Уроки Истории

0 424

19 век в России стал временем бурного роста организованного революционного движения. Меньше, чем за столетие революционное движение в России прошло путь от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия народа в революционной борьбе, создания революционных политических партий. 

В революционном движении 19 века  выделялись этапы: дворянский, разночинный, пролетарский. 

Дворянский этап был характерен для первой трети 19 века. 

Его особенностью являлась революционная деятельность дворян-одиночек, которые не искали поддержки в широких слоях народа. Ярким примером дворянских революционеров были декабристы, потерпевшие поражение в 1825 году. 

Разночинский этап длился с 1840-х по 1880-е гг.

 Его особенностью было увлечение революционными идеями не только дворян, но и представителей «среднего сословия» («разночинцев»), типичными представителями которого были писатели, публицисты, учителя, студенты, иные представители интеллигенции.  Характер их деятельности был открытым, несмотря на преследования властей: первые случаи «хождения в народ», попытки привлечь к своей деятельности широкие слои простого народа. В разночинском этапе революционного движения можно выделить два самостоятельных периода: мирный (литературно-публицистический): 1840 — 1860-е гг.; и террористический: 1860 — 1880-е гг. В течение первого периода (эпоха Николая I, начало царствования Александра II) революционная борьба шла преимущественно с помощью печатного слова.

Наиболее видные представители данного направления: А. И. Герцен — распространявший первоначально идеи французских просветителей в России, а в 1848 г. эмигрировавший за границу и издававший революционный журнал «Колокол», в котором обличал самодержавие и крепостничество, и веривший в социалистическое будущее России на основе крестьянской общины; 

славянофилы (А. Хомяков, Н. Данилевский, братья Аксаковы, братья Кириевские) — идеализировали допетровскую Русь; видели спасение России в возрождении исконно русских порядков, защите от иностранного разрушительного влияния;

 западники (И. Тургенев, Б. Чичерин, С. Соловьев, П. Чаадаев), наоборот, выступали за скорейшее объединение России с европейской цивилизацией, введение в России западных демократических институтов; 

петрашевцы (группировались вокруг социалиста-утописта 

М. Буташевича-Петрашевского) в основном представители интеллигенции — выступали за радикальную отмену крепостного права и скорейшее строительство идеального социалистического общества. 

После отмены крепостного права, ослабления реакции, начала зарождения капиталистических отношений в городе и деревне разночинное революционное движение в России вступило в террористическую фазу. 

Особенностями данного периода были: 

переход от критики существующего строя и литературных публикаций к активным антиправительственным действиям, в том числе террористическим; 

создание революционных организаций; 

«хождения в народ»; фанатизм в отстаивании своих идей, высокий уровень самопожертвования, идеализм; 

появление новой профессии и образа жизни, в том числе среди молодых людей, — «профессиональный революционер». 

Наиболее сильные и известные революционные организации того времени: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная расправа», движение анархистов и «народников»,«Народная воля».Главными средствами борьбы члены «Земли и воли» избрали пропагандистскую деятельность и террор. 

Народовольцы видели свою миссию в проведении террора и осуществлении физической ликвидации самых одиозных представителей царизма.

Деятельность «Земли и воли» подвергалась преследованию со стороны властей. В 1878 г. состоялся открытый политический процесс над 193 народниками — крупнейший в истории России того времени. 

В 1880-е гг. разночинское революционное движение охватил кризис, поскольку оно не пользовалось авторитетом среди широких народных масс и не имело большого числа последователей. На смену ему в 1880-е гг. пришло пролетарское революционное движение.




Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Гуляй, рванина: как одесские чиновники сбегают оторваться за границу

Богдан и говорит: «Пойдешь со мной в субботу в Ибицу?». Арина, конечно, для приличия поломается, такая: «Ой, даже не знаю, сегодня еще только четверг. Да и с утра в субботу будем делать...