Разбор фильма Алиса в стране Чудес Тима Бёртона.

1 7164

Ключевой момент в фильме – когда Алиса падает в глубокую нору под сломанным деревом. Все образы в фильме закольцованы. Дерево – символ обломанной связи Земли с Небом, разрыв духовной связи с Богом. В нору заманивает кролик в камзоле с часами на цепочке – символ масонов, страхов, такие же часы появляются затем у Шляпника и помятого кролика за столом.

 В первую очередь летят чашки и чайник, кухонная утварь – дом, обычаи, быт, затем книги, летящий рояль переворачивается прямо перед лицом Алисы, она инстинктивно закрывается руками, рояль – символ ложной массовой информации.

 Алиса летит вниз – в своё подсознание, сваливается вниз, на кровать с четырьмя наболдашниками – как знак усыпления души, подпрыгивает и летит дальше.

 Алиса приземляется на потолок, и это ключевой момент – комната переворачивается. Всё дальнейшее нужно понимать в перевёрнутом смысле, это искусственная, вывернутая реальность, как отражение верхнего мира – обломанное дерево, как отсутствие связи с высшими аспектами.

Чтобы пройти в дверь в эту синтетическую реальность Алисе приходится съёжиться (стать меньше, надеть другую одежду, одежда – как образ различных тел души). Все двери, кроме маленькой, в комнате с шахматным полом – закрыты, есть ключ только от маленькой комнаты, куда пролазит только голова.

С самого начала отсутствует выбор, предлагается готовое запрограммированное действие, кто-то наблюдает в замочную скважину за её действиями и обсуждает. Предлагается выпить некую жидкость – как меру, причём, когда она открывает её – она морщится, ей не нравится её запах, выпивает – начинает покашливать.

Алису встречают некие сущности, духи, не имеющие силу любви, первой пробегает зелёная свинья.

Они хватают и отводят к своей самой мудрой сущности – большой синей гусенице, которую она сняла с плеча своего жениха – рыжего, подчёркнуто неприятного типажа.

Здесь и далее будет подчёркиваться задымление, болото, сумерки с кадрами этих туманных духов. Синяя гусеница может быть как символом сонной интуиции, так и вредоносной программы, вируса, токсинов в организме, который является ипостасью Чеширского кота, который впоследствии появляется.

Причём гусеница три раза выдыхает дым от кальяна в лицо Алисе, что является знаком презрения и уничижения. Чеширский кот выводит Алису к Шляпнику – подсознательный или астральный образ быта и дома, копия, где засели и командуют лунатики.

Алиса несколько раз повторяет, что это её сон, но, оказывается, не властна над собственным подсознанием, её ставят перед фактом, что она должна отрубить голову Бармаглота, почему и зачем ей пока не говорят, когда она проявляет недоверие, лунатики начинают угрожающе наступать, потом мышь укалывает Алисе ногу. В следующем кадре, тут же появляется большой Брандашмыг.

 

Рядом с белой мышью находятся мухоморы, после укола мыши - организм подсознания тут же начал воспринимать Алису как чужеродную программу, и начинает вылавливать, в том числе и сущностей.

Шляпник – тоже ипостась кота, программа лжи, коварства, обмана, лицедейства как околпачивание, и их Белая Королева, ужимками напоминающая дочь главного героя из фильма Назад в Будущее, угловатыми движениями робота. Символ запрограммированного сознания, пустоты души, замороженности, простой оболочки.

Чашки на столе на болоте у Шляпника – кривизна, орудие сокрытия, воронка девяти кругов бездны. Алису заставляют выпить ещё съёживателя и сажают в чайник – заперта в чаяниях, грёзах ожиданиях.

Кухня, стол – символ контроля на бытовом, семейном уровне, попрание семейных ценностей (Шляпник ходит по столу), именно чашки полетели первыми в нору.

Красная Королева – прообраз или ипостась самой Алисы, как живой духовной сущности, имеющую силу любви, но однобокую, не развитую, с однобоким разумом. Представлена в неприятном, отторгающем виде, с Илосовичем Стэйном – это её ослеплённый разум.

Если Красная Королева – это душа Алисы, сердце без разума, то Стэйн – это её сила, стена, защита. Илосовича Стейна играет актёр Криспин Гловер, что само имя можно прочитать как голова и крест спины, или гематоэнцефалический барьер позвоночных. Ранее снялся в роли Джоржа МакФлая, что созвучно – мак самосейка, как опьяненный разум, так и способный уберечь от любого зла. В фильме показано, что разум отторгает сердце.

Когда Алиса слезает вниз на плечо Шляпника, на болоте в тумане, проявляет собственную волю, говоря что она не убийца, её спускают вниз и хотят оставить в одиночестве. Несколько раз идёт внушение страхом.

Далее, когда сущность сбрасывает шляпу (зло становится видимым) и сдаётся, Алиса прячется под шляпой до утра и мышкой пролазит в щель стены замка Красной Королевы. Показывается, что Алиса становится частью вирусной программы, пруд перед замком она проходит по головам, идёт к цели по лицам. 

Шляпа – маскирующие орудие, экранирование, невидимость, иллюзия добра. Когда Алиса попадает в замок, кролик даёт ей печенье для роста, но платья на ней нет, она попадает туда как сама её чистая внутренняя сущность.

В целом, в фильме много аналогий и отсылок к образам Снежной королевы и Герды, фильму Метрополис, с их троичностью руки сердца и разума.

Стэйн и Сердце не распознают вирусной программы без её имени, сравнение с иммунной системой, Шляпнику развязывают руки, он находится в зале на шахматном полу без своей шляпы.

