«Одесса, которую мы потеряли»: парочка неудобных вопросов Олегу Филимонову (Д. Ворошилов)

3 410

Накануне выборов ТАЙМЕР решил провести детальный анализ предвыборного ролика артиста и кандидата в мэры от партии «Слуга народа», посвящённого насущным и актуальным проблемам — застройке пляжей, распродаже ЧМП, упадку «Черноморца», обрушению старинных зданий, уничтожению киностудии и пр.

Вступление. «Кого ты хотел удивить?»

Итак, перед нами 25-минутный видеоролик, снятый командой кандидата на пост Одесского городского головы Олега Филимонова и выложенный на всеобщее обозрение примерно за месяц до первого тура выборов. Интересно, что по состоянию на 22 октября это видео на Youtube было заблокировано по жалобе пользователя «Odessa Film Studio (Одесская киностудия)» якобы из-за нарушения авторских прав. Но рукописи, как известно не горят.

Какие цели преследовали создатели данного ролика, не являющегося предвыборной агитацией в прямом смысле слова, но тем не менее снятого явно на потребу широкой публики накануне местных выборов?

Во-первых, сыграть на ностальгических чувствах одесситов, особенно тех, кому сейчас за 40, вышибить слезу умиления у стариков, изобразить недавнее прошлое нашего города в безоблачных розовых тонах как некий потерянный рай — без каких-либо конкретных предложений по его «реставрации».

Во-вторых, всячески очернить и смешать с грязью нынешнее городское руководство, повесить на него решительно всех собак, умело манипулируя фактами, запутать неискушённого зрителя и погрузить его в состояние праведного гнева.

В-третьих, укрепить имидж и поднять рейтинг известного артиста Олега Филимонова в глазах широкой общественности, изобразить его настоящим одесситом, свято чтущим память предков, тонким знатоком и ценителем одесского колорита и юмора, безмерно скорбящим по ушедшим в прошлое годам славы и процветания, искренне переживающим за судьбу родного города и всех одесситов.

Удалось ли авторам видео добиться поставленных целей? Судя по тому, что пост с этим видео в социальной сети Facebook собрал аж 486 «лайков» и всего 106 комментариев (по большей части скептических) — лишь отчасти.

Пролог. «Бодрость духа, грация и пластика»

Стоит отметить, что сам фильм сделан достаточно добротно: как сказал бы в данном случае самый известный одесский жулик и авантюрист Остап Бендер, на высоком идейно-художественном уровне.

Кадры исторической хроники, перемежающиеся видами старой Одессы из художественных фильмов 50-х-80-х годов под замечательную музыку из сериала о приключениях Мишки Япончика действительно создают вполне чёткую и понятную ностальгическую канву, способную, что называется, зацепить за живое, достучаться до самой глубины сердца и так далее.

Серия ретро-пейзажей органично дополняется натурными съёмками бодрого и импозантного Филимонова на фоне хорошо узнаваемых туристических локаций и его развёрнутыми закадровыми комментариями, наполненными блистательным одесским юмором, жизнеутверждающими историями из прошлой жизни и гневными констатациями нынешнего прискорбного положения дел. Но вот факты, изложенные им по ходу повествования, способны вызвать у искушённого зрителя целую бурю эмоций: от недоумённого пожимания плечами до хорошо известного на просторах сети жеста «рука-лицо».

Отдельно стоит упомянуть и своеобразную манеру повествования Филимонова, полную прозрачных намёков и насущных вопросов без ответов, аккуратно обходящую все острые политические темы, в рамках которой общеизвестные любому одесситу истины подаются с несколько видоизменённым, чисто «Зе»-лёным акцентом, начисто лишаясь первоначального смысла. А ведь дьявол, как известно, кроется именно в деталях.

Пляжи и санатории. «Кончилось наше море»?!

Первая часть фильма, озаглавленная как «Море», посвящена действительно актуальным проблемам медленно, но уверенно застраивающихся одесских пляжей и планомерно уничтожающихся санаториев. Но уже первая фраза Филимонова, открывающая данную часть видео, вызывает множество вопросов и возражений. «Одесса всегда была туристическим центром».

