Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
Павел Вячеславович Тихомиров
Русофобия Петр Порошенко Юлия Тимошенко Украинский кризис
Человек Калужанин ОСт Александр А.Б.
Источник: газета ЗАВТРА
Восемь лет назад я опубликовал доклад, который, уверен, не потерял своей актуальности и сегодня.
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Аналитики, пусть и 10 раз «недиванные», изучая политико-экономические тенденции, не видят людей
Эксперты, занимающиеся исследованием процессов, происходящих на просторах бывшей Украинской ССР, весьма детально изучили мотивацию поведения и стратегические целеполагания, присущие тем или иным крупным фигурам регионального масштаба. Порошенко делает ставку на этих, Коломойский на тех, Балога на то, Ахметов - на сё. И т.д. и т.п.
Всё это очень важно и, наверное, интересно тем, кто продолжает играть в сложные интеллектуальные военно-экономические стратегии.
Но у всех этих любопытных и, несомненно, проработанных текстов есть один существенный минус.
Нигде - за раскладами - не видно простого «маленького украинца».
Таковой - чаще всего - воспринимается как некий постсоветский украинец, т.е. представитель «братского народа», которому промыли мозги представители националистического меньшинства, при посредстве хитроумных методов манипуляции, коими их обучили специалисты из соросовских негосударственных организаций.
Организации эти, к слову, уже начиная с середины 90-х сумели заинтересовать огромный пласт населения, обладавшего дипломами об окончании ВУЗов, но не обладавших перспективами нормальной работы.
Между тем, за 25 лет после развала Союза ССР на Украине поменялось очень многое.
Теперь эти территории населены людьми, убеждёнными в том, что они не просто «не Россия», но настроенными резко антироссийски.
Причём украинская русофобия претерпела определённое развитие.
Если 25 лет назад речь шла о классическом западенском неприятии «ленивых и пьяных москалiв и зрусыфикованых схиднякiв», то теперь украинская русофобия приобрела ореол борьбы за социальную и национальную справедливость.
Иными словами, если 25 лет назад русофобия на Украине была представлена потомками бандеровцев и узким кругом представителей националистической диссиды + сочувствовавшие им деятели культуры и искусства, а также носители радикально космополитской либеральной идеологии, то теперь всё не так.
Теперь носителями украинской русофобии являются люди, искренне борющиеся против того, что воспринимается ими как атрибуты Русского мира.
Причём фантом «Русского мира», присутствующий в сознаниях украинских русофобов, настолько расплывчат, что, зачастую активность на этом поприще представляет собою «борьбу всего хорошего против всего плохого».
А ведь ещё относительно недавно ситуация не была столь фатальной.
Так, в начале 2000-х годов Владимир Вольфович Жириновский, блестяще исполнявший роль человека, озвучивающего разговоры в «кремлёвской курилке», высказал вещь, с которой тогда мало кто мог поспорить из тех, кто занимался «украинской темой».
Жириновский заявил тогда, что он с нетерпением ждёт победы Ющенко, тогда тот приведёт к власти бандеровцев, что спровоцирует, наконец, разделение Украины по Днепру.
Распространение русофобии на восток, таким образом, остановится, и тема, наконец-то, закроется. Юго-Восток б.УССР вернётся в орбиту России, а Запад благополучно займёт своё место среди поляков и прибалтов. Ну, понятно, что речь шла не о Днепре - как линии разделения, а, условно говоря, о линии Полтава - Одесса, но, тем не менее, логика вполне ясна.
Мы не знаем (и не можем знать): что там творилось за «зубчатой стеной», но украинская эпопея продолжала развиваться в логике т.н. «геоэкономики Трубы».
В самых общих чертах, эта геоэкономика весьма колоритно выражена была вот в какой чеканной формулировке: «Кремлю проще договориться с одними ворами из Киева, чем с ворами из Харькова, Киева, Львова и Ужгорода».
Изменение самоопределения жителей бывшей УССР
Время шло. Украинский народ неуклонно дрейфовал прочь от общерусских ценностей, Россия тоже постепенно превращалась в нечто, всё менее и менее напоминающее как об Исторической России, так и о России Советской.
Но в нашем экспертном сообществе продолжали жить устаревавшими на глазах представлениями о настроениях, царящих среди населения бывшей УССР.
Да, ядром украинской русофобии продолжали оставаться носители собственно украинской идентичности - с вышиванками, борщом и галушками, а также непременными культами Голодомора и Тараса Шевченко, и солидарные с ними в «дружбе против» традиционно русофобски настроенные либерал-космополиты русскоязычных мегаполисов.
