Всё было не так. То есть не просто не так, а буквально совсем по-другому! Мы, к сожалению, находимся в плену иллюзий навеянных нам СМИ, к которым я отношу официальную версию истории, в том числе касаемую церкви. Не верите? Вот пример: в конце XIX века российский император Николай I изумлённый отчётом немецкого исследователя русской деревни А. Гакстгаузена, отправляет из недр ведомства МВД вторую экспедицию, призванную разобраться с царящими в глубине народа традициями и верованиями.
В её составе по Ярославской губернии колесил будущий известный публицист И. Аксаков, тогда молодой чиновник ведомства внутренних дел. Благодаря его письмам друзьям и родным, мы имеем возможность оценить масштабы открытий религиозных предпочтений русских крестьян. Хотя по документам местной администрации все кругом значились православными, да и само население с готовностью подтверждало принадлежность к синодальной церкви, везде «почти все старообрядцы, да ещё, пожалуй, беспоповцы» .
Лично окунувшись в повседневную действительность, Аксаков оценил размах раскольничьих брожений в народе, с удивлением констатируя: «Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства, неверующего дворянства и отвращающегося от веры духовенства, а все прочие обратятся к расколу… Все соки испорчены, и едва ли есть исцеление. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно ещё не вполне заражённые члены. Когда кончится наша Комиссия – Бог весть».
По итогам работы комиссии были подтверждены наблюдения барона Гакстгаузена о царящем в крестьянстве двоеверии, а число так называемых сект, было увеличено в 10 раз, да и то с оговоркой, что самые многочисленные и разветвлённые общества не поддаются учёту вообще. Напомню, что согласно официальной точки зрения тогда и уж тем более сейчас, население губерний Центральной России было поголовно истинно православным и воцерковлённым. На деле же, у чиновников «волосы дыбом на голове вставали» от увиденного.
Иногда чтобы обнаружить несоответствия истинного положения дел с доминирующей версией, достаточно провести простую проверку информации в доступных источниках. Всё дело в том, что многое из неизвестных фактов никто не скрывает, достаточно просто их не афишировать. Среднестатистический пользователь потребляет то, что ему подкидывает сеть и не критичен к всплывающим в мониторе сведениям. В пример можно привести вопрос обретения христианской веры народами населявшими Восточно-Европейскую равнину.
1) Когда христианство пришло на Русь?
Крещение Киева князем Владимиром
Официально принятая сегодня версия гласит, что христианство в массовом порядке было принято на Руси в правление великого киевского князя Владимира Святославовича примерно в 987-988 году. Эта дата считается канонической, широко и торжественно отмечается. Само событие известно и чтится отцами церкви издавна, но в то же время, ранее всегда отмечался факт прихода в I веке на Русь первого Ученика Иисуса Андрея Первозванного.
Вплоть до разгрома большевиками русской церкви, факт проповедования и основания Апостолом Андреем приходов христианской веры признавался церковными иерархами, российскими государями, а вслед за ними и всем остальным миром. Таким образом, на территории современной России в I веке была образована Апостольская церковь, причём первым Апостолом, что ставило её в совершенно особенное положение, по отношению ко всем остальным, включая римскую.
Изменения произошли уже после крушения СССР. С 1991-го года в риторике святейшего патриарха стала звучать только дата крещения Руси князем Владимиром, как бы пропуская вопрос миссии Андрея Первозванного мимо. В пределах Русской равнины активно торговали и проходили транзитом купцы с Запада и Востока. Надо при этом оговориться, что в Западной Европе изначально имела силу арианская конфессия, а в Азии несторианская, обе они в последующем были объявлены ересью и преследовались римской церковью.
Однако этот факт совсем не означает того, что названные направления веры не были представлены в традиционно многоконфессиональном пространстве Древней Руси. Задолго до времени князя Владимира известна и самовластная Скифская епархия, окормлявшая верующих южно-русских степей. Этот вопрос тоже как-то упускается из виду, но чтобы князю Владимиру креститься Херсонесе, там как минимум должна быть церковь.
Подробнее с вопросом крещения Руси можно ознакомиться в статье Вся правда о крещении Руси.
