Археология – это поиск фактов. Не истины. Факты составляются в цепочку событий, составляя единую нить реальной истории.
Продолжение темы, начало читайте в статьях: «Тайны древнего мира» / «Тайны древнего мира — 2» / «Тайны древнего мира — 3».
Разгадка странных находок. Цари-пастухи в Египте
Чего только не находят археологи при раскопках в Египте, бывает, что артефакты ставят их в тупик на десятилетия, заставляя лопатить горы информации в поисках правдоподобных объяснений. К таким загадочным находкам относятся человеческие останки, поднятые из-под развалин одного из дворцов древнего Авариса.
В смущение археологов ввела избирательность древних людей, ведь в трёх ямах лежали исключительно отрезанные кисти рук. Что интересно, налицо была строгая закономерность: в одной яме кисти лежали ладонью вверх, в другой вниз, а в третьей была всего одна, гораздо меньше других. Кроме того, безымянный палец на ней был заметно короче указательного.
Из чего сделали вывод, что это женские останки. Все они принадлежали людям от 14 до 22 лет и не имели следов возрастной дегенерации. Учёные надолго впали в ступор, пытаясь совместить полученные данные с известными обрядами Древнего Египта. Одним из вариантов было предположение о наказании преступников, но специалисты твёрдо и решительно отвергли эту версию.
С другой стороны, на фресках дворцов и гробниц великих фараонов довольно часто можно встретить сцены с отрубленными кистями рук. Значит, обычай был, просто мы о нём не знаем, справедливо предположили настырные учёные. После детального исследования уточнили, что такие изображения встречаются только в строго ограниченный период XV-XVI династии.
Тогда часть Египта попала под власть пришлых народов, известных под названием гиксосов, что означает либо «правители чужих земель», либо «цари-пастухи», где пастухи используется в переносном смысле: пастыри, вожди. Встречается также отсылка к Финикии. Скорее всего, это не этноним, а название некоего объединения народов, вышедших из Сирии. В состав гиксосов входили в основном хетты, хурриты и амореи (западносемитское племя).
Силу гиксосам придавали передовые в этом регионе и высокотехнологичные способы ведения войны, почерпнутые ими у индоевропейцев: колесницы, новые типы доспехов, составные луки и другие. Можно предположить, что применение нового оружия требовало и новой передовой тактики ведения боя.
Следует отметить, что как в Европе всё приписывают древним германским народам, так на Аравийском полуострове везде по умолчанию подразумевают семитов, как прародителей евреев и арабов.
Гиксосы стали преобладающим населением в дельте Нила, основали свою столицу (Аварис) и дали новые династии фараонов. Однако египтяне смогли перенять военный опыт захватчиков и с течением времени изгнали гиксосов из Египта, совершив после этого военный поход в Южный Ханаан.
И вот что особенно интересно: через 1600 лет после указанных событий древнееврейский историк Иосиф Флавий со ссылкой на древнеегипетского коллегу Манефона, также жившего через 1000 лет после гиксосов, отождествил их с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта. Другой историк древнего мира Евсевий Кесарийский подтверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах.
В общем, интересную историю раскопали немецкие и австрийские археологи! Существовал у загадочных гиксосов военный обычай «золото чести» — преподносить своему правителю после битвы отрубленные руки поверженных врагов. Причём только правые — символ силы и могущества. Взамен воины получали золотые бусины.
Так вот, обнаруженные кисти рук оказались виртуозно отделены от тела в течение не позднее 24-28 часов после смерти носителей, иначе нельзя было бы развести пальцы рук. Учёные скромно оговариваются, что данные нужно ещё проверять и перепроверять, но так или иначе, находка оказалась весьма примечательной. Рекомендую к прочтению по теме мою статью «Евреи против всех. Тысячелетняя война».
По следам Ковчега Завета
Сколько копий сломано вокруг библейских тем, сколько информации подтвердилось и опровергнуто, но изложение событий вокруг личности Иисуса Христа по-прежнему будоражит умы. Отдельную историю имеют каждый из многочисленных артефактов, упоминаемых в Библии. Например, Ковчег Завета — сакральный ларец, в котором хранились Скрижали, данные Богом Моисею.
Кроме исторической и религиозной ценности, ковчег, по преданию, даёт своему обладателю великую силу и возможность обратиться напрямую к Создателю. Согласно Ветхому Завету, Моисей получил на горе Синай от Бога десять заповедей: 5 из них касаются обязательств евреев перед Богом и 5 определяют отношения между людьми. Заповеди были высечены Моисеем на двух каменных плитах.