Минуточку, Олег Николаевич! Одесса никогда не была туристическим центром! В описанные вами на протяжении следующих 23 минут старые добрые времена Одесса была городом моряков, инженеров, врачей, учёных, кинематографистов, музыкантов…

Другое дело, что когда за 25 с лишним лет независимости в Украине вообще и Одессе в частности были шаг за шагом уничтожены наука и промышленность, а культура и искусство опустились до самого примитивного и низкопробного уровня, власть имущие не придумали ничего лучше, как попробовать заново «раскрутить» Одессу как туристический бренд, чтобы в отсутствие прямого доступа к крымским пляжам «срубить» хоть немного деньжат с галичанских туристов.

Впрочем, далее Филимонов поправляется — мол, Одесса всегда была туристическим центром в не совсем привычном значении этого слова: сюда любили ездить гости. Но ведь гости и туристы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Гости, в отличие от туристов, не оставляют после себя горы мусора, не ругают хозяев за отсталую архитектуру и небогатый внешний вид. И, что самое важное, — не устраивают форменных истерик по поводу того, что, мол, мы, одесситы, находясь у себя дома, имеем наглость гнусно и вероломно общаться между собой на русском языке! Перефразируя героя старого мультфильма, таких туристов нам «и даром не нать, и с деньгами не нать!»

Расписывая красоты и прелести отдыха у моря в прежние времена, Филимонов выносит суровый вердикт: «Сегодня одесские пляжи уничтожены. Пройти по береговой линии нельзя — заборы, решётки, ограждения и топчаны, которые ставят уже у самой береговой линии. Кончилось наше море».

Довольно мрачная картина, не правда ли? Хотя без преувеличений явно не обошлось: далеко не везде за посетителями пляжа, по словам Филимонова, гоняются два мордоворота с требованием заплатить 200 гривен, хотя подобные случаи и вправду бывали.

Кто же виноват в повсеместной застройке пляжей и уничтожении санаториев, на месте которых вырастают безликие высотки? Ясное дело, городские власти (читай «нынешние»), которые «уже много лет отдыхают и лечатся за границей». Ну, оно и не мудрено: Геннадий Труханов и возглавляемая им партия «Доверяй делам» являются основными конкурентами «слуг народа» на грядущих выборах. Отнюдь не желая обелять порой весьма спорные и неоднозначные решения городского руководства, мы не можем не отметить, что застройка одесского побережья и захват пляжей началась задолго до начала каденции нынешнего мэра и его команды.

В пылу своего обличительно-пафосного спича господин Филимонов, видимо, как-то случайно забыл, что именно при Труханове в марте 2015 года был наконец-то принят многострадальный Генплан, прямо запрещающий возводить высотные жилые дома в прибрежно-рекреационной зоне.

Правда, впоследствии его решили «улучшить» и «дополнить» Планом зонирования, содержащим тысячу и один способ обойти данный запрет под каким-либо благовидным предлогом, коими весьма успешно пользуются застройщики всех мастей и пошибов.

Ярчайший тому пример — одесский бизнесмен сирийского происхождения Аднан Киван, находящийся в весьма непростых отношениях с одесским городским головой, но тем не менее продолжающий уродовать наш город циклопическими «Жемчужинами», размещая их буквально впритык друг к другу везде, где только возможно. Добрую половину разрешений на проведение строительных работ и землеотводов на приморских склонах многочисленные одесские застройщики оформляют в обход городских властей, «решая» все вопросы непосредственно в Киеве — с помощью столичных чиновников, занимающих свои должности с ведома и одобрения президента Владимира Зеленского, под знамёнами которого Филимонов и идёт в мэры.

Между тем именно Труханов является организатором и вдохновителем строительства эстакады, соединившей-таки разорванную напополам ещё в середине «нулевых» Трассу здоровья. Но это, конечно, уже совсем другая история, не годящаяся для сбора «зелёных» политических дивидендов.