Но, тем не менее, огромный массив населения, хотя и не разделявший ни идеологии «вышиванок», ни идеологии «защиты прав сексуальных меньшинств», перестал ощущать себя сопричастным Русскому Миру.
И вот с этим огромным массивом населения начали планомерно работать.
А нас тем временем старательно убеждали всей мощью СМИ в том, что «украинцы, дескать, братья навек, а сейчас им голову морочат немногочисленные представители бандеро-мазепинства и ушлые сотрудники негосударственного сектора, нанятые на деньги Сороса». Почему-то считалось, что тот дух коллективной с остальными русскими самоидентификации, который был присущ небандеровской части украинского населения, никуда не денется.
То есть к жителям Украины продолжали относиться так, как будто её населяют советские украинцы, т.е. те, кто воспитывался на тех же русских и советских ценностях, что и житель Брянска или Великих Лук, но, они, в отличие от «кацапов», просто любит борщ, галушки и горилку, а не щи, пельмени и водку.
Ну, и ещё, выпив горiлки, спiвають пiснi про «Марусю раз-два-тры» или про то, что «Ты ж мене пiдманула...»
Нет, конечно, люди понимали, что есть такая штука - этнопсихология, что «хохлам» присущ ряд качеств, которые у «кацапов» развиты хуже или вовсе не развиты.
Речь идёт о глуповатой хитрости, о гомерической прижимистости, о так сказать сервилизме, позволяющем выходцам из украинских сёл становиться прекрасными прапорщиками.
Кстати, этот образ хохла-прапорщика использовали в своей пропаганде и наши идеологические неприятели, причём уже с середины 90-х.
«Войну легко начать, но трудно закончить»
Так Корчинский*, взывая к национально ориентированной молодёжи, делал акцент на том, что украинец или вырвется из рамок образа хохла-прапорщика, или навсегда останется быдлом.
Между тем, в общественном сознании произошли поистине тектонические изменения.
Если раньше на протяжении столетий народу был присущ дух коллективизма, проявлявшийся вначале в форме Православной Соборности, а позже - в версии этой соборности, известной нам как «Классовая солидарность», то на рубеже тысячелетий люди в массовом порядке стали воспринимать чисто буржуазное мышление.
Нерв «буржуазного мышления» заключается в убеждённости в том, что «я не такой как все».
«Мир, в котором существует миф о том, что каждый вне зависимости от происхождения может стать миллионером, заставляет человека не привязывать себя к своему текущему пролетарскому состоянию (то есть к тому, что он вынужден продавать свой труд и свое время тем, кто будет их эксплуатировать) и сохранять надежду, что он и сам сможет выйти в ряды класса, который обеспечивает себя за счёт чужого труда».
И вот на этом психологическом фундаменте начинают выстраиваться надстройки не только касающиеся экономики, но и оказывающие влияние на процесс формирования новой национально-культурной идентичности.
Главным лозунгом, под которым шло формирование этой идентичности, сводился к тому, что «всё должно быть не так, как у москалей!»
Много уже рассказано анекдотичных интерпретаций мифа о том, что Россия воспринимается в новой картине мира как нечто, всегда гнобившее и не отпускавшее свободолюбивую Украину в Еврорай. Следовательно, исходя из этой квазирелигиозной логики, спасение души украинской сводилось к тому, чтобы освобождаться от пут «азиатского рабства».
При всей карикатурности и вроде бы абсурдности такой мировоззренческой позиции, расскажу два случая из своей жизни.
Во время моего последнего приезда на Украину (в 2013), мой двоюродный брат совершенно искренне надеялся на то, что европейцы помогут остановить беспредел, который творят «бандиты Януковича». Т.е. дело не в том, что европейцы хорошие, а в том, что люди Януковича воспринимались именно как бандиты.
И это не во Львове, а в Николаеве.
Другой разговор случился совсем недавно - с моим однокашником, который «не за тех и не за этих», но не потому что «хата с краю», а потому что «нигде правды нет». Он рассказывал о том, как люди Януковича отжимали бизнес, и привёл конкретный случай по знакомому коммерсанту. (Тут, впрочем, есть оговорка, дескать, «донецкие» «последний магазин» никогда не отнимали, а прессовали только очень богатых. Я не думаю, что это - существенная оговорка, но тем не менее).