2) На Руси не сразу было православие
Вопреки расхожему мнению, сформировавшемуся опять-таки по умолчанию, православная вера укоренилась в нынешнем виде на территориях Руси-России далеко не сразу. Известные люди науки, доктора теологи и истории в один голос утверждают, как это не странно звучит, будто православие в классическом виде, который мы знаем и видим сегодня, стало шагать по российским просторам лишь с 1943-го года.
До этого в русских пределах практиковались различные течения христианской веры наряду с народными культами. И даже больше того, непосредственно христианская религия претерпела настолько значительные изменения, что их можно разделить, как минимум, на четыре больших этапа. Тем кто хочет подробнее ознакомиться с историей вопроса, рекомендую к прочтению статью На Руси было четыре разных версии христианства?
А я вслед за компетентными в таких вопросах людьми науки констатирую: народные верования и традиции у наших народов оказались настолько сильными и вписанными в «исходный код нации», что любая модель христианства вынуждена была учитывать их и приспосабливать свой устав. Это наблюдается и сегодня, когда глубинные народные праздники и обряды, гармонично вписаны в самую радикальную из всех моделей христианства, из исповедовавшихся когда-либо на Руси.
3) Язычество и двоеверие
Абсолютно все исследователи темы верований, обрядов и традиций русского суперэтноса, так или иначе проводят в своих трудах мысль о сочетании древних народных культов и обрядов монотеистических религий, будь то христианство или ислам. В повседневной жизни люди не задумываясь шли к знахарям, слушали сказителей, смеялись над скоморохами и одновременно с этим крестились на купола ближайшей церкви. Это и называется двоеверием.
Следует отметить устойчивую закономерность: чем крупнее населённый пункт или город, тем значительнее в нём наблюдался уклон в сторону монорелигии. И наоборот, чем удалённее от городских порядков были сёла и деревни, тем менее заметна становилась тонкая нить, связывающая быт крестьян с авраамическими обрядами и строгими церковными порядками. Исследователи утверждали, что в глубинке не найти было образованного по канонам веры попа или имама.
Подробнее эта тема раскрыта в статьях: Тайны русских заговоров: язычество или христианство? / Что лежит в основе русского язычества? / Возврат христианства к ведическим истокам?
Глубоко вписанные в подсознание народа ритуальные действия, с большим трудом замещались строгими предписаниями и непонятными церковными порядками. Это в первую очередь касалось, например, вопросов жизни и смерти, поминовения, работы на земле — то есть действий, напрямую связанных с нитью жизни каждого человека. И что интересно, первые версии христианства достаточно благосклонно относились к этим проявлениям. Двоеверие достаточно органично сосуществовало с христианством, вплоть до смены царствующей династии в XVII веке.
4) Несториане Батыя, Орда и православие
Звучит несколько неожиданно, но специалисты однозначно и с фактами на руках утверждают: во времена, так называемого, «монголо-татарского ига» наблюдается, необъяснимый с официальной точки зрения освещения тех событий, расцвет культуры и христианской веры в Древней Руси. Массовое строительство каменных храмов и монастырей, выделение ханами Орды широчайших полномочий православной церкви, полное освобождение её от всяческих налогов и повинностей.
В чём искать причину столь неожиданной веротерпимости «страшных монголо-татар»? Для того чтобы понять это, нужно взвесить все имеющиеся факты и начать стоит задолго до самого «нашествия». Начиная с XII века католическая церковь активно проводит экспансионистскую политику на юге и на востоке. Крестовые походы собирают огромные армии и буквально стирают государства, где первым делом меняется и главенствующая религия на католицизм.
XIII век известен нам в истории постоянными попытками атаковать Новгородскую и Киевскую Русь, многочисленными буллами и призывами римских понтификов идти крестовым походом на восточных славян и Русь. Самый известный пример такого противостояния — борьба князя Александра Невского с тевтонскими братьями-рыцарями, шведами и польско-литовскими интервентами. В самое ближайшее время я представлю вам отдельную статью по этой теме, а пока обратим свои взгляды на запад.
