Любовь Талимонова писатель, поэт, художник, иллюстратор 1971-2011

2 1363

 Наталья Алексеева. Очерк о Любе

Любовь Талимонова (04.04.1971 – 14.08.2011)

Жизнь и творчество писателя, иллюстратора, художника, иллюстратора

«Работая над своими картинами, я давно пришла к выводу, что жизнь действительно похожа на картину. Начало жизни – чистый холст. Год за годом мы строим композицию и наносим на этот холст краски своей жизни. Если мы линии начертили косо и криво, а краски выбрали тёмные, то картина будет кривой и тёмной. Если линии тонкие и верные, а света и воздуха в картине больше, чем тени, то и картина выходит светлая. В итоге, у каждого картина своя. Кто как рисовал, кто что творил, то в результате и получается, - как в живописи, так и в жизни» (Из интервью Л. Талимоновой газете “Deutsche Allgemeine Zeitung”)

4 апреля 1971 г. в мир пришла девочка по имени Любовь. Волжский город Самара стал её родиной. Через всю свою жизнь Любовь пронесла обретённое там чувство простора, – его ощущает каждый, кто хоть раз стоял на берегу могучей русской реки. Она любила самарскую набережную, Ботанический сад. Впечатления раннего детства, удивление перед красотой мира позже станут сюжетами для “Цветочного эльфика”, – книжки для самых маленьких. Люба рано научилась читать и пронесла чувство восхищения книгой через всю жизнь. Более того, книги стали её лучшими друзьями.

Потом была жизнь на Северном Кавказе. Простор, степь, глубокое звёздное южное небо, Млечный Путь... Наверное, именно здесь появились вопросы: “Для чего я пришла в этот мир, и для чего надо мной звёзды?”

В начале 1985 г. Люба оказалась в Туле, где закончила школу, поступила в институт. Именно в Туле были написаны первые видеопритчи и сказки, нарисованы первые картины. Уже в 1991 г. вышли её первые книги, а в 1992 г. в Киеве состоялась первая выставка её картин.

1-го сентября 1991 г. Любовь записала в своём дневнике:

Жизнь – это дорога

Не надо бояться дороги! Напротив, любите её; она ваш друг, помощник. Дорога – источник правды, ибо только на дороге открываются великие истины. Только там определяются настоящие друзья, враги и безучастные люди. Какая бы ни была ваша дорога, идите вперёд.

Если с вами идёт ещё кто-то и он заболел, не оставляйте его. Если идущего рядом больного надо нести, несите. Если кто-то умер, оставьте его могилу с Богом и идите дальше. Не останавливайтесь у могилы. Умершему не поможете и сами путь не пройдёте.

Если кто-то с вами шёл и решил, что дорога очень трудна, крута и камениста и поэтому свернул на более короткую дорогу, –таких не ждите, идите дальше. Тот, кто идёт коротким путём, увидит в конце тупик и вернётся назад, сам вас догонит. Кому в тупике покажется благодатно, того тем паче ждать бесполезно.

Так что вы идите. Дорога всё покажет и всё выявит сама. И люди в пути проявятся.

Она очень рано поняла цену жизни и времени, рано обрела мудрость и щедро делилась с людьми богатством своей души. В Туле написаны и проиллюстрированы книги: “Древний мир в моих ладонях”, “Сказки о созвездиях”, “Путешествие во Времени”, “Сказка о Лунных эльфах”, “Предсказатели прошлого” и др. книги; написаны сотни картин.

После первой киевской выставки последовали выставки картин в Москве, во Франции, Туле, Троицке, Звёздном городке, Варшаве, снова в Москве.

Работа Л.Талимоновой «Овен», побывавшая в космосе с автографами космонавтов

В 1992 г. три её работы находились на борту космической станции “Мир” и имеют штампы космической почты и автографы космонавтов. В 1994 г. картины Любови Талимоновой выставлялись в Кремле по случаю празднования 60-летия первого космонавта планеты Юрия Гагарина. В том же году её картины выставлялись на 10-м Международном Конгрессе космонавтов и художница была награждена Дипломом Конгресса за вклад в развитие идей школы русского космизма.

