Мне кажется сейчас почти не пишут рецензии на книги. А литературоведческий труд вообще отсутствует. Это если не считать платных отзывов, рекламы и троллинга.
Этот текст не реклама, и не платный отзыв. Но и от троллинга постараюсь тоже удержаться. А речь пойдет о книге Камила Икрамова "Пехотный капитан".
Книга заинтересовала, как историко-приключенческий роман про русского офицера, связанного с декабристами, в силу сложившихся обстоятельств, оказавшемся в Хивинском ханстве.
Как оказалось - книга совсем о другом.
Книга о рабстве.
Но меня зацепила и я попалась на вот эту фразу в предисловии: "Николай Греч, друг Булгарина, агент Третьего отделения, враг и гонитель Пушкина, писал: "В числе заговорщиков ( 14 декабря 1825 г.) не было ни одного недворянина.. Все - потомки Рюрика, Гедимина, Чингисхана, по крайней мере бояр и сановников, древних и новых... в этом мятеже не было ни на грош народности, что внушения к этим затеям произошли от книг немецких и французских... эти замыслы были чужды русскому уму и сердцу."
А теперь я процитирую другие отрывки из Программно-политических произведений декабристов.
ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ.
ЦЕЛЬ СОЮЗА БЛАГОДЕНСТВИЯ
1. Убедясь, что добрая нравственность есть твердый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об оных заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые с своей стороны ему в сих благородных намерениях содействовать не станут, Союз Благоденствия в святую себе вменяет обязанности распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена.
и.т.д.
То, о чем нам не говорили в школе - "декабристы" называли себя СЛАВЯНАМИ и у них были ПРАВИЛА СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН.
Правил всего 17, вот первые три.
1. Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит.
2. Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь.
3. Каждый почтет тебя великим, когда гордости и избытку ты искать не будешь...
А вот первые слова ПРИСЯГИ СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН которые давали перед лицом своих друзей "декабристы" (самоназвание СОЕДИНЕННЫЕ СЛАВЯНЕ).
Вступая в число Соединенных Славян для избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я торжественно присягаю на сем оружии на взаимную любовь, что для меня есть божество и от чего я ожидаю исполнения всех моих желаний. Клянусь быть всегда добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее молчание. Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения...
Ну и цитата из ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ Н. МУРАВЬЕВА
Глава 1
О НАРОДЕ РУССКОМ И ПРАВЛЕНИИ
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Но о Соединенных Славянах, именуемых ныне Декабристами надо делать отдельный пост.
Сейчас же речь о другом - о романе "Пехотный капитан" Камила Икрамова. Автор не читал программные материалы декабристов, либо ему глубоко на них плевать, и тема используется в других целях.
Исследуя этот вопрос, обнаружила, что Камил Икрамов родился в 1927 г. в Самарканде.
Отец Камила Икрамова — узбек, первый секретарь ЦК КП Узбекистана Акмаль Икрамович Икрамов (1898—1938), мать — еврейка, заместитель наркома земледелия Узбекской ССР Евгения Львовна Зелькина (1900—1938), выпускница Института красной профессуры, руководитель Восточной секции Аграрного института Коммунистической академии, член редколлегии журнала «На аграрном фронте», автор книги «Очерки по аграрному вопросу в Средней Азии» (1930).
В сентябре 1937 года отец был арестован по делу правотроцкистского блока (вместе с Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым, Н. Н. Крестинским, Х. Г. Раковским и другими). Решением суда на Третьем Московском процессе был приговорён к расстрелу, приведённому в исполнение в середине марта 1938 года. Мать была арестована и приговорена к расстрелу 28 марта того же года[2], а Камил переехал в Москву к деду и бабушке — врачу Льву Захаровичу Зелькину и литератору Берте Павловне Зелькиной.
Однако в Википедии, откуда почерпнута биография сказано, что Камил Акмалевич Икрамов (1927—1989) — русский советский писатель, драматург и публицист.
Вот так прикол, как говорит молодое поколение. Узбек + еврейка= русский. Вот так математика, как в анекдоте: Если скрестить ужа и ежа получится колючая проволока.
Роман в первую очередь о истории и социальном устройстве Хивинского ханства, он же древний Хорезм, он же современный Узбекистан. Благородный Капитан Ельцов, не герой произведения, а скорее фон, повод к раскрытию другой темы. Будучи на службе в пограничной крепости с кочевыми кайсаками, он был арестован по подозрению в причастности к тайному обществу мятежников 14 декабря 1825 г. По пути следования в Петербург, на первой же остановке он в пух и прах обыграл жандарма своего ротмистра Мельникова, и обороняясь от ярости проигравшего, зашиб его до смерти. Пришлось бежать, с намерением через кайсацкие степи и Персию добраться до Европы.
