой покупкой на аукционе Bonhams в Гонконге (были проданы по рекордной стоимости свыше 1 млн фунтов) стали одни из самых дорогих в мире флаконов для нюхательного табака из частной коллекции.

  До наших времен дошли флакончики нюхательного табака с изысканной росписью, поражающей воображение. Этот вид искусства сочетает в себе живопись, каллиграфию, резьбу, керамику, эмаль, мастерство обработки стекла, инкрустацию.

Во времена династии Цин такие флакончики производились в Гуанчжоу, Пекине, Тибете, Внутренней Монголии. Их широко использовали не только в Китае, но и в странах Азии, Японии, Индии.

Популярность расписанных изнутри флакончиков для хранения табака переживает второе рождение в 19 веке в Великобритании, в эпоху Королевы Виктории, когда диковинные китайские штучки становятся очень модными в высшем свете.

Сегодня табачные флакончики по-прежнему выпускаются в качестве сувениров. Современные художники бережно хранят секреты древних мастеров, передавая искусство нанесения рисунка от отца к сыну. Старинные изделия являются предметом коллекционирования, и стоят немалых денег.

 Но сегодня в Китае выпускается множество флаконов именно для коллекционеров,

в качестве сувениров,

и просто для подарочной индустрии.

Во многих странах мира созданы объединения и ассоциации поклонников этого вида флаконов.

 Кстати, сами флакончики изготавливали не только из стекла.

 

Они могут быть из керамики,

 нефрита,

фарфора,

слоновой кости,

бамбука,

рога животных.

Вот, например, флакончики из разных материалов.

 

Пекинский художник Сюй Бу рассказывает:

«Эти флакончики для нюхательного табака являются уникальным традиционным искусством Китая, оно возникло в период правления династии Цин под девизом Цзяцин, имеет 200-летнюю историю.

Это изумительное мастерство славится в Китае и далеко за его пределами, его называют уникальным искусством Китая».

 В Пекине учрежден НИИ декоративно-прикладного искусства и «внутренняя роспись» обрела четкую преемственность.

В настоящее время в стране существуют «пекинская школа», «хэбэйская школа», «шаньдунская школа» и «гуандунская школа».

Сюй Бу – потомственный художник. Его дед слыл известным мастером «внутренней живописи», но на жизнь он зарабатывал преподаванием.

Когда у него родился сын, он не очень хотел, чтобы тот в будущем занимался таким сложным и кропотливым делом. Но небеса распорядились иначе. В Китае существует обычай, через какое-то время после рождения ребенка, родители должны, как говорят в Китае, «抓运» - «поймать судьбу» ребенка.

«Поймать судьбу» означает, что перед ребенком раскладывают предметы, символизирующие различные профессии, так чтобы ребенок мог до них дотянуться и взять любой из них по своему желанию. Отец мечтал, чтобы сын стал государственным служащим, но малыш схватил стеклянный флакончик с внутренней росписью, и так крепко зажал ее в ручонке, что отец не смог забрать эту бутылочку из рук сына, ребенок очень цепко держал ее в руке.

Поскольку так распорядилась судьба, отец неохотно пошел на компромисс и дал сыну имя Сюй Пэнци, что означает - большое будущее. Прошло тридцать лет, и Сюй Пенци стал непревзойденным мастером «внутренней росписи».

Ему присвоено звание «Художник народного прикладного искусства провинции Хэбэй». Его произведения обрели широкую известность среди коллекционеров. Работы «Рассказы из кабинета ученого», «Лохани», «Конфуций», «Сто восемь повстанцев» приобретены коллекционерами различных стран мира.

А сейчас и его сын Сюй Бу перенимает семейные секреты мастерства. Сюй Бу после окончания художественного института продолжает учиться живописи, использует приемы традиционной китайской живописи и западной живописи во «внутренней росписи». Его работа «Корни» выставлена в Национальном музее Китая. Работа «Семья» в 1999 году завоевала бронзовую медаль на международной художественной выставке в Корее. Усилиями нескольких поколений «внутренняя роспись» стала неотъемлемой частью китайского искусства.

Семья художников Сюй занимает в этом искусстве особое место, место хранителей секретов древнего мастерства.

Обсудить
  • Браво, sunrise! Отличная статья и замечательные фотографии. Когда вижу такое, испытываю гордость за этих великих мастеров своего дела. Автору +++
  • Тут нет такой картинки, чтобы выразить весь набор и последовательность моих эмоций! ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩЕ! Благодарю!
  • Однозначно плюс ++++
  • Только гадость могли завезти колонизаторы из Европы.
  • +++