Архивное фото 1993 года. Летчик-космонавт А.Я.Соловьев вручает Л. Талимоновой ее работы, побывавшие в космосе

Она создала свой собственный самобытный стиль письма. Её философская живопись личностна, открытая, ранимая... Каждая картина – результат глубоких раздумий о жизни, о мире, о взаимосвязи и взаимозависимости человека и вселенной, о месте и назначении человека в мире. В её картинах звучит музыка миров, звенит колокол неба, оживают древние письмена, уходят в бесконечность мегалиты, загадочно сияют пирамиды, по бескрайним просторам вселенной странствует радостная Душа, для нового мира пробуждается Великий Дух.

Дорога судьбы привела Любовь Талимонову в Англию. Она продолжала писать и рисовать. Её избрали членом Союза писателей Великобритании и членом Международного Союза художников-визионаристов.

Резкое ухудшение здоровья, почти полная потеря зрения не позволяли работать как раньше, но Любовь не сдавалась. Она не прекращала беззаветно служить Истине, Добру и Красоте. Написаны и проиллюстрированы ”Колыбельные сказки”, начата работа над книгой “Болотный Принц”, продолжается выставочная деятельность. Картины выставляются в Англии, Германии, Италии, Ирландии, Китае. Работа над философской жизнеутверждающей сказкой ”Болотный Принц” заняла в общей сложности 11 лет, из них более 10 лет Л. Талимонова жила на гемодиализе (искусственная почка).

В последние дни своей жизни Любовь закончила давно начатое стихотворение:

По краю Земли и Неба,

На переломе дней,

Жизнь даровало Небо

Бедной Душе моей.

Близится смена эпохи,

Растёт накал страстей.

Дикий цветок природы

Посеян среди людей.

Звёзды роняют слёзы,

Годы идут быстрей,

Народы встают на народы

В век техники и скоростей.

Кто-то живёт богато,

Где-то царит нищета,

Исчезла Любовь из мира,

Осталась одна вражда.

……………………….

Близится смена эпохи,

И слышится гул перемен.

Радостно и тревожно

Стало Душе моей.

Новое – не за горами.

Старое – отойдёт.

Мир будет омыт дождями,

И светлое утро придёт!

Р.S. В России (Москва) вышла книга Любови Талимоновой "Болотный Принц", твёрдый переплёт, 70х10 1/16, 704 стр.

www.talimonova-lyubov.com

Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

Новый (да, опять!) план Зеленского

Первый пункт — приглашение Украины в НАТО уже сейчас. Уже послали нахрен. Непонятно даже, зачем это озвучивать после прямо сказанного "Нет". Второй — оборона («На...

Хорошо быть кошкою, хорошо собакаю, где хочу пописаю, где хочу покакаю 18+

Виктор Анисимов Для затравки: Новая детская и подростковая субкультура захлёстывает Россию. На улицах многих наших городов минувшим летом появилось большое количество...

