О Кодексе Нравственности

15 852

Беседы о Кодексе Нравственности

«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Это фундаментальное правило отражает нравственное требование: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры, причём появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных культурах Востока и Запада, по-видимому, наиболее ярко вопло­щая происшедший в то время гуманистический переворот. Своё название Золотого оно получило в XVIII веке в западноевропей­ской духовной традиции.

В разных формулировках это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.

Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.

В Библии оно упоминается в Нагорной проповеди в такой формулировке: «Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Также это правило неоднократно повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.

В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов этических размышлений.

Поразмышляем и мы.

Казалось бы, всё понятно: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Если я хочу, чтобы меня не обвиняли (не обманывали, не убивали и т.д.), я не стану обвинять (обманывать, убивать и т.д.) других.

Если я хочу, чтобы ко мне относились с пониманием и доброжелательностью, я и сам буду доброжелателен, научусь слышать и буду стараться понимать других.

То есть я отдаю в мир то, чего и сам жду от мира.

Вот и выходит, что если я хочу получить радость, благодарность, заботу, любовь, я прежде всего сам должен научиться радоваться, быть благодарным и заботливым, любить – словом, стать всем этим, вырастить в себе эти прекрасные качества.

А что же каждый день делаем мы? Кричим на детей за непослушание, проявляем недовольство и заставляем близких принимать наш взгляд на вещи, ругаем чиновников, правительство и свою страну. И где же во всём этом позитив, благодарность и забота?

Давайте задумаемся: если мы постоянно будем в мыслях прокручивать мрачные картины будущего своей семьи или своей страны, то стоит ли ожидать каких-то положительных изменений в наших семьях и в нашей стране?

Поэтому главное, чему необходимо срочно научиться, это выработать позитивный настрой на окружающую действительность. Давайте мечтать о прекрасном будущем, создавать замечательный образ того, какими мы хотим видеть свою семью, свою страну. И чем детальнее и чаще создавать прекрасные образы, тем быстрее они начнут осуществляться.

Итак, первое, что должен осознать человек, – это необходимость изменения своего сознания.

Второе – получить представление, какие шаги в этом направлении ему нужно предпринять.

Дальнейшее лишь дело техники. И осуществление задуманного произойдёт автоматически, неминуемо, как только в голове человека надёжно закрепится образ того, к чему он должен устремиться.

Алгоритм прост. Например:

- Я хочу, чтобы ко мне проявляли доброжелательность и приветливость.

- Значит, я сам должен стать доброжелательным и приветливым.

- Я начинаю представлять себя именно таким.

- Я могу потренироваться перед зеркалом, могу для начала заготовить приветливые фразы, могу заранее настроиться на человека, понять, что его может порадовать.

- Я начинаю ощущать и развивать в своём сердце доброжелательность, иду и дарю встреченным людям свою улыбку, приветливо здороваюсь с соседями, продавцами, работниками почты, поликлиники и т.п.

- Я знаю, что не все люди приняли решение быть доброжелательными, а потому настроен сохранять доброжелательность при любой их реакции.

- Я радуюсь тому, что люди улыбаются мне в ответ. Я начинаю замечать, что они улыбаются мне раньше, чем я проявляю свою приветливость.

- Я вижу, какие замечательные люди окружают меня! Весь мир стал приветливее, всё изменилось!

Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» Где же эта точка опоры? Мы с уверенностью можем сказать: она – в самом человеке, в его сознании, в его взглядах на мир.

Измени своё сознание – и весь мир изменится!

Елена Ильина

https://vk.com/zanravstvennost

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Обсудить
  • Это первобытная этика. Ибо не отвечает нынешнему уровню развития Человечества. А какой он, нынешний уровень? А такой. 1. Современные человецы - это клетки соцыальных организмов. Очень сложных соцыальных организмов. 2. Вне соцыума человеки - ничто. Кто не верит, попробуйте мысленно оглянуться вокруг и, не обманывая себя, будъте добры согласиться, что в одиночку в лесу Вы не выжывете. А если выжывете, то не сможеде собственноручно изготовить 99 из 100 окружающих Вас предметов. . Коли так, то и этика, а задача этики - обеспечение соцыального гомеостаза в государственном организме, обеспечение развития и защиты соцыума, она очень сильно отличается от того, что написано в тексте статьи. . Важнейшые постулаты Этики Соцыального Человека, а не скотовода, включает в себя следующее. . 1. Интересы соцыума превыше интересов отдельной клетки соцыума - человецыка. 2. Сам погибай, но родной соцыальный организм спасай. И так далее. . Грибы
    • Mig
    • 10 мая 2017 г. 14:46
    Нравственная вы НЕ наша, идете в ЧС, менять мир)))