Война или мир

2 1831

Нередко у меня так складывается, что прочитав какую-нибудь новость, может даже совсем незначительную, чувствуешь «запах». Ты не можешь сразу сформулировать, что тебя насторожило, просто чувствуешь, что здесь «что-то не то». Начав повнимательнее изучать материал, читая инфу, чувствуешь, что начинает смердить и натыкаешься на целый клубок и выходишь «старых знакомых», о которых ты уже писала когда-то. Встреча эта грустная, поскольку понимаешь, что те люди, которые работают на разрушение страны, не сидят сложа руки и ты в очередной раз натыкаешься на плоды их деятельности.

Так случилось и в этот раз.

К дню Победы в казанском ТЮЗе вышел спектакль «Война глазами детей» о судьбах русских и немецких детей времен войны. Автором пьесы стала немецкий драматург Рут Винекен, режиссером – молодой руководитель ТЮЗа Туфан Имамутдинов, получивший известность своей прошлогодней постановкой «Любовь людей». Само название «Любви…» противоположно смыслу спектакля, к котором три убийства (главная героиня убивает мужа и скармливает тело свиньям, потом её душит ремнем новый муж, далее этот муж вешается – короче «все умерли») – "хорошая" тема для детского театра.

В этом году Имамутдинов в спектакле «Война глазами детей» рассказывает о страданиях немецких детей и об ужасах войны. Отчасти можно согласиться с авторами – дети всегда жертвы войны, т.к. они беззащитны перед этим миром, и в постановке показывали детские слезы и травмы, принесенные войной. Но с другой стороны, сейчас появилось много постановок и фильмов, где солдаты и население с обеих сторон войны выставляются не как герои, а как жертвы. А это подразумевает примирение, к которому всё чаще нас призывают. А уж детей совсем не грех выставить жертвами, хотя с обеих сторон дети принимали участие в боевых действиях.

Совсем уже забыли о советских детях-героях войны, которые вели себя не как жертва - они сражались и совершали подвиги наравне со взрослыми, с накаленным духом и с любовью к Родине. С немецкой стороны были дети-участники «гитлерюгенда», стреляющие в наших солдат. Так что детская тема тоже очень не простая, и чтобы понять, что хотела сказать Рут Винекен, надо посмотреть спектакль. В театр на премьеру мне попасть не удалось, потому обсуждать сам спектакль я не буду. А остановлюсь на тех моментах вокруг спектакля, которые заставили присмотреться к нему попристальнее.

Сама Рут Винекен признается, что с документальными материалами для будущей пьесы ей очень помогло правозащитное общество «Мемориал» (оно еще всплывет здесь). А сам спектакль – часть совместного проекта с центром современной культуры «Смена» в г.Казани. Сам проект имеет название «Искусство и война» и в рамках его будут прочитаны лекции заезжими специалистами из Москвы и профессором Колумбийского университета Нью-Йорка.

Вот тема одной из лекций, культуролога из Москвы Дьяконова, корреспондента «Коммерсанта» : «Эйфория Великой Победы недолго чувствовалась в кругу советских художников, многие из которых думали, что, освободив Европу, СССР станет ее частью. Послевоенные стратегии страны — разделение Германии, создание на востоке Европы пояса стран с лояльными СССР правительствами, охота на ведьм-«космополитов» — разрушили надежды многих художников на либерализацию режима.»

Такие культурные центры существуют во многих городах. «Метро» в Набережных Челнах, «Галерея» в Кирове, «Мистер Пинк» в Мурманске, «Арго» в Ижевске и др. Если вы посмотрите группы ВК этих центров – то они сделаны как под копирку. Цель этих центров – объединить все неформальные городские сообщества, включить в них наибольшее число активных горожан всякими волонтерскими движениями, флэшмобами, концертами, кружками и пр. Принадлежит идея открытия таких центров урбанистам из Шанинки, ректором которой и является Тэодор Шанин, профессор Манчестерского университета, гражданин Великобритании, большой друг «Мемориала». С Шанинкой (МВШСЭН) активно сотрудничает Михаил Прохоров с его Фондом. МВШСЭН также проводит различные исследования постсоветской действительности , которые оплачивают (ну и заказывают) следующие организации: Программа поддержки высшего образования (HESP), Фонд Сороса, Фонд Макартуров, Фонд Форда, Фонд Пейна. Подробнее о деятельности этой конторы я уже писала здесь.

Культурные центры проводят образовательные мероприятия, на которые приглашаются столичные и западные лекторы. За чей счет сей банкет остается загадкой, но судя по прекрасным помещениям в центре городов, денег на данные проекты не жалеют. Сами проекты не имеют вроде бы политической окраски, но исподволь ведут к этакой унификации сознания, к разрушению национальной идентичности и вычеркиванию всего советского.

Так в преддверии праздника Победы на ижевской страничке центра современной культуры было рассказано о подвиге русских эмигрантов-белогвардейцев, боровшихся с фашистами во Франции и ни слова о советской армии. А казанская «Смена» решила таким образом запечатлеть ветеранов, что не иначе как стебом над старостью это назвать нельзя.


Сам спектакль направлен на юного зрителя, но ни о каком патриотизме в нем речи не идет. Немка Рут Венекен говорит , что «патриотизм для меня — это не главная ценность. Главное для меня — это мир и понимание человека». Это всё прекрасно, только возникает вопрос, нужно ли понимать маньяка Чекатило или фашиста, пришедшего нас убивать? Нужно ли понимать тех художников и писателей, которые в Победе видели лишь травмы, принесенные психике людей и при этом осуждавшие войну? Ведь идет подмена понятий – когда патриоты говорят о защите Родины, такие «гуманисты» начитают причитать о мире, о недопустимости войны и её ужасах. Да, война ужасна, но что делать если нет другого способа остановить врага? Если фашизм поднимает голову во многих странах? Не будешь же ты призывать его к миру, когда он уже стер ластиком с политической карты твою страну и намерен окончательно решить «русский вопрос». Но пятая колонна от культуры настойчиво твердит нам о мире, когда война всё ближе подбирается к нашим границам.

«Я даже не знаю их имен»
  • Nikkuro
  • Вчера 10:53
  • В топе

Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

"50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...

Обсудить
  • Благодарствуем!