Обсудить
  • Нила Талимонова КОСМИЗМ ЛЮБОВИ ТАЛИМОНОВОЙ Космизм (в переводе с греческого – упорядоченный мир) – философское и эстетическое течение, зародившиеся в Х1Х в., утверждающие взгляд на Землю как на космическое тело, подчинённое общим законам вселенной, и на человека как на активный фактор происходящих во вселенной изменений. Философия, как известно, это любовь к мудрости. К появлению русского космизма привёл прорыв в научно-философских знаниях. К взаимодействию человека, Земли и космоса обратились Н.Ф. Фёдоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьёв, В. И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. Русские космисты были всесторонне развитыми людьми. Каждый из них имел выдающуюся память, был разносторонне образованным человеком, умел анализировать информацию из различных сфер культуры, обладал глубокой интуицией и способностью предвидения. В русском космизме впервые творческая деятельность человека по преобразованию себя и примыкающего к нему пространственно-временного бытия рассматривается в контексте творческой эволюции, является выражением потенциальных духовных сил космоса, претворяющих замысел творца. Все космисты говорили о необходимости высшей цели при многовекторности эволюционных направлений развития, все они понимали бесконечность пути познания и всю неисчерпаемость бытия. Сформировались главные ветви космизма: религиозно-философская, естественно-научная и эзотерическая. «Философия общего дела» – фундаментальный труд Н.Ф. Федорова, в котором он доказывает, что раньше или позже восторжествует супраморализм (сверхморализм), суть которого в обожествлении предыдущих поколений. «Борьба с разъединяющим пространством» для Фёдорова – «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем». Он писал, что предстоит «не только посетить, но и населить все миры вселенной». Фёдоров высказал замечательные соображения о космической устремлённости именно русского человека, «воспитанного широкими пространствами суши и океана – постоянного источника богатства и свободолюбия». Л.Н. Толстой сказал о нём: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». П.А. Флоренский полагал, что есть «идеальное родство» человека и мира, их взаимосвязанность, «пронизанность друг другом». Человек и мир этот философ соотносит как микрокосмос и макрокосмос. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. Тема космизма наиболее полно рассмотрена В. С. Соловьёвым в трактате «Чтения о богочеловечестве». Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, а идеального, умопостигаемого. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознаёт себя в качестве чистой формы всеединства. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и её переходе в ноосферу, сферу разума. К.Э. Циолковский – творец своеобразной космической философии, предвосхитивший конечный переход разума в фазу «лучистого человечества», родоначальник ракетостроения и пророк современной космонавтики. Он писал задолго до первых опытов освоения межпланетного пространства: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола». Каждый из нас видел Юрия Гагарина. Циолковский утвердил единство мира в работе «Монизм вселенной», где его материализм сочетается с панпсихизмом. А.Л. Чижевский стал основателем гелиобиологии, открыл зависимость земной истории от 11-летнего цикла солнечной активности. В своих работах он подчёркивал принцип «монизма», сформулированный Циолковским: «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы». Чижевский предсказывал, что «потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развивать психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём». Русская космическая, ноосферная мысль предлагает новый выбор целей и ценностей. Морали успеха она противопоставляет образ истинного большого успеха – преображение вселенной в царство божие и ключевую роль человека в этом преображении. Свой вклад в новую планетарно-космологическую культуру вносит мысль Запада – А. Гумбольдт стоит у истоков немецкого варианта философии космизма, французский вариант представлен концепцией творческой эволюции А. Бергсона и христианским эволюционизмом Т. де Шардена. На Востоке идеи космизма выражены интегральной йогой Шри Ауробиндо. Русский космизм – философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет не только философов, религиозных мыслителей и учёных, но и поэтов, писателей, художников, композиторов. Группа художников «Амаравелла» (в переводе с санскрита «Свет несущая») в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала идеи космизма. Большое влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Н.