Распродажа ЧМП, или Риторический вопрос

Во второй части фильма Филимонов поднимает тему былой славы и величия Черноморского морского пароходства: китобойная флотилия «Слава», роскошные комфортабельные океанские лайнеры «Шота Руставели», «Грузия» и «Тарас Шевченко» и так далее.

Разумеется, все эти истории из благословенного прошлого представляют собой разительный контраст с ныне пустующими причалами Одесского порта, в который до начала карантина лишь изредка заходили иностранные круизные теплоходы. Самую же «мякотку» Филимонов приберёг напоследок: «Куда делись все эти корабли? Растворились в тумане, как "Летучий голландец"? Риторический вопрос».

Нет-нет, Олег Николаевич! Это вовсе не риторический, а очень даже прямой и насущный вопрос! Распродажа ЧМП по своей циничности, количеству и стоимости разграбленной госсобственности и числу задействованных в ней высших должностных лиц по праву занимает одно из первых мест среди наиболее грандиозных преступлений украинской власти против собственного народа. Тем более что ни организаторы, ни исполнители этого чудовищного злодеяния до сегодняшнего дня не понесли никакой ответственности.

Вместе с тем можно с полной уверенностью констатировать: в списке основных выгодополучателей этой варварской афёры далеко не последние места занимают первый и второй президенты независимой Украины, которые с лёгкой руки вашего партийного руководителя до сих пор занимают видные государственные посты и даже в какой-то степени ведают вопросами войны и мира. А самое смешное, что «растворялись в тумане» все эти приснопамятные корабли прошлого буквально на ваших, Олег Николаевич, глазах. Правда, в те далёкие времена вы ещё не играли в большую политику, а вместе со своими коллегами тихо-мирно шутили над происходящим в стране в очередном выпуске «Джентльмен-шоу».

«Черноморец». Бои без правил?

Третий эпизод ролика посвящён легендарной одесской футбольной команде «Черноморец»: «бронза» на чемпионате СССР 1974 года, первое место на первом Кубке Украины в 1992 году, море зрительских восторгов и симпатий.

Контраст между прошлым и настоящим этой футбольной команды, на котором делает акцент Филимонов, действительно весьма разительный. Правда, старшие «зелёные» партийные товарищи в спешке как-то забыли напомнить Олегу Николаевичу и его спичрайтерам, что все грандиозные успехи «Черноморца» явились закономерным результатом детско-юношеского спортивного воспитания, коему в СССР уделялось огромное внимание.

Всесторонняя поддержка развития физкультуры и спорта являлась неотъемлемой частью государственной политики при советской власти — той самой, которую нежно любимые Филимоновым и его партийным шефом украинские патриоты за последние шесть лет успели обвинить во всех мыслимых и немыслимых преступлениях против украинского народа.

Кроме того, от внимания Филимонова ускользнул и тот нехитрый факт, что массовое бегство именитых и талантливых «легионеров» из состава команды началось в марте 2014 года, вскоре после победы воспетого им Евромайдана, и продолжалось все последующие годы — на фоне воцарившихся в стране хаоса и разрухи.

В сегодняшних неудачах команды Олег Николаевич опять-таки винит руководство города, которое, дескать, больше интересуется боями без правил (?! — ред.). Хотя, казалось бы, все вопросы подобного рода находятся в компетенции владельца клуба и его тренеров. «И собираться на Соборке болельщикам нет никакого смысла…» — резюмирует Филимонов. Так и хочется от всей души сказать: «И слава Богу!» В последний раз, когда эти самые болельщики там собрались, случился такой мирный марш за единство Украины, что камня на камне от страны не осталось…

«Радужные» мечты, или Смех сквозь слёзы

В чётвёртой части фильма речь идёт об участившихся случаях обрушений старинных одесских зданий, потерявшей былую прелесть и колорит Дерибасовской, хаотичной застройке города неприспособленными для нормальной жизни жилмассивами наподобие «Радужного» и так далее.