Не помню примера, когда Запад отказался или свернул бы на полпути, почувствовав запах наживы. К середине XIII века папские послы прокатились по всем восточно-европейским землям, везде продвигая идею объединения церквей, то есть подчинение римской церкви. В отличии от Невского, не все князья послали папских легатов туда, где им самое место быть, некоторые согласились на принятие католичества. Назревала большая междоусобная война, где на стороне склонявшихся к католичеству, должны были присоединиться западные рыцари.
Все историки сходятся во мнении, что Ярослав Всеволодович и его сын Александр вступили в союз с Чингизидами, но по мнению историков, решились на это после Западного похода Батыя. Однако логика событий намекает на другую последовательность: сначала был заключен союз, а потом каждый занялся своим делом. Батый утюжил сепаратистов на юго-востоке Руси, а Ярослав с сыном в то же время на северо-западе отражали натиск неуместно активных папских рыцарей.
Псы-рыцари: и никого не жалко…
Рекомендую к прочтению Монгольский крестовый поход (часть 1 и 2) / Монгольский крестовый поход (часть 3 и 4) / Как скифы сокрушили Латинскую империю.
Есть множественные упоминания о распространении христианства несторианского толка среди Чингизидов. Да и дальнейшие действия полков Орды, имеют логику только с учётом союзных обязательств перед русскими князьями. Подробно об этом рассказано в серии статей: Русский царь Батый / Русский царь Батый. Союз леса и степи / Русский царь Батый. Покорение Монголии. Стоит отметить тот факт, что одним из ярких примеров сотрудничества с папскими престолом, служит Даниил Галицкий.
Этот князь юго-западной Руси принял предложение Папы о союзе и получил от него корону короля Руси. Именно в его княжение Киев был разорён ордынскими войсками, а во время прохода армий Батыя через Галицко-Волынское княжество, он предпочёл спрятаться в Польше. Благодаря усилиям Невского, ордынский хан заставил Даниила участвовать в совместном походе на враждебную тогда Литву, чем вынудил уже литовцев обернуть своё оружие на запад. При всём этом, в выигрыше оказалась именно православная Русь.
Кроме всего прочего, поход Батыя в Европу снял угрозу вторжения армий крестоносцев для окончательного решения вопроса лояльности русских княжеств. Западная угроза на длительное время перешла в разряд вялотекущего конфликта. Ещё раз напомню о расцвете православия на русских территориях, начале преследования языческих волхвов и полноценного укоренения христианства, в качестве основной религии Руси.
Интересно, что при основании каждого населённого пункта в Золотой Орде того периода, хан приказал ставить там православную церковь. А в ордынском войске, стёршим в пыль армии западных рыцарей, очевидцы и современники узнавали русских, половцев, бродников и других народов Русской равнины, но не опознали ни монголов, ни татар. Набор рекрутов в армию Золотой Орды был прекращён только после последнего визита туда того же князя Невского, что наводит на мысль о прекращении взаимных обязательств.
Далее Орда и Русь жили также, как всегда осёдлые регионы жили в соседстве со степняками. А противоречия стали нарастать только после принятия в Золотой Орде ислама в качестве основной религии, да и то не сразу, а с течением времени. При этом крымский хан, к примеру, помогал Ивану III бить литву и поляков в качестве союзника. А настоящие проблемы возникли в Русском царстве лишь при смене царских династий в Москве.
5) Староверие, старообрядство и синод
В середине XVII века случился трагический раскол русской церкви, последствия которого отзывались в стране на протяжении трёх сотен лет. Надо упомянуть, что разделение по вероисповедованию было и раньше, практически с самого начала времён. Крестьяне жили своими традициями, в понимании их сообщества насильственная смерть — это крушение всей прожитой жизни и самое страшное — лишение посмертной жизни в качестве Родителя.
Ничего страшнее придумать для селянина было нельзя. Совсем другое дело городские жители, которые жили зачастую артелями, то есть объединениями по профессии. В большом скоплении людей правила менялись и население неизбежно смазывало традиционное доставшееся от предков мировоззрение. Взаимное влияние вер, культур, публичность и эмоции давали пищу для более решительной смены обрядовых порядков и традиций.
