Прочитала из серии "В мире прекрасного" В.Н. Осокина "Рассказы о русском пейзаже". Москва 1963 г.
60 лет со дня выхода книги!
Прекрасный сборник рассказов о девяти русских художниках. Сочный, образный язык. Написано с любовью, очень живописно. С большим внимание к деталям, с широкой эрудицией, удивительно бережно к памяти и к жизни самих героев.
Герои - в большинстве своем художники из народа, ставшие известными, благодаря Товариществу передвижных художественных выставок. Но главный герой книги - это русская природа и русский народ.
"Русский народ издавна, как с лучшим другом, сжился с природой: с окружавшими его дремучими лесами, просторами полей, сочными лугами и полноводными реками."
До этих русских художников пейзаж в Академии Художеств рисовался по западным образцам и только как элемент портрета, жанровых или батальных картин.
Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897 гг.
В 1854 г. получил звание академика художеств, а через три года стал руководить пейзажным классом.
Его картина "Грачи прилетели" появилась на первой выставке передвижников, открыла новую эпоху в жизни русского пейзажа. Картина открыла трогательную красоту в обыденном, что окружает человека. Зрителям на следующих выставках казалось, что свежее дыхание весны из этой картины было подхвачено другими художниками.
А.К. Саврасов. "Грачи прилетели"
Иван Иванович Шишкин 1832-1898 гг.
"Шишкин выбирает мотивы, где показывает обилие, богатство, силу русской природы, ее полезность для человека. Его увлекают мотивы крепости, богатырской силы и спокойствие русского леса - основных качеств, близких свойствам русского человека."
И.И. Шишкин. "Рожь".
После "Соснового бора" богатырские черты русской природы становятся основным художественным элементом шишкинских картин.
Фёдор Александрович Васильев 1850 - 1873 гг.
В переписке с Иваном Николаевичем Крамским Фёдор пишет, что если написать картину, состоящую из этого голубого воздуха и гор без единого облачка, и передать это так как оно в природе, то у человека смотрящего на эту картину, полную благодати, бесконечного торжества и чистоты природы, растают самые преступные замыслы. Вот это и старался передать в своих работах молодой художник Фёдор Васильев. И. Крамской пишет об обной из его работ: ...должно не только узнавать предмет безошибочно, но и наслаждаться красотой предмета... И потом счастливый, какой-то фантастический свет, совершенно особенный и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз."
Ф. Васильев. "В крымских горах".
Иван Константинович Айвазовский 1817 - 1900 гг.
В живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей. Позднее его увлекают образы могучей стихии, сражений и катастроф на море. В старости, он прославляя бушующий океан, противопоставляет ему мужество человека.
И.К. Айвазовский. "Чёрное море".
Артистизм и виртуозность кисти Айвазовского являлись результатом огромного предварительного труда и развитой зрительной памяти, обогащенной длительными и систематическими упражнениями.
"Обдумывая картину, я не отвлекаю от неё своего внимания не только праздными разговорами, но даже и видом предметов посторонних: не выхожу на улицу, не смотрю на горизонт. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу, и так сказать, всей душой отдаюсь ей... Непременное условие моей мастерской - гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами... Моё воображение сильнее восприимчивости действительности."
И.К. Айвазовский. "Аю-Даг в туманный день".
Архип Иванович Куинджи 1842 - 1910 гг.
Его шедевры бесконечно радуют глаз, приносят душе успокоение, будят воспоминания - словно ты был в этих сказочных краях.
И жизнь обыкновенная, и в то же время прекрасная в своей умиротворенности и обыденности, снова после бури влечет человека.
А. Куинджи. "Ночь на Днепре".
Василий Дмитриевич Поленов 1844 - 1927 гг.
Художник И. Остроухов писал про Поленова: "Московский дворик", "Бабушкин сад", "Заросший пруд", "У мельницы", "Серый день" и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой. Они еще более подзадорили зревшую светлую мечту - пытаться самому овладеть волшебным искусством."
И.С. Тургенев часто повторял, что по-настоящему работать можно только в России, среди русского народа, под русским небом.
В.Д. Поленов. "Бабушкин сад".
В начале 80-х годов Поленов принял от Саврасова руководство пейзажным классом в Московском училище живописи и блестяще справился с делом. Он был живым примером для воспитанников, серьезно относился к работе каждого из них, вселяя горячую веру в огромное воспитательное значение русского искусства.
Исаак Ильич Левитан 1860 - 1900 гг.
Жизнь его не баловала, однако многие его работы нам знакомы со школьной скамьи.
Полотно "У омута" впечатляет своей близостью к фольклору, к сказкам и легендам. Пейзажист А.А. Киселев говорил, что в этой картине художник "просто чудо как силен".
Бурная биография художника вас может удивить и развлечь, но последняя его работа была посвящена Руси. В ней он стремился к обобщенному выражению русской природы, которая вдохновляет человека, служит вечным источником его сил и высоких духовных порывов.
И. И. Левитан. "Озеро".
Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856 - 1933 гг.
Младший брат художника Виктора Васнецова ("Богатыри", "Алёнушка") - историк, художник, мыслитель. Стал известен тем, что на основе научных данных воскресил архитектурный пейзаж старой Москвы XV, XVI, XVII столетий.
Пульс жизни явственно бьется в произведениях А. Васнецова, которые будто выполнены в этнографических целях, показывают быт народа, его психологию, его уклад, жилища, занятия.
А. Васнецов. "Крестец в Китай-городе".
Сам автор передавал мотив этого произведения : - В Китай-городе - кружала, харчевни, погреба. Здесь же на Крестцах, перекрестках улиц , вопли и причитания. Люди узнают в выставленном на показ покойнике своего родственника. Пройдет толпа скоморохов с сопелками, гудками и домрами... Раздастся оглушительный звон колоколов на низкой деревянной колокольне, сзывающий на сход... Крик юродивого, песни калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, смех, драма и комедия - всё завязано в неразрывный узел, живет вместе в средневековом городе.
Аркадий Александрович Рылов 1870 - 1939 гг.
Ученик А. Куинджи, стал известен после картины "Зеленый Шум".
Как писал Н.А. Некрасов: "Зеленый Шум" - так народ называет пробуждение природы весной.
Идёт-гудет Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
А.А. Рылов. "Зелёный Шум"
Гибкость и свежесть его творений взволнованная одухотворенность, красочность связана те только с творениями Н. Некрасова, но и с творчеством Горького, Блока, Бунина.
В 1918 г. Рылов создает полотно "В голубом просторе". Это великолепное произведение открывает новую эпоху культуры.
А. А. Рылов. "В голубом просторе"
(написано на основе книги В.Н. Осокина "Рассказы о русском пейзаже")
Книга написана чудесно, вот только не хватило цветных иллюстраций. Просто хотела напомнить вам о хорошей, качественной литературе. Рекомендую гурманам хорошего поэтического слова и любителям биографии реальных людей.
С вами была, Елена Далай.
Оценили 13 человек
36 кармы