О чём это говорит? Это говорит о том, что люди реально воспринимали власть Януковича в качестве олицетворения «Русского мира», т.е. атрибутами «Русского мира» в глазах украинцев были не только «шансон», но и бандитские правила игры, которые грубо навязывались «донецкими».
Спасение от «донецких» украинцы видели только в Европе.
Европа воспринималась не как «халява», о чём пишут наши пропагандисты, специализирующиеся на украинской проблематике, а как та сила, которая водворит Правду.
И именно поэтому не работала пропаганда евроскепсиса, осуществляемая в основном при посредстве специалистов из партии Медведчука «Украинский выбор».
Потому что в качестве атрибутов «европейской Правды» преподносились действительно уродливые стороны европейского культа толерантности, а украинцы, повторяю, видели в Европе тех, кто, наконец, водворит элементарную законность.
Кстати, это очень важно помнить тем, кто сокрушается о том, что в 2014-и войска всё-таки не были введены.
Потому что если люди тогда считали режим Януковича бандитским, то, соответственно, Россия и русские в народе воспринимались бы как оккупанты, поддерживающие штыками «бандитский режим».
Итак, мы видим, что «политическими украинцами» стали люди, совершенно далёкие от идолопоклонства вышиванкам и Т.Г.Шевченко. Политическими украинцами стали люди, которые не хотели возврата в единое с Россией культурно-политическое пространство.
Кроме того, хотелось бы выделить ещё один важный аспект формирования украинского политического самосознания.
Речь идёт... о позиционировании себя «настоящими русскими», в отличие от азиатов-угро-финнов, которые по недоразумению называются «россиянами».
Тут тоже всё не так анекдотично, как кажется на первый взгляд.
Россия в глазах украинцев становится воплощением новой «Хазарии»
К сожалению, в России до сих пор не зафиксирован ответ на вопрос «Кто мы?» и «Куда идём?»
До сих пор нет внятного ответа на вопрос о стержне государственной идеи.
Именно отсутствие ответа, в том числе и на «русский вопрос», позволяет политическим украинцам воспринимать РФ в качестве т.н. «Хазарии»,
Употребляя конспирологическую терминологию, я бы не стал торопиться делать комические гримасы и крутить пальцем у виска. Речь идёт не об анекдотичных «рептилоидах», якобы замаскировавшихся под гомо сапиенсов.
Когда украинцы преподносят РФ в качестве «Хазарии», то речь обычно идёт о том, что «самый большой огрызок 1/6 части суши» выполняет сейчас некие служебные функции: служит сырьевым придатком, противовесом в геополитических играх и т.д. и т.п.
Я хорошо помню выступление Ю.В.Тимошенко году, эдак, в 2010-м, когда она с трибуны Верховной Рады громогласно вещала о том, что она тоже за дружбу между народами.
Однако, говоря о Евразийской интеграции, речь идёт вовсе не о дружбе, но о том, что Московские олигархи просто получат доступ к украинским ресурсам и производствам, и станут эксплуатировать народ Украины точно так же, как приловчились эксплуатировать народ России.
«Порошенко решил попытать счастья с Трампом»
К сожалению, экспертное сообщество, ответственное за мониторинг настроений в стратегически важном для РФ государстве, видимо, не обратило должного внимания на тот факт, что антимосковские настроения, растущие на Украине, начали постепенно наполняться идеями поиска социальной справедливости.
Может быть, Ю.В.Тимошенко была 10 раз популисткой, но именно такое мнение стало укореняться в народных массах Украины.
И надо сказать, что даже в среде совершенно искренних русофилов, укоренялось горькое осознание того, что Российская Федерация - это вовсе никакое не ядро Русского Мира, а «государственное образование, выполняющие некие функции, не связанные с достижением благ для русского народа».
Метафорическое сравнение Российской Федерации с «Хазарией» при этом стало наполняться не только социальным осмыслением, но и расовым.
И если Европа - благодаря миссионерской активности православных патриотов и пропагандистов из партии В.Медведчука - могла ассоциироваться в том числе и с «гейропой», т.е. пространством торжества идеологии разнообразных нетрадиционных для христианской Европы меньшинств, то РФ - в глазах украинцев - стала воплощением торжества тех национальных меньшинств, которые воспринимали Россию в качестве трофея.
«Лучше потерпеть один раз в год «гей-парад», нежели круглый год терпеть «кавказ» у себя на рынках и в подъездах», примерно так можно сформулировать ту логику, которая внесла немаловажный штрих в деле формирования русофобского мировоззрения украинцев.
Таким образом, можно наблюдать то, что современная украинская русофобия более не сводится к анекдотичной любви к салу и вiршам Т.Г.Шевченко, но представляет собою достаточно целостное мировоззрение охранительского толка.
В этой мифологеме Россия становится воплощением социальной и национальной несправедливости, и - как таковая - становится угрозой для окружающих.
Миссия Украины - в таком случае - сводится к тому, чтобы отстоять независимость во имя недопущения порабощения «азиатами, несущими беззаконие, экономическое рабство и национальное унижение».
Носителями такой идеологии, разумеется, не могли быть украинские националисты старой закалки. Для пропаганды идей социально-национальной революции потребовались соответствующие формы.
Именно идеология противоборства «Московской Хазарии», а вовсе не отстаивание этно-культурного своеобразия, стала мировоззренческой основой конгломерата разнообразных групп, сформировавших т.н. «Правый сектор»:
«Украинец может говорить на украинском, русском или китайском.
Это не имеет принципиального значения до тех пор, пока он предан (или, по крайней мере, лоялен) стране Украине.
И наоборот, как бы душевно не «распрягали хлопцы коней» на Кубани, какие бы красочные вышиванки не натягивали, они суть малоросы. Верные слуги имперской идеи. Враги Украины и ее государственности... Так что все эти песенки нам до фени.
Сидоров - гопник, алкаш, слушающий шансон, но воюющий за Украину - Украинец.
И самый рафинированный московский профессор-этнограф, знающий тысячу украинских народных песен, но верящий в Империю - малорос, чужак и оккупант».
И если обыватель, живущий на Украине, принимает подобную идентификацию, то - в конце концов - он принимает её полностью. Разница существует лишь в степени агрессивности её выражения.
«НЭП» что-то затянулся...
Официальной Москве нечего противопоставить политическим украинцам.
В этой связи вспоминается вот какой эпизод:
В январе 2000 года в Югославии набирала обороты оппозиционная агитация. Русофобские настроения тогда ещё разделяла совсем небольшая часть общества, в основном сербы были настроены пророссийски. Но с ними работали грамотно.
Очень хорошо помню передачу, пропагандировавшую европейский выбор. Агитатор говорил примерно следующее: «Посмотрите, а ведь россияне столь же безнравственны, как и американцы. Но, при этом, Россия несравненно беднее и бесперспективнее, нежели Запад. Так какой же смысл нам выбирать безнравственность и бесперспективность?»
Передача иллюстрировалась кадрами с Владимир Вольфычем, «отжигавшим» с какими-то девицами и кадрами разрушенной нашей индустрии.
Сейчас наши агитаторы и пропагандисты пытаются выстроить такой образ России, который, по их мнению, будет привлекателен для воспитанной в духе рыночного либерализма молодёжи.
«Мундиали», «футболы-хоккеи со спортсменами-миллионерами», «гламур эстрад и телешоу»... Это напоминает эпоху, когда религиозные миссионеры пытались поразить воображение язычников величественностью культовых сооружений.
Но прошло несколько столетий, и симпатии людей оказались не там, где храм «гламурнее», а там, где вера искреннее и где Правды больше.
Это касается ведь не только трагедии Реформации и Контрреформации, да и не Христианства только, а вещей более общего порядка.
Россия может стать воплощением спасительного Ковчега не только на фоне агонизирующей от невозможности справиться с нашествием мигрантов Европы, но сама по себе.
Если, конечно, наша Держава вновь станет воплощением хотя бы попыток приближения к идеалам социальной справедливости.
Если на смену пропаганде «плавильного котла», якобы способного перетопить разные народы в некую «россиянскую» нацию, будет определена, наконец, роль Русского народа.
И Культура Русская преподноситься будет не в качестве любви к балалайкам, косовороткам и пельменям, а в качестве воплощения на бытовом уровне тех идеалов добра и справедливости, которыми веками жила Православная Россия.
(И не нужно про якобы антихристиански настроенных мусульман. Мусульмане восстают не против Христианства, а против того, что они воспринимают в качестве нечестивого. Но это уже другой вопрос).
*включён в перечень террористов и экстремистов
**террористическая организация, запрещённая в РФ
Подробнее:
https://ruskline.ru/opp/2024/12/09/pochemu_ukraincy_ne_hotyat_v_rf
Оценили 2 человека
3 кармы