К. и Е.И. Рерихами, знакомство с учением Живой Этики. Огромный вклад в становление и развитие школы русского космизма внесли Рерихи, Чюрленис, Черноволенко, писатели-фантасты, – особенно И.А. Ефремов, композиторы. Если философия узнаёт мир посредством мыслительной деятельности, то искусство делает это через художественные образы. Очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать её в качестве науки. Художник отражает в своём творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полёт мысли? Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос утвердительно. В их художественном пространстве отражено космическое мироощущение, поиск новой красоты. Любовь Талимонова (1971-2011) является ярким представителем философского направления в искусстве, - как в литературе, так и в живописи. Ее творчество – это своеобразное возвращение к нерасчленённости философии и искусства, и космизм – одно из направлений ее творчества. Юная Люба писала: Пространство, время, звезды, люди, - Едины мы, зависим друг от друга… Она являлась членом Союза художников и Союза писателей Великобритании. Любовь создала серии картин: «Космос», «Мегалиты», «Странствия Духа», «Гармония мира», «Знания» и др. География выставок Любови Талимоновой, – при её жизни их было более 30-ти, – не только широка, но и необычна. Это Россия (Москва, Тула, Звездный городок, Троицк, Волоколамск и др.), Украина, Польша, Франция, Англия, Ирландия, Италия, Испания, Германия, Китай и … Космос. В 1992 –1993 гг. картины тогда ещё совсем молодого мастера совершили шестимесячное звёздное путешествие на борту орбитальной станции «Мир», о чём свидетельствуют автографы космонавтов и штемпели космической почты. В 1994г. картины Любови Талимоновой выставлялись в Кремле по случаю празднования 60-летия Юрия Гагарина. Своеобразие вклада Л.Талимоновой в развитие идей школы русского космизма отмечено Дипломом X Конгресса Международной Ассоциации участников космических полётов. Этой награды она была удостоена наравне с писателем-фантастом И.А.Ефремовым, исследователем Ж.И. Кусто и художником-космистом В. Т. Черноволенко. В 2013г. в Музее Рерихов в Москве проходила выставка «Русские космисты ХХ-ХХ1 веков», картины Л. Талимоновой экспонировались на этой выставке. В 2014г прошла персональная выставка её картин в этом музее. Недалеко от Тулы, в живописном уголке природы на берегу реки Упы, в доме родителей Любови, в 2016 году открылась галерея Любови Талимоновой, созданная на базе творческого наследия художницы. Галерея функционирует как благотворительность семьи и является культурной достопримечательностью области. 11 марта 2020 года состоялось открытие новой экспозиции «Космизм Любови Талимоновой и реальная космонавтика». В этой экспозиции широко представлены работы художницы из серии «Космос», «Знания», «Странствия Духа», а также фотографии и личные вещи из архива лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, А.Я. Соловьёва, который вместе с супругой присутствовал на открытии выставки и рассказал о своих пяти полётах в космос. Состоялись выставки картин Л. Талимоновой в Туле, Новомосковске, Богородицке, Крапивне, а также выставки репродукций с её картин прошли в Зареченске (Пензенской области), в Сызрани и Тольятти (Самарской области), в Усть Коксе (Алтай), в индийском имении художника Н.К. Рериха (долина Кулу, Индия), в Борисове (Белоруссии) и др. «Каждая картина – это целая история, мир, легенда, сказка, которую я рассказываю людям, не применяя слов. Картины – это мой мир, я открываю его людям» – говорила Любовь. Она воспринимала творческий процесс как горение, как полёт мысли, как работу души. Со свойственной ей любознательностью, эмоциональностью и богатым воображением, она смотрела на искусство глазами исследователя, аналитика. Л. Талимонова создала свой особый, ни на кого не похожий мир, соединив в своём искусстве фантастическое и реальное, провидение и конкретность и очень точно расставив чувственно-смысловые акценты. Размышляя сама, она как бы приглашает зрителей и читателей жить по законам Истины, Добра и Красоты, – и это самый важный вопрос в её творчестве. Красота картин Л. Талимоновой возвышенная и утончённая. Её сюжеты вполне реальны, но эта реальность более высокого порядка. Техника и манера художницы глубоко индивидуальны. Как и другие художники Л. Талимонова обращается к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре. В её картинах много синего цвета самых разных оттенков. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных, других миров. На полотнах художницы выделяется небо. Если это пейзаж, то, за редким исключением, это пейзаж обобщённый, художница не акцентируется на индивидуальных чертах конкретной местности. Вибрация, которую создаёт цвет, подчёркивает как иллюзорность, так и реальность. Пейзажи Любови – часто с одинокой женской фигуркой, иногда безлюдные – воплощение ее психологического состояния или философской идеи. Такие пейзажи воспринимаются не как изображение природы, а как отражение человеческой души. Она самостоятельна в своём творческом поиске, из её мыслительной деятельности выплавляется мудрость духа. Сама художница определяла свое творчество как парапсихоживопись. Ещё одна особенность её картин – это свет: свет как явление физического мира, и свет как отражение духовного состояния художницы. Она мастер композиции, свободно оперирует линией горизонта, у неё великолепная перспектива. Все элементы каждой картины находятся в гармонии, художнице удаётся убедить зрителя в том, что речь идёт о гармонии человека и вселенной. Её полотна музыкальны: картины «Колокол неба», «Сквозь музыку миров», «Невероятная Вселенная», «Радостный мир», «Спектры», «Solo placido. Музыка во времени», «Дорога к поющим звездам», «В бескрайнем небе» и др. Силой творческой интуиции Любовь переносит на холст звуки космических ритмов, поэтому зритель становится сопричастным этой красоте и энергетике, которая расширяет его миропонимание, будит воображение, рождает высокие образы. Любовь так определяла источники вдохновения: В тишине ночного неба И в прибое океана Слышу музыку Вселенной… В этой песне тайны жизни И секреты мирозданья. Память прошлого незримо Среди звёзд поёт сонеты. Вслед за И. Ефремовым, Л. Талимонова напоминает нам, что необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма. Нужно понять, что эгоизм – это естественный первобытный инстинкт, а не порождение каких-то сил зла. Любовь подчеркивала, что усложнение быта ведёт к мельчанию переживаний и противостоит богатству духовного мира и тонкости восприятия. В борьбе с тёмными сторонами жизни огромная роль принадлежит женщине. Женщина – вдохновительница и охранительница (картины «Вечность истины», «Странствия радостной души», «Владычица», «Приветствуя светлый мир», «Золотая Берегиня», «Светлая Берегиня», «Данаэ и Золотой клубок», «Страж Мира», «Светлый Дух-хранитель», «Дух Огня» «Свет других миров» и др.) Одинокая женская фигурка – это образ проснувшейся души, поднявшейся к звездам. Душа наполняет мир сильным и светлым огнем любви, мысли, терпения и заботы. Известно, что восхождение любого общества неизбежно начинается с возвышения женщины. Там, где женское начало угнетается или уподобляется мужскому, наступает деградация. На многих картинах Любови присутствует символика весов как напоминание о чувстве меры во всем. Понимание меры является основой культуры. Особого внимания заслуживает серия картин Л. Талимоновой «Знания». Перед зрителем фантастически богатый информационно-энергетический мир, постигаемый через цвет, числа, геометрические фигуры и их соотношения. Сюжеты многих картин этой серии даны на фоне звёздного неба, - это свидетельствует о том, что речь идёт о законах мироздания: «Жизнь», «Колесо жизни», «Знания о человеке», «Знания о времени», «Знания о движении», «Бесконечность» – названия только некоторых работ этой серии. На каждой картине геометрические фигуры: спирали, круги, треугольники, квадраты, пирамиды, т.е. отражено взаимодействие видимого и невидимого, проявленного и непроявленного, конечного и бесконечного. На многих картинах этой серии зашифровано число 7. Гармоничное сочетание пропорциональных частей, их соразмерность и органическое единство рождает эмоциональное, эстетическое и духовное наслаждение. Художница отсылает зрителя к учению о формах пространства и закономерностях развития бытия в соответствии с этими формами, т.