Их поместили в специально созданный ящик, обитый золотом, причём подробные инструкции по изготовлению хранилища также были получены Моисеем от Всевышнего. Ковчег Завета является величайшей святыней для трёх религий: иудаизма, христианства и ислама. Правда, с VI века до н.э. ларец бесследно исчез и теперь представляет одну из самых сокровенных тайн и желанных сокровищ для поисковиков со всего мира.
Краткая история ковчега такова. После исхода из Египта евреи странствовали по пустыне в течение 40 лет, и всё это время Ковчег Завета переносили специально обученные служители на длинных шестах, а таинство служения совершалось в походном храме. Новый Завет также утверждает, что вместе со Скрижалями хранилась манна (которой Бог кормил блуждающих евреев) и посох Аарона.
Сакральный предмет сопровождал израильтян в войнах на земле обетованной и был помещён в IX веке до н.э. в специальную молельню на горе Сион царём Давидом, а его сын царь Соломон воздвиг вокруг ларца Храм. Помещение, в котором хранился священный предмет, называлось «святая святых», входить в неё мог исключительно первосвященник, да и то раз в год.
Не удивительно, что сведений относительно местонахождения ковчега после постройки Храма совсем не много. Последнее упоминание относится к 622 году до н. э. Тогда иудейский царь Иосия повелел храмовым служителям более не носить ковчег на плечах. Отсюда — предположение библеистов, что святыню периодически всё же демонстрировали народу.
Вскоре после этого, в 586 году до н.э., Иерусалим разрушил царь Навуходоносор и естественно, Храм также был разобран по кирпичикам. Тут данные историков расходятся, поскольку они представляют из себя исключительно теории, версии и допущения. Некоторые утверждают, что ларец разделил вместе с евреями участь вавилонского плена, правда, в список возвращённых царём Киром иудейских ценностей в 538 году до н.э. он не входит.
А значит, настаивают другие исследователи, храмовые служители успели спрятать драгоценное хранилище Заветов. Возможно, они воспользовались тайной системой тоннелей под Храмом, во всяком случае, проверить версию сейчас нельзя из-за сложного правового статуса горы. Им вторит третья группа учёных, предполагающая перенос священных предметов из святая святых задолго до вторжения вавилонян.
Якобы Бог повелел лишить израильтян сакральных предметов из-за нарушения ими заветов Всевышнего. Царь Манассия насадил в стране культ ханаанского Ваала и вавилонской Иштар, «гадал и ворожил, и завёл вызывателей мертвецов и волшебников». Святотатство яро обличал пророк Иеремия и спрятал ковчег в горе, где был захоронен Моисей. Есть и четвёртая версия: ковчег находится в Эфиопии, в храме города Аксум.
Подробнее об этой альтернативной версии я писал в статье «Истории больше нет. Тайна библейского Иерусалима». Таким образом, тайна Заповедей Бога евреям по сей день остаётся легендой исторических событий и окутана тайной.
Каменные мольберты древних художников
Вы задумывались когда-нибудь, как добиться гарантированного сохранения информации, на каком носителе её разместить? Наиболее распространённым в древнем мире можно считать дерево и его производные: дёшево, удобно, просто пользоваться и перемещать при необходимости. Однако быстро гниёт, горит, намокает и так далее.
Чтобы пронести информацию через века и даже тысячелетия, самый доступный способ — использовать камень. Я считаю, что в некоторых случаях наши предки намеренно мучались с непростым процессом ковыряния твёрдых каменюк, имея целью прочно запечатлеть свои мысли. И что характерно, эта идея передавалась от поколения к поколению, от племени к племени.
Некоторые каменные обтёсанные глыбы использовались буквально как записные книжки для фиксации важной информации. И наш классический сказочный придорожный камень — яркий тому пример. Корни этого обычая уходят глубоко в древность и находят своё отражение в находках археологов.
К примеру, в Красноярском крае учёные занялись расшифровкой петроглифов на десятках камней, относящихся к периоду со II в. до н.э. по II в. н.э. Сделать это было не просто, поскольку надписи и рисунки наслаивались один на другой, сливаясь в визуальную какофонию.
Разобраться помогло 3D-моделирование граней с изображениями, которое позволило установить разновремённость рисунков, относящихся к разным древним культурам. Специалисты Кемеровского госуниверситета в ходе исследования погребальных конструкций Тепсейского могильника открыли новые изображения воинов, а также погребальные обряды тесинского времени.
Я писал об этой эпохе в посте «Скифский мир. Погребальные маски тесинских воинов».
Сакральные камни находились в общем доступе, и народы, населявшие эти места, в разное время проводившие разнообразные ритуальные обряды, старались запечатлеть их смысл. Помимо тагарских, здесь много тесинских, таштыкских, тюркских, хакасских сцен и образов. Сюжетами тесинских петроглифов являются сцены охоты и баталий: воины с оружием, всадники, пронзённые стрелами животные.
Есть антропоморфные изображения: человек в «позе лотоса» со змеёй в руке, а также перевёрнутые (умершие) персонажи. Многофигурные сцены таштыкского времени: зубастые хищники, преследующие добычу, грузные быки, парящие птицы, лоси, многочисленные тамги и знаки, относящиеся к средневековью и новому времени. Каждый народ стремился увековечить что-либо о себе.
Это является отличительной чертой человеческого вида с древнейших времён. Самое первое из известных нам изображений найдено на острове Сулавеси в Индонезии, учёные оценивают его возраст около 51000 лет. Это сложная и несущая в себе смысл рассказа композиция охоты. Исследователи отмечают, что до обнаружения и расшифровки древней иллюстрации считалось, что ранние люди в то далёкое время не могли связанно рассказывать истории и передавать сложные последовательные образы.
«Люди, вероятно, рассказывали истории уже более 51 000 лет, но поскольку слова не окаменевают, мы можем полагаться только на косвенные свидетельства, такие как изображения художественных сцен, а искусство Сулавеси на сегодняшний день является самым древним свидетельством такого рода», — сказал индонезийский специалист.
Трепетное отношение к огромным валунам люди пронесли через тысячелетия, и оно характерно для всех эпох и континентов. Самые яркие примеры тому — египетские пирамиды и британский Стоунхендж. Не так давно учёные смогли отследить происхождение громадного алтарного камня комплекса и были не просто удивлены, но по-хорошему шокированы.
Неподъёмный монолит, весящий 6 тонн, был перевезён в Стоунхендж из Северной Шотландии, а это порядка 700 км! Теперь учёные ломают голову по поводу способа доставки глыбы, склоняясь к морскому пути перевозки, что, согласитесь, тоже было непросто сделать 5000 лет назад.
Где в Древней Руси текли денежные реки?
Серьёзным подтверждением теории возникновения Древнерусского государства могут быть, в том числе, клады, зарытые в старых русских городах. Употребляя только что приведённое словосочетание, мы обычно не задумываемся о степени точности выражения, но это не отменяет его сути.
Русские города — это, в данном случае, не указание на географическое положение населённого пункта, а его принадлежность к главенствующему клану, ведь в публикации речь пойдёт о X веке, времени зарождения современной государственности. Новый повод задуматься об истоках зарождения державы дал клад из множества монет и украшений, найденный в Новгороде.
Этот город издревле являлся важнейшим портом перевалки товаров и ценностей между Европой и Азией. Всем известен набивший оскомину «путь из варяг в греки» по Днепру, но вряд ли будет преувеличением написать, что главную роль всё-таки играла другая транспортная артерия — Волжско-Балтийский торговый путь. Если взглянуть на карту, то очевидность удобства для азиатских и арабских гостей не вызывает сомнений.
Днепр с его непроходимыми порогами был куда более сложным маршрутом и использовался как второстепенный, заменяя главное направление в случае обострения военно-политической обстановки на южно-восточном пути. Позднее, при первых Романовых, Киев и всё, что с ним связано, решили сделать «лоном» Древней Руси, на долгие столетия скрыв истинное положение дел.
Но факт есть, и совсем игнорировать его никак не получается, а найденный клад косвенно подтверждает этот тезис. Воздвиженский раскоп в Великом Новгороде преподнёс археологам удивительный по научной ценности сюрприз, там нашли крупнейшую находку: 1800 целых и фрагментированных серебряных монет, более 80 серебряных украшений.
Среди монет не найдено уникальных экземпляров, но, по мнению учёных, это не отменяет научной ценности найденного. Всё дело в странах-изготовителях денег. По понятным причинам они могли поступать главным образом вместе с купцами из стран-производителей монет, то есть с торговыми караванами. И определённо свидетельствуют о степени использования маршрута в то время.
В кладе найдено: германский денарий императора Священной Римской империи Оттона I, десять византийских милиарисиев. Но абсолютное большинство — дирхемы из разных стран мусульманского Востока: от нынешней Турции до Центральной Азии, где были серебряные рудники. На некоторых монетах — чеканка Волжской Булгарии.
Нетрудно убедиться, что основной поток денег шёл с востока, а значит, скорее всего, через Волгу. Можно с уверенностью предположить, что к тому времени русский клан восстановил своё господство на этом транзитном участке. И здесь самое время расставить акценты. Это направление, судя по находкам археологов, было главным путём, соединяющим Европу с Азией и Ближним Востоком.
Не зря на него позарились евреи-рахдониты, оседлавшие Хазарский каганат. После падения древнего русского государственного образования, известного как Русский каганат, хазары стали владетелями Волжско-Балтийского пути, что не замедлило негативно сказаться на его загруженности. Почему?
Да потому что на всём остальном протяжении торговой артерии по-прежнему «сидели» русы, которые не планировали делиться прибылью с наглыми захватчиками. Варяжская часть русского клана во главе с Рюриком была срочно делегирована в Гардарику восстановить порушенные пути. Князь Олег создал единое правовое поле, а Святослав разбил хазар, и путь снова стал русским.
Подробнее о тех далёких событиях читайте в моей статье «Русский каганат».
Зарисовки параллельных миров обнаружены в Колумбии
Множество наскальных изображений людей и животных в регионе Серрания-де-ла-Линдоса на северо-западе Колумбии известны науке довольно давно, но идея поинтересоваться у потомков древних художников из племён аборигенов о том, кто и что рисовал в недоступных для человека скалах, пришла в головы учёных совсем недавно.
Можно с полной уверенностью констатировать, что это обстоятельство разом перевернуло восприятие древней живописи. Чтобы собрать значимую в научном плане статистику, а не опираться на путанные объяснения чудаковатого (в представлении современных учёных) индейского деда, энтузиастами был организован массовый опрос старейшин коренных народов, проживающих в так называемой колумбийской Амазонии.
Предметом, естественно, являлись обнаруженные в этих местах десятки тысяч рисунков, выполненных охрой на скалах. Большую часть творчества древних художников составляли изображения животных и сцены охоты, привычные по другим континентам. Однако, часть рисунков не вписывалась в устоявшийся шаблон и резко выделялись из числа подобных.
Чтобы не забивать сложными задачами мозги себе и другим, учёные по устоявшейся традиции предположили стандартное объяснение. Пусть это будут представления аборигенов о сотворении мира. Так и порешили, включив в их число, в том числе, сцены превращения людей в животных и странные, не имеющие аналогов в земной реальности образы.
Стоит отметить, что самые древние произведения искусства были созданы 11 000 лет назад! Учитывая это обстоятельство, нет ничего удивительного, что идея спросить о смысле сюжетов у местного населения пришла несколько запоздало. Но оказалось, что устные предания колумбийских индейцев стойко передавали истории из поколения в поколение.
Главными хранителями рассказов, по причине, указанной ниже, являлись местные шаманы. К ним-то, если быть уж совсем точными, и обратились заинтересованные учёные. Дословно передавать услышанное объяснение и сопровождающие их техники учёные отчего-то не стали, сообщив что-то вроде: наскальное искусство повествует о «ритуальных специалистах, взаимодействующих с духовными сферами, о трансформации тел и о переплетении человеческого и нечеловеческого миров».
Понятно, что неблагодарные слушатели потребовали внятного изложения откровения шаманов и после дотошного допроса смогли вытянуть у задумчивых исследователей, что надо смотреть на рисунки глазами шаманов. Некоторые старейшины попытались объяснить непонятливым горожанам, что изображения отражают не реальный, а духовный мир. И все эти странные фигуры с двумя руками есть ни что иное, как великаны из духовного дома малоке.
Оттуда же удивительные животные и разные неправдоподобные сюжеты. Некоторую ясность внесла демонстрация обрядовых действий, сопровождающих творческие процессы, протекающие в головах обкуренных чем-то мудрённым шаманов. Но напоследок один из старейшин снова поставил наших «высоколобых» в тупик.
Указывая на сцены, расположенные высоко на скале, он риторически спросил: «Как бы вы там рисовали? Как бы вы это сделали? Они не делали этого с помощью лестницы… они не делали этого с помощью каких-то больших устройств, которые там устанавливали… Почему? Потому что туземцы в старые времена жили духовно… Они были созданы духами».
После чего учёные задумались о повторении увиденного ритуала с раскуриванием трубки. В исключительно научных целях, само собой… Их, кстати, до сих пор безрезультатно ищут. Мораль: изучая различные духовные практики, с осторожностью подходите к предлагаемым ритуальным действиям, а то полезут в голову такие переплетения миров, в которых нетрудно и затеряться…
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии», а в издательстве Ridero стала доступна отредактированная версия моей книги «Вера наших предков. Неизвестные страницы».
Оценили 0 человек
0 кармы