Как известно, бабочка летит на огонь. Но и на бабочку, как на огонь тоже слетаются отовсюду, к примеру, писатели. Погреться в лучах славы эффекта бабочки, пропиариться.
Тут недавно Регул выставил рассказ эстонской писательницы Хелью Ребане под названием «Бабочка» - https://cont.ws/@wpaulk/1123207. Потом еще выложил рецензию - https://cont.ws/@wpaulk/1129683. Где очень много буквочек, но мало смысловой нагрузки. Литературные критики и философы - они такие - могут много сказать и при этом не сказать ничего. К первому посту я отнесся иронически, но на второй я, прожженный писатель-фантаст, удержаться уже не смог.
Суть вот в чем. Этот, в общем-то, заурядный рассказик Регул выдает за шедевр. А в чем этот «шедевр»? - В затасканной и затертой до дыр теме эффекта бабочки. Да на эту тему писало не одно поколение писателей, фильмы снимались и даже целый сонм сериалов. И что? Из всех для меня, во всяком случае, единственным шедевром является фильм «И грянул гром». Остальные так себе, не оригинальны и вторичны. Особенно эта самая «Бабочка». Остановимся на ней подробнее. Позволю себе немного интерпретировать текст, как я его усвоил (выделено скобками), но строго придерживаясь фабулы рассказа.
Эпизод первый. Космонавт терпит бедствие в открытом космосе. Звездолет сломался. Жить осталось чуть-чуть. (Космонавту заняться бы срочным ремонтом во имя спасения своей жизни, звать на помощь), но тут подключается Некто. Доносится Глас из ниоткуда. (Чей он - божий или инопланетный, не совсем понятно). Вроде бы инопланетный - Великим Кольцом Разума назвался.
- (Кто ты такой и что ты такое, мы не знаем. Нам пофиг). Но сейчас по тебе судить будем все ваше человеческое племя. Добро или зло принесешь ты своей цивилизации? Вступать с вами в контакт или нет? (Почему, - не знаем, и не спрашивай. Мы так решили и точка). Ты должен знать, какой поступок помог тебе выдержать испытание. (А какого тогда проводить испытание, раз оно уже завершено, причем испытание космонавт уже выдержал?).
Эпизод второй. Некое помещение, непонятно где. Человек в белом. (Можно подумать, что это ангел, но крылья отсутствуют. Падший ангел? Непонятно). Присутствуют весы. (Не какие-нибудь навороченные инопланетянские - типа атомных, или даже мюонных, мезонных, кварковых, наконец, - а простейшие допотопные весы из старины глубокой. Такие, которыми якобы пользуется некто на божьем суде при оценке, куда отправить провинившегося раба - в рай или ад). Обычные аптекарские весы, маленькие. А что измеряют весы? Ах, да, благие деяния и грехи виновника торжества. (А вот тут уже присутствует элемент новизны, причем неожиданный. Деяния-то, оказывается, совсем необязательно таскать тяжеленными мешками, их можно по-современному просто отследить по перфоленте. Вот только проблемка - как удержать в маленькой чашечке аптекарских весов такие скользкие и неуправляемые ленты? Они же, заразы, так и норовят соскользнуть вниз). Но удержать их инопланетному ангелу как-то удается.
И вот тут подступает печалька. Может, из-за того, что весы допотопные, точный вес отследить не удается. Весы показывают окончательный итог - поровну, по нулям, тютелька в тютельку. Килограмм в килограмм, грамм в грамм, миллиграмм в миллиграмм (их на аптекарских весах отследить можно). Что же делать? Ну не может быть так, чтобы плохих и хороших дел было ровно поровну. Так не бывает!
- А вот тут есть еще кусочек, - отчекрыживает ангел-инопланетянин кусман перфоленты. - Про бабочку.
Эпизод четвертый. Планета Земля. Город. Дом, вероятно, пятиэтажка, судя по отсутствию лифта. По лестнице поднимается мужик. Точнее, тот же космонавт, невесть как мгновенно попавший сюда из космического корабля. Подбирает бабочку и выбрасывает ее в окно. Идет дальше.
Эпизод пятый. Опять лестница. Но на этот раз космо-мужик уже сбегает по лестнице вниз. На работу торопится. (Какую - здесь или же, все-таки, в космосе - непонятно). Бабочка опять на месте. (Твоюжтымать! Я же только что тебя в окно выбросил, а ты опять вернулась. Ну, раз так хочется, лежи). Он пробегает мимо бабочки.
Эпизод шестой. Ангел-инопланетянин в белом у весов. (Перебранка с Голосом.
- Какую бабочку?! Твоюжтымать! Убери ее немедленно! Выбрось!
- Так эта, она вот есть.
- Ты хоть понимаешь, что натворил? Теперь нам до обеда не управиться. И даже до скончания веков. Убери нахрен!
- Не могу уже. Зафиксировано веб-камерой. Утайка и подтасовка фактов наказываются.