е. к сакральной (священной) геометрии. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрию, обращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов. Эстетика как отдельная ветвь науки у древних греков была неразрывно связана с космологией, они обладали геометрическим видением универсального порядка и воспринимали вселенную как обширное пространство разнообразных взаимосвязанных элементов. Космичны не только картины Л. Талимоновой, но и её сказки, стихотворения, видеопритчи. В них ярко выражены космические и нравственные мотивы, связь с древностью, с мифологией. Все свои книги, а это «Сказки о созвездиях», «Сказка о лунных эльфах», «Предсказатели прошлого», «Путешествие во Времени», «Колыбельные сказки» и др. Любовь иллюстрировала сама. Последняя книга Л. Талимоновой, философская сказка-роман «Болотный Принц», продолжает древнюю традицию персонификации природы: сущности воды – воданы, сущности воздуха – поветруны, сущности болот – болотаны, сущности огня – огневики и т.д. Одушевлены не только природа и человек, но и космос. В образе Великого Света выведен творец всего сущего. Небо и Земля представлены как части целого, герои сказки свободно перемещаются с Неба на Землю и с Земли на Небо. С великой любовью выписаны женские образы: Утренняя Заря, Мерцающая Звезда, Великая Тьма, Главная Тень, Владычица Огня и др. Вселенная развивается, всё движется и изменяется. В образе Нового Человека, бывшего хромым чёрным духом, Л. Талимонова показывает высокодуховную личность, которой присущи высочайшая нравственность, бесконечная любовь, понимание, умение прощать и стать названым братом Главной Тени, нестяжательство, самопожертвование... Он истинно свободен. Этот образ – это вопрос выбора пути: или путь познания через совершенствование личности, или через наращивание вокруг себя бесконечного количества технических «протезов». Новый Человек решает внутрипсихическую задачу, он находит единство внутри себя и единство в окружающей вселенной. Он представляет собой целостное духовное «Я» и это «Я» открыто миру. Он излучает Любовь – высшее знание и высшую радость, он истинный сотрудник Великого Света. Новый Человек всегда слышит тихий голос Великого Света: «Я люблю тебя и называю тебя Новым Человеком. Не забывай меня! Всегда ищи дорогу ко мне…» В наше время естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, и это позволяет составить более полноценную картину мира. Квантовая психология – это новейшее научное направление, которое представляет мир как нечто неделимое и целостное. В романе И. Ефремова «Часе Быка» устами Вир Норина излагается замечательная идея: «Никогда нам не выйти в большой космос, пока не допустим внутри себя беспредельность. Мы не поймём беспридельность мира, пока внутри нас конечность, закапсулированность. И во внешний мир мы транслируем свой внутренний опыт». У Л.Талимоновой был опыт беспредельности: Кто я? И для чего я в этом мире? Я вечный странник, кочующий пилигрим. Где место моё? Везде и нигде. Оно там, о чём мечтаю, В стране, где летается легко. Но где такая страна? Она во мне, всегда со мной, И я кочую по её дорогам звёздным. Любовь Талимонова была убеждена, что назначение искусства состоит в том, чтобы просвещать, просветлять и возвышать душу человеческую, и она щедро делилась с людьми своим опытом странствий по звёздным мирам. Использованная литература: 1. Н. Фёдоров, Философия общего дела. 2. В. Соловьёв, Чтения о богочеловеке. 3. В. Соловьёв, Оправдание добра. 4. К. Циолковский, Монизм вселенной. 5. А. Чижевский, Земля и Космос. Земное эхо космических бурь. 6. В. Вернадский, статья «Несколько слов о ноосфере». 7. П. Флоренский, Оправдание Космоса (сборник). «Макрокосм и микрокосм». 8. О. Ерёмина, Н. Смирнов, Иван Ефремов, ЖЗЛ. 9. Д. Пидоу, Геометрия и искусство. 10. С. Неаполитанский, С. Матвеев, Сакральная геометрия. Ключ к тайнам Вселенной и человека. 11. Ж. Бержье, Л. Повель, Утро магов. 12. О. Вовк, Энциклопедия знаков и символов. 13. И. Ефремов, Час Быка. 14. Интервью Л. Талимоновой газете “Deutsche Allgemeine Zeitung”. 15. С. Семёнова, Создание будущего. Философия русского космизма. www.talimonova-lyubov.com