Не случайно в разных поселениях мог быть разный пантеон богов или как минимум, главных божеств. Отдельно стояли боги военного сословия, позволявшие своим последователям убивать и быть убитыми, что совершенно немыслимо для крестьянства. Именно этим объясняется набор ополчения именно из городов, где привычки и обычаи более приспособлены для конкуренции и вооружённой борьбы. И тем же объясняется трудность перехода из сословия в сословие — разницей мировоззрений, в первую очередь.
В ряду всех этих сложностей существовала христианская вера, вписываясь в традиционные культы и не противореча главным их убеждениям. То есть христианство того периода было мало похоже на сегодняшнюю его модель: меньше византийства и больше народности. Пока на троне Русского царства находилась династия восточного толка (Рюриковичи), о радикальной смене религиозного уклада не было речи. Но со смертью Иоанна IV, ордынская линия прервалась и на горизонте забрезжили изменения.
Династия Романовых (родовая фамилия будет присвоена им позднее) с самого своего начала ориентировалась на западную модель общества, а потому им понадобилась совсем другая конструкция церковного уклада. Подробнее об этом читайте в разделе Три века Романовых. Реформа проведённая патриархом Никоном, по заказу царя Алексея Михайловича, вводила в церковный обиход западную церковную терминологию и меняла восточную идеологическую подоснову на западную, принятую в католичестве.
Само собой разумеется, народные массы, в подавляющем большинстве своём представленные крестьянами, новых порядков принять не могли по-определению. Не принявшие новой веры стали называться староверами, но власти требовалось выявить не согласных, поэтому был запущен проект «старообрядцы». Суть его сводилась к официальному объяснению церковной реформы: три перста вместо двух, да разночтения церковных уставов. На самом деле, всё было гораздо глубже и затрагивало суть и смысл жизни народа.
Рекомендую к прочтению статью по теме Поворотная точка русской истории.
Реформированная церковь была призвана обслуживать интересы власти, что и ярко выразилось в Святейшем правительственном синоде образованном Петром I. Он заявил о прекращении массовой борьбы со старообрядцами за иссяканием таковых, что как мы уже знаем из начала статьи, было сущей неправдой. Но царю-реформатору было неинтересно гоняться по лесам за раскольниками и жечь погосты, у него были куда более амбициозные задачи. А тема пылающих костров самобытной российской инквизиции стала затираться.
6) Гари старообрядцев
Под знамёна старообрядцев стягивались несогласные с реформой и ратующие за прежний вариант христианского обряда. По мнению некоторых историков, глубоко погрузившихся в тему исследования раскола и событий ему сопутствовавших, у власти на тот момент было три основных цели: выявить и нейтрализовать самых активных поборников старой версии христианства с её народной идеологией, запугать сторонников старого обряда и утвердить основу новой царской династии, заявлявшей о богоизбранности государя.
Надо признать, что внешние признаки свидетельствовали о выполнении всех трёх главных задач, поставленных Романовыми перед церковью. По всему Русскому царству пылали костры старообрядческих скитов и деревень, имевших неосторожность открыто заявить о своём несогласии с церковной реформой. Лидеры из масс и рядовых поместных приходов выявлялись, предавались суду и казнились. Первоначальное понимание веры Христа, царившее в народных массах, загонялось в «подполье».
Рекомендую к прочтению по теме статью Тар(тар)ский бунт времён Петра I.
За время активных гонений на старую веру и старообрядцев, были сожжены десятки тысяч людей, осуждены, высланы, лишились имущества и понесли другие наказания в разы больше. Появился даже отдельный термин «гари», то есть места «самосожжения» раскольников. Удивительно не то что люди лишали себя жизни в виде протеста, вместо того чтобы жить потихоньку по старой вере. Это страшно себе представить, но в понимание современного человека всё-таки укладывается.
Гораздо непонятнее другое: согласно представлений крестьянина того времени, для утонувшего или сгоревшего человека не просто терялся посмертный статус Родителя, ради чего, собственно и жил человек на этом свете, душа уходила в небытие. Возврата и спасения откуда не было вовсе. Никакого варианта. Это жуть жуткая, мы себе не можем представить ощущения человека того времени, осознававшего попадание в такую ситуацию. И чтобы кто-то мог решиться на это добровольно?!
