"Разжигание религиозной нетерпимости ради приобретения дешевой популярности."

0 1391

Ёвкочев Шухрат Акмалевич, доктор политических наук, профессор. Заведующий кафедрой Мировой политики и международных отношений Ташкентского государственного института востоковедения.


Данная статья- это интервью с Ёвкочевым Шухратом Акмалевичем, доктором политических наук, профессором. Заведующим кафедрой Мировой политики и международных отношений Ташкентского государственного института востоковедения.

Уже более трёх месяцев, общественное объединение экспертов в области борьбы с религиозным экстремизмом «Кавалер», вместе с рядом учёных, академиков, докторов наук, в сфере философии, социологии, религиоведения и политологии, мы рассматривали природу такого явления, как религиозный экстремизм. Мы изучали устройство этого явления, то, как происходит разжигание конфликтов на почве религиозного экстремизма и последствий, к которым может привести и приводит подобная деятельность, под флагом заботы о "благе жертв». Ни для кого не секрет, что под столь благовидным предлогом, ведётся борьба за политическое влияние.

Журналист: Мы проводили исследование явления «религиозного экстремизма», изучая примеры организаций, таких как ФЭКРИС (Европейская федерация центров по исследованию и обмену информацией о сектантстве), а также на примере деятельности отдельных людей, например А.Дворкина. Как выяснилось в ходе исследования организация ФЭКРИС, чья деятельность по сути является экстремистской, поддерживается правительством Франции. И это не единичный пример такого странного сотрудничества. К Вам мы обратились как к эксперту в области политологии. Как вы думаете почему существуют подобные случаи? Зачем ряд политиков используют методы разжигания религиозного экстремизма в своих целях и превращают его в инструмент политического влияния?

Эксперт: Вовлечение религиозных институтов и их представителей в политические процессы происходит по разным причинам. Среди них и эндогамный фактор религии, называемый среди религиоведов, как политический. Когда религия выполняет в обществе одну из основных своих функций- поддержку власти и правителя. Слабость официальной идеологии зачастую в таких случаях компенсируется религиозной риторикой и видимой поддержкой религиозных авторитетов. В этой связи возникает ситуация, так называемой взаимоподдержки, когда церковь поддерживает власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку религиозным институтам. В истории много ярких примеров того, когда слабость политических позиций компенсировалась использованием религиозной риторики или разжиганием межрилигиозной розни, чтобы заработать себе авторитет и протолкнуть свои политические интересы. Например, крестовые походы, когда Папа Урбан II объявил крестовый поход на Восток с целью «освобождения братьев по вере и гроба Господня». На самом же деле, он отвёл взрывоопасную социально- экономическую ситуацию в Европе и сохранил церковное имущество от нападений сервов и приумножил его. Другой пример, уже из современности- опубликование карикатур на пророка Мухаммеда. Кому нужно было затрагивать весьма религиозные чувства верующих мусульман, что являются весьма тонкой материей, не терпящей вмешательства и тем более надругательств извне. Становится ясно, что существуют определённые политические силы, которые широко используют в своей политике и религиозный фактор для регулирования общественно- политической жизни в Европе.

Таким образом, использование методов разжигания религиозной нетерпимости ради приобретения дешевой популярности или в определённых политических целях, является известным и не новым фактом. Что же касается ФЭКРИС, то судя по европейским публикациям, эта «неправительственная организация» используется для противодействия с религиозными меньшинствами и возможно является государственным инструментом борьбы или регулирования в религиозной и миграционных сферах.

Журналист: Наблюдая за открытым противостоянием с религиозным экстремизмом на протяжении 2 лет, мы могли убедиться в том, что одним из самых эффективных механизмов является превращения людей в экстремистов посредством инсталляции определенных доктрин или замены старых доктрин на новые. На наших глазах сельский учитель из Украины возрастом около 50 лет превратился в религиозного экстремиста. В отношении этой женщины было возбуждено 8 уголовных дел. С точки зрения политологии, кто должен остановить подобные случаи разжигания религиозного экстремизма и как это можно сделать?