Говорит, что он хотел и Белую Королеву околпачить, но у неё такая маленькая голова, сёстры называют друг друга Мирана и Ираси. Шляпник предлагает сделать колпак, если Алиса соглашается с дымными, то сердце интуитивно протестует.

Когда Алисе удаётся выкрасть меч и передать его Белой Королеве, у которой кролик тоже кидается чашками на кухне, Шляпнику не удается отрубить голову, так это оказывается его другая ипостась чеширский кот. Белая королева химичит на кухне, делая зелья для уменьшения Алисы, ей приятен запах сушёных пальцев. Белая королева сообщает Алисе, что готовы доспехи для рыцаря. Это аллегория на химиков-алхимиков-михаилов. Алиса стала прообразом Архангела Михаила, то ли женщины, то ли мужчины. Алиса сомневается, нужно ли ей побеждать Бармаглота, гусеница пускает дым ей в лицо, а Белая Королева говорит, что не может сама отрубить Бармаглоту голову, так как дала зарок не причинять вреда живым существам. Здесь уже предлагается иллюзия свободы выбора, Белая Королева предпочитает вредить чужими руками. Алиса стала вирусом для своего мира-подсознания, с помощью духов обмана.

Шляпник оказывается возле Красной Королевы, как малая часть от Чешырского кота, которому невозможно отрубить голову, показывает притворство окружения для того чтобы отвлечь внимание от побега.

Алиса отрубает Бармаглоту язык – символ того, что не слышит голос своего духа, совести. Бармаглот же не видит в Алисе свою часть, а только вирусную программу, подконтрольной в доспехах алхимиков – элохимов, теперь она мышь со шпагой – развитие личности по мнению лунных духов.

Если отвлечься от повествования фильма и вспомнить мифологию, и посмотреть на образ Бармаглота, как на соединение образов Дракона, Змея, Грифона, Древнего льва, птицы, то придём к образу грифона. Можно сделать вывод, с каким Бармаглотом боролась Алиса, с думающим и разговаривающим. Например(статья Натальи Djed9) :

Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами. Подобная птица встречается в персидском и турецком фольклоре под именем Сенмурв или Семург. Она мыслит и говорит, живет до двух тысяч лет. Ее крылья могут затмить солнце, а сила настолько велика, что птица может поднять в воздух верблюда или слона. В Древнем Египте грифон являлся символом победоносного властителя, одновременно он был символом бога солнца Гора.

И вот вдруг грифоны упоминаются как народ! (http://www.bestiary.us/grifon.php)

У Геродота, под грифонами подразумевались не чудовища, а сообщества людей (232: С.137) Возможно, именно это словоупотребление и повлияло на отождествление грифонов, с неким живущем на севере народом.

После того, как Алиса отрубает голову Бармаглоту, корону на Белую Королеву одевает Чеширский кот, хотя сделала всё Алиса. В фильме герои ей говорили, что не нужно делать что-либо для кого-то, но в итоге получилось наоборот. Мирана даёт ей меру крови Бармаглота, говоря: «За твои труды ради нас». Белая Королева кривится, когда ощущает запах фиолетовой жидкости Бармаглота.

Микстура в руках Белой Королевы – доза, дозированная информация. Жидкость - кровь Бармаглота, напоминающая вино, опьянение.

Алиса решает вернуться обратно, выпивает из микстурки и Шляпник сообщает ей, что она его и не вспомнит. Примечательно, что после возвращения Алиса становится, словно немного другим человеком, запросто отказывает противному жениху (чего ранее не сделала), говорит все, что думает об окружающих. Становится стажёром отца жениха в его предприятии, который скупил компанию её отца. Предлагает ему вести торговлю с Китаем, как особо выгодную.

На руке у неё порез от корней деревьев, или от зубов Брандашмыга, три черты на руке – знак разделённости сознания. Синяя гусеница на плече становится бабочкой. Алиса стала ведомой исключительно разрушительной левосторонней программой, а не гармонично сбалансированной, подчиняется не своему уму, а чуждому интеллекту.

В целом фильм напичкан символизмов, соединены воедино несколько образов: Кот Ра отрубающий голову змею Апопу, архетип Архангела Михаила, Сета и Осириса, прочие, здесь кот-дракон борющийся сам с собой. Созвучия: также ките – летающий дракон в английском, семь или три кита на которых стоит Земля.

«Устанут искать и наказывать». Новый скандал с мигрантом в Новом Уренгое дошел до Бастрыкина
  • Hook
  • Вчера 20:05
  • В топе

В России вновь оскандалился гость из страны Ближнего зарубежья. Молодой человек заявился в клуб Нового Уренгоя, где напугал всех смелыми заявлениями. Чем закончилась эта восточная история - ответы...

Андрею Белоусову предстоит обрубить щупальца западной разведки

Многие ждут, что после возвращения из Китая новый министр обороны Андрей Белоусов займется первоочередными вопросами в сфере экономики военного ведомства. Одной из важных тем – тесные с...

Звериная ярость: толпа иностранцев просто так убила русского подростка и смеялась на судах

Подросток и его убийцы. Валерий ЗВОНАРЕВПосле ударов ножом 17-летний Игорь упал не сразу. Его, высокого и широкоплечего русского богатыря, била палками, кулаками и ногами толпа из восьм...

Обсудить
  • Боюсь расстроить автора, но "кротовая нора" под "сломанным древом", несёт совсем иной смысл. "Древо" - символ развития, а сломанное думаю понятно. "Нора" - туннель, чревоточина ведущая в космический мешок, в некую замкнутую область пространства. Этот символ есть и в ролике "I pet goal".