Подробнее читайте о событиях в статье Кто сжигал старообрядцев?
Вместе с тем, официальные документы чиновников и военных чинов полны одним и тем же описанием стандартной ситуации: попы канонической церкви и солдаты не успевают предотвратить массовое самоубийство и взяв пылающий объект в кольцо охраны, с сожалением наблюдают, документируют и констатируют трагедию. Как говорят, стабильность — признак мастерства? Многие учёные осторожно предполагают совсем иную роль государевых людей. Задачу № 2 ведь никто не отменял.
Пин-ап художника В. Барыкина
7) СССР — попытка возврата к общине старой веры?
Можно смело утверждать, что раскол русской церкви и последовавшие гонения на не принявшее новый обряд большинство населения, буквально разделили Россию на две части. Дворяне, светская и церковная элита, а также приближённые к власти слои общества — против народных масс, среднего и высшего купечества, разночинцев (как выходцев из тех самых народных масс). Это противостояние существовало через все 300 лет царствования династии Романовых и явилось одной из причин переворотов судьбоносного 1917-го года.
Российскую империю подтачивали изнутри могучие силы ушедшего в «подполье» староверия и старообрядчества, ставшего из искусственного проекта самостоятельной силой. Московское купечество противопоставлялось светской элите Санкт-Петербурга, накрепко связанной, а зачастую и состоящей из европейских подданных. Это состояние доктор исторических наук, профессор А. В Пыжиков назвал «славянским разломом».
На волне нового открытия язычества и двоеверия народных масс, зарождения этнографической науки империи, всё народное стало модным, а высший Петербургский свет, брезгливо наблюдавший за работавшей на их достаток Россией, стал однозначно восприниматься как сообщество оккупантов. Итог был предопределён. Империя рухнула, но глубинная российская оппозиция была не единственной заинтересованной стороной в ей разрушении. В процессе активно участвовали иностранцы.
Подробнее об этом читайте в статье Романовы. Угроза династии.
Как этот клубок противоречий и интересов привёл к возникновению СССР — вопрос отдельный и будет когда-нибудь рассмотрен в специальной серии статей. Факт остаётся фактом: Сталин смог сплотить вокруг себя выходцев из народных масс, представителей того самого глубинного течения, которое когда-то называлось староверие. Те кто был веками гоним, сами примерили на себя роль гонителей. И вместе с официальной церковью и светской элитой, вымели из страны целый пласт коминтерновцев-интернационалистов, людей без родины и флага.
В СССР сталинского времени попытались привить принципы общины и социального равенства, то что составляло глубинную первооснову и народных культов, и Учения Иисуса. В результате получилось ровно наоборот — полное безверие, атеизм, материалистическая идеология и отсутствие веры как таковой. Вряд ли в этом виноваты сами принципы, скорее их взялись воплощать люди, которые в них не верили и не понимали. Страна чуть было не погибла, а Сталин вынужден был возродить русскую церковь.
Подробнее читайте статье Был ли СССР проектом староверов?
Советские времена вымели из народной памяти почти всё без разбора, будь то народные обряды или авраамические каноны. Всё пришлось создавать заново и само собой разумеется, приоритет остался за монотеизмом, имевшим обширное письменно наследие. В наше время у страны фактически нет вариантов, нам срочно нужна мощная объединительная сила, которой в отсутствие внятной светской идеологии, может стать только религия.
Апостол Андрей в Древней Руси
И мы снова заходим на новый круг истории, активно продвигая православное христианство, признающее главенство католичества вообще и Папы римского, в частности. Пока получается не очень, хотя храмы и обители активно восстанавливаются, строятся вновь. Бог нам в помощь, нации нельзя развиваться без веры, опыт СССР нам это ясно показал. Будем надеяться на грамотную, взвешенную и аккуратную политику руководства в этой сфере. А всё былое — пусть в прошлом и останется…
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.
В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.
Оценили 5 человек
5 кармы