- Ну, мля, попали мы, однако. Как кур в ощип.
- Чегой-то не пойму я всего этого бедлама. Объясните мне, неразумному, плиз!
- Бабочка - это палка о двух концах. Это еще бабушка надвое сказала. Или на троих. Сказанула, в общем. Эффект бабочки не имеет решения. Вот подумай, что произойдет, если этот то ли космонавт, то ли простой мужик на лестничной площадке выкинет бабочку в окошко?
- Спасет красоту мира и сохранит природу.
- Верно. Но это, если глядеть с одной стороны. А если с другой? Может, эта бабочка отложит яйца, и вылупившиеся гусеницы сожрут несколько акров леса. Критических акров, после которых лесов, так уверенно уничтожаемых человеком, уже не хватит для восполнения кислорода атмосферы. И тогда начнется неуправляемая цепная реакция по выжиганию космическим излучением поверхности планеты и всего живого на ней.
- Тогда лучше, если он не выпустит бабочку, а просто пройдет мимо. Тогда этого не произойдет.
- Тоже не есть хорошо. Бабочка сдохнет, и ее никто не съест. Нарушится какие-то пищевые цепочки, начнут вымирать птицы, животные и даже микробы, которые питались этой бабочкой. В итоге может исчезнуть весь мир.
- М-да, стоит задуматься. И какое решение будет правильным?
- Тут думай - не думай, а решения нет. И не существует. Все, сворачиваемся. Накосячил ты с бабочкой. Эксперимент неудачный, зациклился. Попробуем в другой раз, на другом индивиде. Этот оказался бракованный).
Накосячивший собирает чемодан и удаляется. Финита ля…
Вот, где-то так. Утрируя, конечно. Причем этот испытуемый образец поступает (хотя испытание уже завершилось с успешным результатом) назло навязанному ему Свыше сценарию - игнорирует и проходит мимо бабочки. Ну что с него взять, с человека-то? Он же, как осел, всегда упирается и поступает наоборот, по-своему. Хорошо еще, что этот мужик не оказался «буридановым ослом», иначе вымер бы весь род человеческий.
В целом же, рассказ является попыткой охватить необъятное, собрать из разных кусков единое целое, причем с учетом современных реалий. Подсуетиться, так скажем, чтобы быть в тренде. Извечная тема, обмусоленная писателями и философами не раз - «по делам твоим тебе и воздастся». Только облечено в современный камуфляж - космический корабль, божественные инопланетяне, люди в белом, но без крыльев, все те же весы, перфолента, будильник, лестница в подъезде. Причем рассказ в целом сыроват и недоработан, его фрагменты плохо связаны между собой, обрывисты и неокончены. Неудачная сборка. Я, например, обошелся бы вообще без эпизода первого, что с космическим кораблем. Он является лишним нагромождением и не выполняет какой-либо функции. Да и рассказ только выиграл бы, стал более цельным. «Школа Стругацких», существовавшая в СССР, забраковала бы этот «шедевр» сразу. Ведь в школе наиважнейшее внимание обращали на новизну. Чего в рассказе определенно не хватает. Ведь перфоленту принимать за новизну даже как-то неэтично.
Конечно, надо беречь природу, согласен. Но не согласен с однобокостью подхода. Выпускать на волю бабочку и в то же время выращивать на убой животных и отстреливать их, вводить экологический сбор с предприятий и в то же время травить воздух, вырубать леса и сжигать немеряно кислород - это неравноценные подходы. Человек создал свою искусственную среду обитания, в которой он чувствует себя комфортно. А природа по отношению к нему выступает антагонистом. И в этом противостоянии победит сильнейший. Но вот в чем нюанс. Если победит природа, то человек исчезнет. А природа останется. Если же победит человек (что более реально), то природа погибнет. Но с ней погибнет и человек. Без нее он попросту выжить не сможет. Победителя не будет.
В чем шедевральность этого «шедевра» - не пойму. Как с тем же Малевичем. Некоторые «знатоки искусства» могут с глубокомысленным выражением морды лица часами стоять перед куском холста в рамке, раскрашенным в черный цвет. Может, пытаются разглядеть там негров, которые, по словам Малевича, дерутся в темной комнате. Не знаю. Или это всего лишь пиар, раскрутка нелепой картины и ее автора? Я, вот, уже превзошел этого Малевича - намалевал желтый квадрат, синий, зеленый, серо-буро-малиновый… Впереди еще огромный объем работы. Но почему-то не кричат женщины «ура!» и в воздух чепчики не бросают. Грустно, однако. Может, дело все в пиаре? Вон у ученых всякие фантазии - Большой взрыв, черные дыры, темные материи и энергии - моментом пиарятся и выдаются за реальность. А у этой писательницы Регул старается. Пиар, как говорится, ничего личного. Хрупкая нежная бабочка и твердая неумолимая стопа человека невольно вышибают слезу умиления. Алилуйя!
Оценили 8 человек
21 кармы