«Казаки» с зарубежных аукционов

9 1977

Когда-то, уже давно я делал подборку портретов, в различное время продававшихся на зарубежных аукционах, которые аукционные эксперты (или продавцы) сочли изображениями русских персонажей. При том, что портретируемые таковыми очевидно не являлись. Сегодняшняя подборка – своеобразное продолжение того материала и содержит живописные произведения, которые проходили на зарубежных аукционах в качестве изображений казаков.

Насколько оказалось возможным понять при подготовке данного материала, в казаки на зарубежных аукционах практически автоматически «записывают» любых кавказцев в черкесках. Такие изображения я даже не брал для подборки. Представленные ниже произведения являют собой примеры «узнавания» «казаков» там, где, казалось бы, ничто не говорит в пользу такой атрибуции. В некоторых случаях сомнения возникают не то, что в компетентности (с этим-то в принципе и так все ясно), а в психическом здоровье экспертов и/или владельцев лотов.

Вот вам первый «казак»

Из описания: «Старинная картина маслом на дереве, изображающая русского казака (?) верхом, с мечом». Что казачье можно было увидеть в этой фигуре западноевропейского рейтара XVII в.? Заметный на рейтаре красный шарф в период Тридцатилетней войны в качестве «полевого знака» в армиях Священной Римской империи германской нации и Испании.

Второй казак. Ну, так и написано – «Репродукция с изображением казака»

Тут я даже не знаю, что и сказать. Зияющий пробел в моих знаниях препятствует мне определить, в каком казачьем войске и в какой период носили килт, сумку спорран и боннет со страусовыми перьями. Подозреваю, эти вопросы вызвали бы замешательство и у изображенного на портрете сэра Фрэнсиса Макнаба (1734-1816), главы шотландского клана Макнаб.

Вот такая интересная картинка с «казаками»

Описание недвусмысленно и безапелляционно сообщает, что эта «русская картина с военными казаками» датируется 1820 г.

Детально разобрать здесь что-то, конечно, сложно, но вполне различим головной убор правого персонажа. Это фуражная шапка общеевропейского образца. Такую фуражную шапку некоторое время (до 1811 г.) носили и в русской армии, но только регулярные войска. Точно идентифицировать персонажей картинки затрудняюсь, но, судя по одежде, возможно, здесь изображено что-то американское, например, канадская милиция периода какого-то из конфликтов конца XVIII-начала XIX вв. (?)

Идем дальше. Для следующего произведения известен даже автор – это немецкий художник Христиан Зелль. По мнению аукционистов, на его картине изображены «Сражающиеся французские гусары и русский казак».

Сложно сказать, как можно было принять за русского казака прусского гусара, в ходе Франко-прусской войны 1870-71 гг. атакующего двух французских то ли гусар, то ли африканских (конных) егерей.

Обратите внимание на общий вид и выражение лица правого французского всадника. Пока его собрат отражает атаку пруссака, он погружен в размышления о проблемах более высокого порядка: «Кто я? Зачем я здесь? Для чего мы живем? К чему стремимся?»

Еще «казаки». Картина 1937 г.

После всего предыдущего эмоции уже несколько притупились, поэтому просто замечу, что здесь изображены уланы Второй Речи Посполитой.

А вот теперь, напоследок, мое любимое.

Когда-то в период продажи на аукционе персонаж приводимой ниже картины был атрибутирован как казак. Или «казак, курящий трубку». В таком качестве эта картина и имеет хождение по интернету, в том числе по «казачьим» пабликам в соцсетях (!)

Картина принадлежит кисти французского художника Изидора Пильса (Пиля). Изображен на ней тоже француз, насколько я понимаю, это сапер (саперы во французской армии традиционно носили бороды) элитной роты конно-егерского полка периода Июльской монархии или начала Второй империи.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.

Источник


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Слово на слуху, а остальное частности :blush:
  • :smile: :smile: :thumbsup:
  • Спасибо, интересно.
  • Поляцких уланов даже я узнал, последнее (ваше любимое) принял за турка в форме французских "заморских" соединений (возможно, времен Крымской). Кажется, их принимали в части, но без знаков различия. А конь - статусный знак. А в целом - очень любопытно, даже килтованный скотланд как казак, помните, когда на Альме наши скоттскую атаку отбили, то написали - "юбки понравились, будет чо нашим станичницам дарить, не всем хватило, присылайте еще", или как-то так. Так что - были килты у казаков, трофейные, для веселья.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: