Религиозный раскол породил к жизни не только новые виды верований, но и новые социальные слои общества, сыгравшие значительную роль в истории государства российского. Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам. Я лишь обозначаю для вас этот пласт сведений.
Эта часть цикла статей написана по видео Славянского народного радио «За что уничтожали староверов и старообрядцев» и является продолжением публикаций «В чём разница между староверами и старообрядцами?» а также «Зачем отделили старообрядцев и придумали староверов?».
Купцы, XIX век
Всем выйти из тени!
Создаётся впечатление, что истинную старую веру, носителем которой были народные массы, подменили организованными общинами под руководством специально обученных и делегированных властью персонажей. Был поставлен эксперимент по вовлечению крестьянских общин в экономическую деятельность и отвлечению посредством производительного труда в целях получения прибыли от старинных обрядовых действий.
Впрочем, широкое вовлечение масс выявило и другое, побочное явление: разнообразные и не поддающиеся никакому управлению околорелигиозные течения. Возникло огромное количество «истинных» сект с множеством «христов», «спасителей», «иисусов», проповедовавших бог весть что. Как всегда бывает в подобных случаях, все эти проповедники и учения не имели с христианством абсолютно ничего общего.
Для некоторых подобная нелестная характеристика может представлять лучшую рекомендацию, однако, ознакомившись с приведёнными в отчётах чиновников и полицейских примерами жизненных ситуаций с членами сект, находишь много общего с современными запрещёнными в РФ сообществами. Первые попытки систематизации и разделения раскольничьих течений были предприняты властями только к середине XIX века.
В этот период элита заинтересовалась, чем и как живёт народ, ею управляемый, и что, собственно, он из себя представляет? Как это происходило и кто этим занимался, я писал в статье «Кто и когда собрал сведения о народах России?».
С. Милорадович, «Низложение патриарха Никона»
Но начало сбора сведений было положено всё-таки несколько ранее, а если точнее, при Петре I, который считал, что скрывать раскольничью ересь контрпродуктивно, и согласно своей натуре взялся бороться с явлением открыто, как с врагом. А для начала успешной борьбы с противником надо представлять, что он из себя представляет. И Пётр перевёл вопрос из тени в гласную форму полемики.
Ему очень хотелось вывернуть наизнанку весь русский быт и заменить древний (затхлый, как он считал) доморощенный порядок цивилизованным и просвещённым (как считал не только он) европейским. Народ же российский, не имея возможности противопоставить властной силе ничего, кроме восстания и бунта (как считали некоторые, бессмысленного и беспощадного), противопоставлял воле реформатора страшную силу — силу отрицания.
Исследователи утверждают, что, публично и открыто признав раскольников своими личными и непримиримыми врагами, первый российский император вёл не только решительную и бескомпромиссную с ними борьбу, но в случаях полезных начинаний осыпал и милостями. Вот как пишет об этом уже известный вам по первым двум частям Мельников-Печерский в книге «Письма о расколе»:
Старообрядцы, ХХ век
«Так, по представлению Геннинга, он предоставил важные льготы поморским и выгорецким раскольникам, на опыте доказавшим полезность свою для учрежденных в нынешней Олонецкой губернии горных заводов и, сверх того, отыскавшим неизвестные дотоле в России золотые рудники.
Оттого и сами раскольники, как ни тяжела была для них железная рука Петрова, как ни ненавистен был им этот губитель старины, оглашённый ими за антихриста, верили ему и до тех пор не скрывали перед ним своих дел, пока казнь Александра дьякона в Нижнем и ряд обманов и подлогов, допущенных чересчур усердными слугами Петра, не заставили их быть осторожнее и недоверчивее».
Пётр не скрывал числа раскольников, не делал из этого явления тайны, напротив, издал указ, вводивший строгий штраф за сокрытие принадлежности к расколу, и даже ввёл для них ношение специального платья. За это не было наказания и преследования. Так было и при его преемниках. Когда в Москве была открыта деятельность секты «хлыстов», святейший синод издал в 1734 году указ о всех тайностях этой ереси для всенародного объявления.
Этот указ читали в церквях, чтобы все знали о новой ереси. Так поступали и в других подобных случаях. Однако не все религиозные разномыслия желали публичного явления, пожелав вести свои дела в строжайшей тайне и секрете. Так развились нелепые и изуверские учения хлыстов, скопцов, шелапутов, фарисеев и многих других сект, также относящих себя к староверам. Много ли вы знаете об этой скрытой и непрезентабельной стороне раскола?
С. Милорадович, «Чёрный собор»
Кто в лес, кто по дрова
В социальном обществе так бывает всегда: людей непременно манит всё тайное, сокрытое и альтернативное. Флёр знакомства и даже лёгкого касания к некоей секретной деятельности создаёт ощущение тайных знаний, а порой и принадлежности к избранным. Этим ловко пользуются мошенники всех времён и народов, примазываясь к любой мало-мальски популярной в обществе идее, новости или явлению. Не минула чаша сия и раскола.
Считается, что после проявления раскола церкви оформились два главных направления, не принявших реформу Никона. После ухода из этого мира дореформенных священников одни из раскольников соглашались принимать в свои ряды и вершить службы с требами священнослужителям, отрёкшимся от никоновской церкви, их впоследствии стали называть «поповцами».
Другие раскольники отказались вообще от услуг попов, проводя обряды и службы силами наиболее авторитетных прихожан или вообще обходясь без оных. Таких впоследствии стали называть «беспоповцы». Ещё раз подчеркну, что ни те ни другие сами себя так не называли, эта характеристика появилась во времена систематизации раскольничьих направлений Министерством внутренних дел Российской империи.
Именно в среде беспоповцев и проявлялись самые радикальные из известных согласия и толки. Главным воззрением таких сект было ожидание Апокалипсиса, вокруг него же накручивались разнообразные дикие страсти. «Нетовцы» были одним из самых больших беспоповских согласий, а их название говорит само за себя: они отрицали православные святыни, обряды и многие таинства, уповая исключительно на Спасителя, который «сам ведает, как нас бедных спасти».
«Радения» хлыстов
Спасово согласие («нетовцы») требовали сурового аскетизма, это касалось еды, одежды, личных отношений. Один из толков Спасова согласия — «дырники». Полностью отрицают иконопись и старую, и новую, молятся либо под открытым небом, либо через отверстие в стене строго на восток, отсюда и название. Молиться через окно или (в) стену для них грех. Более практичным оказалось Поморское (Выговское) согласие, основанное ещё в 1694 году.
Именно его прихожане были выбраны в петровское время для эксперимента по вовлечению народных масс в экономическую деятельность. В результате схоластических споров от них отделились так называемые «федосеевцы», отличавшиеся строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Его адепты были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.
Как и многие другие беспоповцы, федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Несмотря на это, из федосеевцев вышли многие будущие советские политические и хозяйственные деятели, что позволяет некоторым исследователям писать об ограниченном влиянии беспоповцев на вектор развития ранней большевистской России.
Из Поморского вышло также Пастухово согласие, члены которого отвергали всякое общение с гражданскими властями. Отрицали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. И только неприятие разврата заставляло их признавать институт брака. Не могли проживать в селении, где был хоть один госслужащий, сторонник официальной церкви или другого старообрядческого толка.
Странники
Бегуны, странники, скитальцы — беспоповский толк, основанный в конце XVIII века отставным солдатом Ефимием, который объявил себя после смерти Петра I главным защитником «старой веры». Царскую власть, гражданскую власть и духовенство Ефимий ассоциировал со «зверем Апокалипсиса» и призывал раскольников порвать все связи с миром, не служить, не работать, не иметь дома и семьи, а «таитися и бегать».
Брак, естественно, отрицался, но блуд допускался как «меньшее из зол». Сектанты жили в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. Со временем сторонники толка разделились на непосредственно странников (бегунов) и «странноприимцев», живших в миру и предоставлявших скитальцам кров и пищу. В такие жилые дома стали стекаться огромные деньги в виде подаяний, приносимых бродягами.
Среди бегунов были разные течения: голбешники, подпольщики, скрытники, пустынники, федоринцы, Пимшина вера, беловерцы. С этой сектой связывают страшные ритуалы удушения «красная смерть», жертвоприношения детей и многие другие ужасы, чего нет ни в христианстве, ни в чистых природных культах. Были секты, в которых лидера признавали «христом», присваивая этот статус всякому следующему лидеру, а бывало и женщинам.
К середине XIX века власть озаботилась навести порядок в систематизации согласий, течений и толков, начав вводить определения для последователей раскола. По разным спискам и источникам число разномыслий доходило до 40 и даже более того. Но основным делением было на два разряда: раскол и особо вредные ереси. Таким образом, то, что принято сегодня называть староверием, было явлением не монолитным, а сложно структурированным.
Москва старинная
Раскольничий движ
Я дал вам общую картинку разнообразия форм раскола для того, чтобы не было лубочного восприятия этого сложного и многостороннего явления. Надлежит оговориться, что в общем и целом, несмотря на различные перегибы, старая вера не принимала уродливого обличия, сводясь к двоеверию, то есть культивированию старых природных культов наряду с элементами христианства или (как утверждают исследователи) ислама.
Наиболее широкое и эффективное экономическое вовлечение крестьянских масс в экономическую деятельность имело место в царствование Екатерины II. По сути, при ней заработал национальный проект, призванный использовать естественные преимущества приверженцев старого обряда. То, что долгое время было их слабостью, а именно обособленность, стало их силой.
Центростремительные силы и горизонтальные связи стали фундаментом экономического феномена старообрядческих общин. Для этого потребовалось вывести старообрядцев из статуса «вне закона». 11 октября и 14 декабря 1762 года вышли в свет указы императрицы о возвращении в Россию ранее эмигрировавших старообрядцев. Было отменено двойное налогообложение, гарантированы гражданские права и защита.
Адептам дореформенных обрядов вернули возможность поступить на госслужбу, а также записываться в любые сословия, кроме дворянства. Здесь власть решила не смешивать потоки служивых людей и не приближать к трону упрямых и самодостаточных староверов. В 1775 году был издан манифест о свободе предпринимательства и введён уведомительный порядок открытия своего дела.
Московские купцы-староверы
Кроме того, для селившихся на окраинах государства и пустошах были дарованы льготы, освобождения от тягот налогов и повинностей. В первую очередь в эту категорию попадали казаки и старообрядцы. И конечно, экономическое чудо старообрядцев не могло состояться без всесторонней поддержки государства. Многие общины стали поставщиками Двора, были обеспечены госзаказами и наделены преференциями.
Это наглядно видно из истории Выговского согласия. Исследователи отмечают интересную деталь: в России сложилось разделение рынков услуг и производства. Дворяне и приближённая к императорам элита занималась внешнеторговыми операциями, банковской деятельностью, именно из их числа были самые крупные землевладельцы и помещики. Бурно развивающийся внутренний рынок империи был отдан на откуп старообрядцам.
Торговля хлебом, пушниной, создание фабрик, заводов и мануфактур, торгового флота и китобойных флотилий — всё это сфера исключительной деятельности старообрядческих общин и купечества. К примеру, чистый доход Выговского согласия в первой трети XIX века составлял более 200 000 рублей. Это в то время, когда основной платёжной единицей была копейка!
Старообрядческие общины подмяли под себя практически всю торговлю внутри России, быстро распространив своё влияние с северных и восточных областей на западные и центральные. Сообщества имели общие кассы, крепкие горизонтальные связи между единоверцами и чёткую структуру общественного управления, а также распределения прибыли.
Картина "Купцы гуляют"
Не будет преувеличением написать, что внутри сообществ применялся социалистический принцип ведения хозяйства. После этого совсем по-другому звучат утверждения многих исследователей, что некоторые шаги советской власти строились по лекалам старообрядческих общин, в которых, в свою очередь, действовали законы и правила древнего общинного устройства крестьянского быта. Подробнее об этом можно прочесть в разделе «Вера наших предков».
Прибыль от экономической деятельности распределялась, в том числе, между членами общины, обычным делом была целевая помощь бедным и неимущим. Приверженцы старых порядков сами избирали себе попов и епископов (при необходимости), а бытовая жизнь регулировалась самыми авторитетными, начитанными и эрудированными в части культовых книг — начётчиками.
Само собой разумеется, в почёте были специалисты в ремёслах и профессиях. Важные решения принимались большинством голосов на общих сходах, там же избирались старосты. Спорные вопросы регулировались решениями выборных представителей киновиарха (настоятеля). И что самое главное, именно община была собственником угодий и стороной экономических отношений.
Следует отметить, что своё право жить не по европейскому образцу, а по правилам и заветам предков, народ добился в том числе путём постоянных бунтов и восстаний против засилья и насаждения западных порядков. Практически все бунты и крестьянские войны были войнами старой и новой (европеизированной) веры. Я писал об этом в постах: «Снова о Разине, или была ли война с Тартарией?» и «Тайны «маркиза» Пугачёва».
При этом всём старообрядцы не торговали деньгами и не давали «в рост». Центром старообрядческого экономического движения стала купеческая Москва в противовес дворянскому Санкт-Петербургу. В конце XVIII века в Москве было создано объединение общин и избран его руководитель. Старообрядцы становились силой. В том числе политической силой.
Вы же помните, что Наполеон пошёл зачем-то именно на Москву, напрочь игнорируя столицу Российской империи? В каталоге статей этому посвящён целый раздел «Наполеоновские войны и Россия».
А в начале ХХ века по предложению совета всероссийских съездов старообрядцев на селе организуются артели, потребительские лавки и ссудо-сберегательные товарищества (сберкассы). В конце концов, политическое крыло выходцев из старообрядчества добилось передачи части властных функций и оформления законодательной власти Государственной думе.
В ходе Февральской революции 1917-го года Временный комитет Государственной думы объявил себя государственной властью. Император низложен, власть получили представители старообрядческого движения, но удержать и распорядиться ею они в полной мере не смогли…
Рекомендую к прочтению по теме статьи: «Откуда взялся особый путь развития России?» и «Поворотная точка русской истории — религиозный раскол 17-го века».
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Главные новости политики в моём сообществе ВКонтакте — Великая Евразия. Присоединяйтесь.
Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии», а в издательстве Ridero стала доступна отредактированная версия моей книги «Вера наших предков. Неизвестные страницы».
Оценили 2 человека
2 кармы