Эксперт: Религиозный экстремизм- это явление, появившееся не сегодня и не вчера. Это социальное явление, возникшее на ранних стадиях развития религии и сопровождавшееся, как духовным, так и физическим насилием. К большому сожалению, искоренить полностью это «зло» невозможно. На различных стадиях развития общества, происходит активизация этого явления. Обычно это происходит в сложные и переходные этапы развития общества. Возможно лишь удерживать это явление в определённых, безопасных для общества рамках. Активизация религиозного экстремизма зависит от многих внешних и внутренних факторов. Для сдерживания этого «зла», необходимо использовать все государственные и общественные ресурсы. Необходимо разработать комплексную государственную программу борьбы, которая была бы сквозной и охватывала внутреннюю и внешнюю политику государства.

Журналист: На самом деле в примере про сельскую учительницу, все могло закончиться намного хуже для нее. К примеру в определенный момент она прямо во время телефонного разговора заявляла, что соберет общественные организации. Она была готова пойти на штурм офиса. Таким образом сельскую учительницу первым делом превратили в экстремиста, после чего могли превратить в террориста. И все это за 6 месяцев. В случае с этим преподавателем мы знаем кто был инструктором - психолог - сектовед Невеев, идеологом был сектовед Дворкин, консультантом член Фекрис - женщина, религиозный фанатик, кибер тролль. Возникает вопрос к вам как к эксперту - кто в мировой практике занимается инсталляцией подобных экстремистских доктрин? Кто выступает в качестве инструкторов - кто превращает людей в религиозных экстремистов? 

Эксперт: К сожалению, я не знаком с теми случаями о которых вы говорили. Что же касается занятия вербовкой и зомбирования людей, превращая их в религиозных экстремистов, то конечно, это определённые политические силы, заинтересованные в захвате власти и использовании людей в качестве пушечного мяса.

Журналист: Если мы посмотрим на религиозный экстремизм с точки зрения геополитики, мы могли бы рассмотреть модель завода, в котором человека превращают в заготовку - по средством инсталляции тех или иных доктрин. Возникает центральный вопрос - кто разрабатывает эти экстремисткие доктрины? Кто создает двигатель религиозного экстремизма и терроризма в виде специальных доктрин - самого мощного топлива для разжигания конфликтов с целью решения тех или иных геополитических задач?

Эксперт: Говоря об идеологах экстремистов, следует сказать, что основа для радикальных идей существовала с самого начала в религиозных постулатах. Однако, в абсолютно другой интерпретации. Эти идеи были вырваны из контекста. и обработаны под необходимый политический лад. Например, говоря об исламском экстремизме, следует сказать, что основной целью является создание или возврат к исламскому государству времён Пророка и праведных халифов- эфемерному образованию, которого на самом деле не существовало, так как Пророк никогда не говорил при своей жизни., что создал исламское государство. Он говорил об Умме- исламской общине. Таким образом, так называемые принципы и очертания «исламского государства», были созданы много лет спустя, после смерти Пророка, радикальными идеологами, типа Ибн Таймия и др. Поэтому на трансформацию радикальных религиозных идей большое влияние оказал человеческий фактор. А затем уже в современном мире эти идеи были доработаны и «обогащены» радикализмом, такими идеологами, как Хасан Аль- Баяна, Сайид Кутб и Абу Аля Аль-Маудуди. К таким радикальным исламским доктринам относятся идеи «джихад» и «такфира».

Журналист: Какую роль при этом по вашему экспертному мнению играют заангажированные и продажные журналисты, которые преследуя свои личные коммерческие интересы под благовидным предлогом пропагандируют и продвигают идеи экстремистских и террористических организаций?

Эксперт: Ответ прост и лаконичен- роль негативную и пособническую.

Журналист: Одна из ключевых функций нашего с вами интервью - это просветительская функция. Чтобы наши читатели знали как заинтересованные лица могут их превратить в активных членов экстремистских и террористических организаций. Насколько на ваш взгляд важен наш проект? 

Эксперт: Считаю, что любая деятельность, направленная на просвещение в религиозной сфере, является весьма полезной и продуктивной. Хочу отметить, что основной причиной вовлечения людей в различные экстремистские и радикальные организации является незнание основ религии или религиозная неграмотность.

Интервью и статья подготовлены Екатериной Сидоровой, главным редактором газеты «Очная ставка».


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...