"а кругом простирался хаос иудейства, не родина, не
дом, не очаг, а именно хаос, незнакомый утробный мир, откуда я вышел,
которого я боялся, о котором смутно догадывался и бежал, всегда бежал.
Иудейский хаос пробивался во все щели каменной петербургской квартиры,
угрозой разрушенья, шапкой в комнате провинциального гостя"
Осип Мандельштам "Шум времени"
Что у меня общего с евреями? У меня едва ли есть что-нибудь общее с самим собой.
Франц Кафка
selfhate jew.Впервые я услышал это определение в Израиле ,как одну из характеристик известного человека,который никогда не жил и по моему никогда не бывал в Израиле.
Одну из живых лекций Александр Пятигорский ,начал с возмущения Жаком Деррида :умирая от рака ,Деррида написал эссе ,в котором задавался вопросом:кто же все таки он :еврей,алжирец или француз?
Пятигорский воскликнул:как можно было всю жизнь считать себя философом и перед смертью задумываться о такой херне?! какая разница француз ты или еврей.
Александр Моисеевич был индологом и буддистом,поэтому может быть не понял. .
Думаю Деррида было страшно и Жак пытался угадать ,кого встретит там :ветхозаветного Яхве,Христа или Кьеркегоровское Ничто.
Оказалось "selfhate jew"- эпидемическая тенденция в Израиле .
Такая ненависть -следствие архаических этнических идентификаций.
Диссонанс :люди принадлежащие к тому же этносу ,что и ты - чужие,неопознаваемые,непохожие,неприятные существа.
Этническая принадлежность была актуальна для старых общинно-родовых,клановых,племенных ,феодальных формаций.
В те времена это было необходимо для выживания.
Саша,всю жизнь игравший на флейте ,в оркестровой яме театра ,после 8 лет жизни в Израиле ,вернулся в Кривой Рог,купил маленькую квартиру на окраине города ,в экологической клоаке,недалеко от ЖД воказала .
Оркестра уже не было.Но он вернулся в театр подсобным рабочим.
Вернувшись на Украину ,он признавался:я не мог там жить,заходишь в магазин ,кабинет,автобус,куда угодно и все тебя пытаются обдурить,поиметь,кинуть.Сплошной лохотрон.
Саша думал:он еврей и едет к евреям.
Но летел сюда не еврей,а криворожский флейтист и не к евреям ,а к сообществу Homo sapiens ,каждый из которых выживает с грехом пополам,сам по себе,как нибудь и с кем нибудь.
Тема давно раскрыта и рассказанна израильским кинематографом . Некоторые западные кинокритики назвали эту честность :феноменом ненависти к себе израильских режиссеров.
То,что их всех обобщают еврейством,всего лишь конвенциональная дань старинной традиции,ставшей мифом.
Оценили 0 человек
0 кармы