Правда, по итогам просмотра данного эпизода у зрителя создаётся чёткое впечатление, будто бы это сам Труханов лично подложил пару ящиков с динамитом под 127-летний памятник архитектуры на углу Канатной и переулка Нахимова, рухнувший в апреле этого года. Понятное дело, что и обрушение дома на Торговой в рамках логики Филимонова не обошлось без злого одесского гения и его присных, горящих желанием поскорее превратить теперь уже центр Одессы в подобие «Радужного».

Разумеется, о грандиозных ремонтно-строительных проектах нынешнего городского головы, за 6 лет реально сделавшего для Одессы больше, чем все предыдущие мэры вместе взятые, в повествовании Филимонова нет ни слова. Действительно, не показывать же наивным и простодушным избирателям отреставрированный Дом Руссова, Потёмкинскую лестницу, Стамбульский и Греческий парки, Старосенную площадь — ведь все эти объекты не имеют никакого отношения к «Одессе, которую мы потеряли»!

Одесские старики, или Сферический цинизм в вакууме

Пятая «серия» филимоновской эпопеи представляет собой какой-то совсем уж запредельный в своей циничности и бессовестности рассказ об одесских стариках. Дескать, раньше им вполне хватало пенсии, чтобы целый день сидеть на лавочке и мирно беседовать о смысле жизни в его одесском понимании, а сегодня пожилые люди вынуждены просить милостыню и вообще всеми силами искать средства к существованию.

А виноваты в этом — кто бы вы думали? Ну конечно же городские власти, ведь «бюджет миллионного города не может найти лишних пару тысяч гривен, чтобы одесские старики жили хотя бы чуть-чуть более по-человечески»...

Дорогой Олег Николаевич! Скажу вам по секрету: одесские да и вообще украинские старики жили «чуть-чуть более по-человечески» до победы активно поддержанного вами и вашими коллегами по юмористическому цеху Евромайдана, адепты которого в числе прочих кренделей небесных обещали людям «европейские» пенсии, зарплаты и возможности». Результатом всех этих благих намерений явилась красиво вымощенная дорога в ад: размер минимальной пенсии обрушился со 118 долларов США в конце 2013 года до 60 долларов в начале 2019-го. И это далеко не предел: условия принятой осенью 2017 года пенсионной реформы таковы, что лет через 20 пенсий в стране вообще не будет — об этом, кстати, не так давно прямо заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. Вопреки ожиданиям, никаких существенных пересмотров пенсионной политики с приходом к власти «Зе»-команды так и не произошло. Проводником вот такой людоедской политики на местах и собирается в ближайшее время стать Филимонов, до поры до времени прикрываясь красивыми историями про «одесскую легенду»…

Одесская киностудия. А слона-то мы и не приметили!

Наконец, шестая часть фильма отсылает нас к проблемам многострадальной Одесской киностудии. Увлёкшись воспоминаниями об «искренних, добрых, тёплых и очень музыкальных» фильмах, начальные титры которых неизменно сопровождает звук морского колокола — рынды, Олег Николаевич вкупе со своими пиарщиками, видимо, совсем позабыл о необходимости соблюдать хотя бы видимость активной проукраинской позиции.

Действительно, на протяжении нескольких минут мы видим на экране отрывки из таких широко известных любому одесситу кинокартин, как «Весна на Заречной улице», «Приключения Электроника», «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Военно-полевой роман», «Опасные гастроли» и так далее.

Да вот беда: братья Торсуевы, сыгравшие Сыроежкина и Электроника, с апреля 2018 года числятся в базе «Миротворца» по обвинению в нарушении государственной границы, финансировании терроризма, контрабанде и украинофобии. А лучший мушкетёр всех времён и народов Михаил Боярский в компании с главным героем «Военно-полевого романа» Николаем Бурляевым помимо «Миротворца» включены ещё и в перечень лиц, которые, по мнению Минкульта и СБУ, представляют собой угрозу национальной безопасности Украины.

