​Как отомстить быдлу за всё

1 1032

Иван Шилко

13 июля 2015

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Будучи театральным режиссёром и актёром постоянно читаю вашу рубрику

и, как водится, решился написать сам - вдруг покажется полезным и

интересным. Конечно, театр (на мой взгляд) наиболее на данный момент

закрытая и узкая секта, в коей превалируют в основном сторонники так

называемых "общечеловеческих ценностей", и театр - не настолько широк

по охвату аудитории нежели кино, но тем не менее и эти процессы

необходимо освещать и как-то менять ситуацию.

С уважением, Иван Шилко, Нижний Тагил

К драматургии так называемой «уральской школы» я давно не обращался, но тут меня попросили прочесть и поделиться мнением по поводу прочитанного. Восходящая звезда этой самой «уральской школы» ученица Николая Коляды Ирина Васьковская и её пьеса «Галатея Собакина», принесшая автору премию «Дебют».

В двух словах о сюжете, или, как говорят в Голливуде, «логлайн» пьесы: «высококультурные» герои отлавливают «скотов» и «быдло» и в принудительном порядке приобщают их к лучшим образцам мировой культуры. «А вот, например, идея просветителей, хорошо помню, возникла, когда я ехала в автобусе. Передо мной сидели бритые парни в спортивных куртках, я смотрела на их затылки, а в моих наушниках звучала ария из «Волшебной флейты» - и всё это как-то соединилось» (интервью Васьковской в электронном журнале «Драматургия», 5-2015).

Драматург пьес Васьковская.

Прочитал пять страниц пьесы из приблизительно тридцати и стало всё ясно, однако для чистоты эксперимента прочёл всё — ничего не изменилось, тайны нет, разгадывается на первых пяти страницах. Можно рассуждать об оригинальности хода (справедливости ради у Стругацких в «Обитаемом острове» и в «Трудно быть богом» всё это уже есть) и смаковать детали, но это уже сделали высокоумные критики на том же фестивале. Но вот что бросилось в глаза - с первых страниц вылезает маленькое забитое существо, предел обиженных мечтаний которого — отмстить «всем этим скотам», загнать их в «культурно-исправительные учреждения». Автора не волнует, что это «быдло» разнообразно и пестро, оно занимается своими делами, это «быдло» тем временем варит сталь, печёт хлеб, который в том числе ест Васьковская, и убирает за ней, простите, дерьмо — есть там упоминание о «хоре сантехников», исполняющих классические музыкальные произведения. Ей наплевать, что это за люди, что это были за парни в автобусе, но она твёрдо знает, что они — одноклеточное быдло, и их надо пинками просвещать - «В одномерную жизнь гопника Васи входит красота».

Что это — крайне инфантильная позиция деления мира на «ярких и хороших нас» и «серую ужасную массу всех остальных» и непонятно на чём основанная уверенность в своей избранности? Но автору далеко за тридцать… Мне могут возразить, что нельзя так впрямую отождествлять автора и его героев — но вспомним флоберовское «Мадам Бовари — это я», впрямую отождествлять нельзя, если есть авторская позиция по отношению к описываемому, а в пьесе в каждой строчке колом торчит ненависть к «быдлу» и провозглашение свой инакости. Можно конечно провести некоторые параллели и с «Клопом» Маяковского — у Васьковской под финал пьесы гопник оказывается в клетке в зоопарке, но давайте не будем путать Божий дар с яичницей — у Маяковского это забавный реликт, который не способен к созидательному труду, делающему окружающий мир лучше, а у Васьковской так и остаётся непонятным, а чем же всё-таки герои пьесы лучше «быдла» кроме того, что больше прочитали.

Чем же так обижены «креативные» и «талантливые», а по словам Коляды ещё и «честные, добрые и искренние» драматурги «уральской школы»? Мне кажется тем, что мало кому интересны их ползания в пространстве алкоголиков, наркоманов и тому подобных отбросов общества, констатация самых неприглядных фактов, «правды жизни», но без какого-либо художественного преломления — за двадцать лет существования этой «уральской школы» столько понаписано одинаковых в своей беспросветности пьес, что вполне закономерно, что они уже совсем не вызывают былого ажиотажа. Истинное отношение «добрых и честных» креаклов ко всем остальным читалось и раньше, но вот подсознательное предчувствие того, что властителями дум им уже не стать никогда, и поэтому хотя бы в выдуманном мире пьесы надо «этих одноклеточных» приструнить и взять к ногтю — впервые. Их время уходит, и именно это вызывает у васьковских бессильную злобу, и в таком аспекте «Галатея Собакина» - знаковая пьеса.

Но вот какие вопросы возникли лично у меня: всё-таки драматургия — это полуфабрикат, это заготовка для изготовления конечного продукта — спектакля, спектакль ставится для того, чтобы его смотрели зрители, и надо иметь веские основания, чтобы загружать работой коллектив театра и потом занимать два часа зрительского времени да ещё и брать за это деньги. Так вот, я, человек, много лет работающий в театре, не понимаю, кому адресована эта пьеса, для какого зрителя мне ставить по ней спектакль. Я вижу выплеск обиды либо какого-то детского комплекса автора, но я не вижу ни адресата, к которому обращено послание (разве что кроме кучки таких же несчастных), ни самого послания, мне не для кого и не о чем ставить спектакль по этой пьесе. (Этим, мне кажется, отчасти объясняется то, что сценические воплощения всей этой драматургии — в основном читки и наскоро сляпанные убогие в своей одинаковой серости «эскизы спектаклей» на междусобойчиках вроде «Драматурги ставят драматургов»). И потому мне не вполне понятны основания, на которых высокоумные критики, о коих речь шла выше, на полном серьёзе присуждают этому места на драматургических фестивалях и всерьёз говорят о том, что автор - «восходящая звезда». «А судьи кто» и насколько они в таком случае компетентны в предмете?

И ещё одно: не так давно мне довелось побеседовать с ярким представителем «быдла» - с пьяненьким молодым рабочим того самого УралВагонЗавода, но речь он вёл вовсе не о том, как ему хорошо либо наоборот плохо живётся, не о женщинах, не о футболе, не о машинах. Он с горящими глазами говорил о том, что он «вот этими вот руками» собирает трансмиссии лучших в мире танков, его волновала причастность к большому делу. Снова вспомню Ильфа и Петрова, за точность цитаты не ручаюсь, но что-то вроде того, что «существуют два мира, в большом мире был изобретён двигатель внутреннего сгорания и открыт пенициллин, а в маленьком - песенка «Кирпичики» и кричащий пузырь «уйди-уйди». Этот работяга живёт в большом мире, а некоторые драматурги мстят ему за это из маленького мира своих обид и комплексов — так кто из них в конечном счёте быдло?

http://www.kultpult.ru/Pochta-...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...