Очень быстро в степи их поймали кочевники и продали в рабство в Хиву.
Надо отдать должное, нравы и мудрость Востока есть на страницах романа. Не зря Икрамов посвятил роман своему прадеду Мухаммед-Касыму, его детям и внукам. Если учесть, что Мухаммед-Рахим, Мухаммед-Бахадур-хан были владыками Хивинского ханства, то Икрамов, надо думать, исследовал историю своих предков. Собственно и секретарями ЦК на востоке становились баи да ханы. Кто имел власть, тот и имеет, только вывеску меняют.
Опять же, отдавая должное ЦК Компартии Узбекистана, заметим, что они заботились о сохранении древнего наследия - в своем издательстве ЦК публиковали стихи Навои, Агахи, Джами, Народные сказки. У меня есть такие сборники в библиотеке.
Дальше я буду цитировать автора, о нравах Узбекистана-Хивинского ханства.
... Если бы не рабы, благосостояние хивинского ханства могло покачнуться. Самую трудную работу делают они... Когда-нибудь вам надо побывать на невольничьих рынках в Хиве, Ургенче, Кунграте и Ходжейли. Именно на этих рынках закладывается основа могущества и благосостояния Хорезма. Невольники - наше счастье, без них не было бы этих садов и бахчей, и благородные люди портили бы себе руки... Вы знаете, мой господин, что великие державы прошлого - Греция, Рим, Персия - возвысились исключительно благодаря рабам и только рабы - основа их былого государственного благополучия! ...
... Самое опасное, когда рабы скучают и думают. Нельзя допускать, что бы они скучали.
Русские невольники вообще не откупаются на волю, для них это не имеет смысла. Ведь они и пятидесяти верст в степь не отойду, как их разбойники степные схватят и тебе же опять сюда продадут.
....Столетиями в Хиве повелось так, что люди боялись судей и начальников, не принимающих подарки или, говоря по просту, не берущих взяток. Люди на личном опыте знали, что любой писанный закон - против человека, и лишь толкователь может использовать его на благо просителя. Кто же будет задаром искажать закон?
... Неграмотная чернь любит толкаться вместе, вместе радоваться или вместе плакать. Человек из толпы обладает слишком слабыми чувствами и потому всегда должен заражаться от других. Настоящий человек и в великом горе и в великой радости должен оставаться самим собой и душой обращаться прямо к аллаху.
На страницах романа Камил Икрамов показал, как богател хан Аллакули- Мухаммед - за счет разбоя и работорговли. И еще была тайная статья дохода - торговля табаком, опиумом, гашишем при строгих законах, запрещающих их употребление.
В чем же проявилась еврейская кровь автора? Конечно же в сборе гаваха - страданий за несправедливость. Молодые узбеки, дети благородных родителей, учились у русского раба русскому языку и истории России. Они послужили разменной монетой первого министра хана кушбеги, дабы спасти свою шкуру, переключил гнев властелина на безхитростную молодежь. Их обвинили в заговоре, злоумышлении против власти и казнили на площади. Ну, вроде как местные "декабристы", что бы умы не смущали простых граждан, не подрывали традиционные устои.
Ну а русскому капитану-рабу автор дал сбежать, но в конце концов сказал, что участь его не известна - то ли погиб, то ли к кочевникам прибился, то ли всё же до России добрался - в общем полное безразличие. ...
Однако, на что здесь надо обратить внимание.
Рабство процветало в Узбекистане, было отменено в конце 19 века, как условие присоединения к союзу с Россией. Рабовладельческая система у узбеков в крови. Или подчиняться, или властвовать.
Собственно весь этот сыр-бор я пишу только для того, что бы сказать, что в Сибири корейцы, армяне, давно арендуют с/х земли вокруг городов под овощи - помидоры, капусту, огурцы, баклажан, перец, картошку. Работают на полях в основном русские, а менеджеры-надсмотрщики - узбеки. Рабский труд по 12 часов. Эти корейцы, армяне, узбеки, таджики уже считают себя хозяевами, нашу землю своей, а русских - рабами.
Вот вам и весь переход в пятое измерение. Вот вам и силы света и тьмы.
С вами была, Елена Далай.
п.с. а медресе и гробница Аллакули-Муххаммед-Бахадур-хана заработанная разбоем, торговлей опиумом, гашишем и табаком стоит себе! Красиво, однако.
п.п.с. Узбек + еврейка = русский. Как такое возможно? Да никак. Узбек остался узбеком с еврейской кровью. Что прекрасно видно в его текстах. Стал Народным писателем Узбекской ССР в 1987 г. Умер в Кёльне в 1989 г.
Оценили 23 человека
48 кармы