Любопытно, как появление на экране всех этих злостных «преступников», пусть даже и в рамках предвыборного пиара, квалифицируют правоохранительные органы?! «И кому это всё мешало?!» — подводит печальный итог Филимонов, стоя у полуразрушенного бассейна, предназначенного для съёмок батальных морских сцен.

Спрашивали — отвечаем: на сегодняшний день донельзя разорённая и запущенная территория Одесской киностудии, представляющая собой исключительно лакомый кусок весьма дорогой земли в центре города, больше всего «мешает» вашему, Олег Николаевич, однопартийцу — Александру Ткаченко, совладельцу медиахолдинга «1+1», народному депутату от партии «Слуга народа», министру культуры Украины и просто хорошему человеку.

Именно этого медиамагната злые языки называют владельцем половины ушедших в частные руки акций киностудии и главным лоббистом её окончательной приватизации, которая, скорее всего, приведёт к возведению там очередного неудобного для жизни, но вполне пригодного для продажи жилого комплекса, которые вы, Олег Николаевич, так сурово заклеймили в четвёртой части собственного фильма.

Эпилог. «Центр областного подчинения»

«Без моря, без кино, без "Черноморца", без одесских дворов, без этой уникальной одесской атмосферы, без одесского языка наш город медленно превращается из легенды в центр областного подчинения», — печально констатирует Филимонов в эпилоге своего фильма. А ведь хорошо сказано! Особенно если вспомнить обо всём, что случилось с Одессой за последние 6 лет «жизни по-новому».

Кто, как ни горячо любимые вами, Олег Николаевич, активисты разнообразных националистических организаций возглавили и ускорили уничтожение былого одесского колорита, стахановскими темпами работая над украинизацией Одессы, делая всё возможное для ликвидации нашей истории и культуры?! Ведь это они уже который год не устают твердить, что в составе постмайданной Украины у Одессы нет и не будет никакого привилегированного статуса: пора, дескать, оставить весь этот русский мир вкупе с имперским пафосом, нарядиться в вышиванку и приобщаться к простым и понятным ценностям исконно украинской культуры — в виде, например, скирд сена на Приморском бульваре.

Чуть ли ни единственным адептом новой власти, который на каждом углу кричал об уникальности и неповторимости нашего города, был одиозный губернатор Михаил Саакашвили. Правда, так было только вначале, а закончил он, как вы знаете, «шлюбной хатынкой» на проспекте Шевченко. Так что, как говорится, чья бы корова мычала…

Итоги. Что делать?

Подводя итоги всего вышеизложенного, хочется задать Олегу Николаевичу самый главный и наболевший вопрос: как именно вы, став мэром, планируете решить все обозначенные по ходу фильма проблемы?

Вряд ли сильные мира сего позволят вам сносить выросшие у моря высотки, возрождать из пепла Одесскую киностудию или черноморский флот — подобные инициативы потребуют колоссальных капиталовложений, которые ни вам, ни всей вашей «зелёной» команде попросту не по карману.

Можно, конечно, по образу и подобию того же Саакашвили попробовать поднять народ на борьбу с захватчиками пляжей или, к примеру, вплотную заняться ремонтом старинных одесских зданий. Да только вот практика показывает, что снесённые заборы рано или поздно восстанавливают, а городской бюджет не резиновый: изыскать средства не то что на возрождение былой славы «Черноморца», даже на развитие детского спорта и прибавки к пенсиям на поверку оказывается весьма не просто — вон, Гурвиц не даст соврать! Ну и да: если вы на самом деле являетесь столь ревностным защитником одесского побережья, что же помешало вам как кандидату в мэры выступить в защиту доведённой до крайней степени запущенности и разрухи территории санатория «Украина», финальная застройка которой стартовала буквально пару недель назад?

Остаётся надеяться, что история рано или поздно расставит всё по своим местам. А пока что, к сожалению, все ваши обличительные тезисы и вопросы без ответов сильно напоминают не слишком удачную попытку спекуляции на дорогих и близких для каждого одессита темах и откровенно отдают дешёвым предвыборным пиаром…


Диментий Ворошилов

https://timer-odessa.net/minds...

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить