Пять жизней Морского собора

6 6586

Никольский собор резко выделяется на фоне строгой гарнизонной архитектуры Кронштадта — торжественный, монументальный и величественный. И когда на соборной площади звучат праздничные залпы военных парадов, сложно поверить, что любимому храму моряков была уготована непростая судьба.

ХРАМ ПАМЯТИ

Морской Никольский собор в Кронштадте задумывался не только как место для молитвы — он должен был стать памятником всем погибшим в море при исполнении воинского долга. Закладка собора на Якорной площади состоялась 21 мая 1903 года в присутствии императорской семьи. Деньги на строительство пожертвовали верующие со всей страны — и моряки в числе первых. Архитектор собора Василий Косяков задумал построить копию константинопольского храма святой Софии. Этот византийский собор в своё время так поразил послов князя Владимира, что под впечатлением от их рассказов он окончательно решил крестить Русь по греческому обряду. Вместе со своим братом, театральным художником Георгием Косяковым, Василий Косяков создал удивительно гармоничный и продуманный до мелочей проект Морского собора в Кронштадте.

Все архитектурные решения воплощают идею единения самых важных для моряка образов: моря и неба. Верхняя часть храма, символизирующая небо, была оформлена витражами, мозаиками и фигурами святых. Нижняя — мрамором в медной оправе с мозаичными изображениями обитателей морских глубин. На стенах – сцены из жизни людей, связанных с морем.

По периметру храма установили чёрные памятные доски с именами всех погибших офицеров с момента образования русского флота — около полутора тысяч фамилий. Нижние воинские чины указывались количеством, за исключением совершивших выдающиеся подвиги. На стенах алтарей, недоступных для прихожан, висели белые мраморные доски с именами 256 погибших в море корабельных священников. На то, чтобы собрать все фамилии, у историка русского флота Аполлона Кроткова ушло пять лет.

В 1913 году собор освятили в честь Николая Чудотворца в присутствии императора и открыли для прихожан.

КИНОТЕАТР «МАКСИМКА»

В феврале 1917 года собор ещё работал: в нём даже отпевали большевиков, — под кумачовыми стягами с лозунгами – погибших в революционных столкновениях. Службы проводились в храме до 1927 года, но затем все церковные атрибуты и элементы убранства были конфискованы, мраморные доски с фамилиями моряков сняли и пустили на мощение переулков и возведение хозяйственных построек.

Похороны жертв революции 1917 года в Никольском соборе

В 1929 году храм был закрыт, а здание решили использовать в культурно-просветительских целях. Почти сразу в нём открылся кинотеатр имени Максима Горького на 1500 мест. В народе его окрестили «Максимкой». Внутри храма построили деревянную коробку, закрывшую всё убранство. Экран разместили на месте алтаря. С куполов сняли кресты, разбили мраморный резной иконостас, сбросили колокола. Только один колокол не смогли ни снять, ни разбить — он так и остался висеть на звоннице.

ОГНЕВОЙ ЩИТ ЛЕНИНГРАДА

Во время Великой Отечественной войны на крыше собора — самого высокого городского сооружения — устроили пост артиллерийской разведки. Он сыграл важнейшую роль в защите Кронштадта, Ленинграда и кораблей Балтийского флота.

В хорошую погоду отсюда были видны объекты, расположенные на расстоянии до 45 километров. Благодаря этому посту советским войскам удавалось сдерживать неприятеля на относительном удалении от исторического центра Ленинграда.

«Центральный пост наблюдения находился под куполом Морского собора. Обслуживающий его состав <...> называли “чародеями”. Они безошибочно обнаруживали, из какой точки противник открыл огонь <...>»

Из мемуаров адмирала Гордея Левченко, командовавшего Кронштадтской военно-морской базой

Кроме того, разведчики вели наблюдение за позициями немцев, в том числе за ледовыми минными полями, и обеспечивали безопасность движения по «Малой Дороге жизни». К весне 1942 года военные раскрыли положение вражеской артиллерийской группировки под Ленинградом и приступили к её уничтожению.

Несколько раз собор сам становился мишенью. В него попало семь снарядов, но ни один не нанёс серьёзного ущерба. Примечательно, что кинотеатр продолжал работать в течение всей войны, а в 1942 году в нём даже прошла новогодняя ёлка с украшениями и подарками для детей.

Разделив испытания с родным городом, храм выстоял — и в этом жители видели добрый знак.

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР КРОНШТАДТА

В 1954 году вместо кинотеатра в соборе открылся филиал Дома офицеров. Внутри уже почти ничего не напоминало о византийском наследии — там соорудили железобетонные конструкции, на месте алтаря возвели сцену, а фрески и росписи замазали бетоном. Украшение фальшпотолка поручили мастерам студии военных художников имени М. Б. Грекова — так на нём появились сцены морских сражений.

После установки подвесного потолка от внутреннего объёма осталась только треть, но даже в таком виде это был самый большой кинозал в городе — до тысячи зрительских мест. Здесь же проводились лекции и выставки, в нижнем приделе располагалась танцевальная площадка. А для детей ёлка в соборе была главным событием новогодних праздников.

Интерьер Морского собора, 1954 год

В 1980 году на хорах собора разместился филиал музея «Кронштадтская крепость» — комната боевой славы. Здесь хранилось оружие XVIII века, артефакты арктических экспедиций (всего более четырёх тысяч экспонатов). А в 1994 году в здание переехал театр Балтийского флота, вывезенный из Прибалтики. Для артистов оборудовали гримёрки, костюмерные и другие необходимые помещения. В соборе жили работники театра и одновременно шли спектакли.

НОВОЕ ВРЕМЯ

Многочисленные переделки, повреждения во время войны, неправильная эксплуатация и отсутствие технического надзора привели к сильному обветшанию некогда величественного храма. В 1990-е годы с него снимали водосточные трубы, кровельные листы, решётки — всё, что можно было использовать в быту.

С 1939 года собор находился в ведении Министерства морского флота, и всё это время моряки в меру сил защищали свой собор. Даже на заре советской власти, когда появились первые планы по уничтожению храма, военный флот отстоял здание, сделав его местом проведения совещаний. В 1990-х годах начальник гарнизона назначил круглосуточный патруль, который должен был защитить храм от окончательного разграбления. Однако было очевидно, что многострадальному зданию необходима реконструкция, и только своими силами военные не справятся.

Так выглядело пространство под куполом храма накануне реставрации

В 1995 году Морской собор получил статус памятника архитектуры федерального значения, была подготовлена историко-архитектурная документация для полной реставрации храма. В 2002 году на куполе собора восстановили крест, а в 2003-м передали в пользование Санкт-Петербургской епархии. Были предприняты первые попытки восстановления памятника архитектуры.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА

Восстановление началось с очистки помещений и демонтажа всех конструкций, которыми собор «оброс» будучи кинотеатром. Первым делом нужно было избавиться от балкона и бетонного перекрытия, делившего помещение пополам и служившего потолком. Бетон выпиливали так, чтобы не повредить росписи на стенах. Украшавшие потолок работы военных художников из студии имени Грекова тоже удалось аккуратно снять и передать в Военно-исторический музей.

Больше 3 тысяч тонн мусора и железных конструкций вывезли из собора на первом этапе строительства

На месте алтаря находилась сцена и бетонный портал с лепниной в сталинском духе с гербом. Его опоры уходили сквозь перекрытия под землю и стояли на собственном фундаменте. Чтобы демонтировать портал, его пришлось пилить алмазными тросами и разбирать по частям. Вынесли и все механизмы сцены, металлические конструкции за порталом.

В подвале храма не было ничего, кроме тысяч кубометров мусора и земли – настоящее строительное подземелье. Во время расчистки там обнаружили части икон, в том числе образ Николая Угодника.

НОВАЯ ЖИЗНЬ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

В освобожденной от мусора нижней части собора решили соорудить дополнительный этаж, который не задумывался Косяковым в изначальном проекте храма. Для этого понадобилось уйти ещё на несколько метров глубже под землю и переложить фундамент.

Старые конструкции отличались неоднородностью, так что строителям пришлось работать с ювелирной точностью. «Это была опасная процедура, в любой момент могли поехать стены. Но за счет того, что мы делали все постепенно, мелкими партиями, все прошло спокойно и в итоге получилось очень удачно», – рассказывает Оболенский.

Собор нужно было не просто восстановить, но и модернизировать с технической точки зрения, чтобы он соответствовал современным строительным нормам и требованиям безопасности. Как, например, провести коммуникации, если штробить стены нельзя? Памятник и так вот-вот разрушится.

Решение этой проблемы архитектор «Моспроекта–2» называет остроумным: в нижнем этаже собора была создана многоярусная бетонная «вафля» с каналами, пересекающимися на разных уровнях – в них расположились инженерные коммуникации. Дальше строители подводили их к нужным местам в стенах, осторожно обходя участки сохранившейся живописи.

На 3–5 метров в глубину ушёл фундамент собора в результате реконструкции

Помимо хитросплетения коммуникаций в нижней части Морского собора появились помещения, которые вдохнули в него новую жизнь. Там разместилась большая трапезная для приёмов, покои патриарха, нижний храм с крестильней, комната отдыха для священников.

РОСПИСИ С НОВЫМ ЗВУЧАНИЕМ

Нижний этаж с новыми помещениями – единственная значительная вольность, которую позволили себе проектировщики. Во всём остальном старались максимально близко следовать плану братьев Косяковых. К счастью, их эскизы довольно хорошо сохранились в архивах – как и большая часть росписей, которые дожидались своего часа под слоем бетона.

Художники начали с изучения архивов, но параллельно уже расчищали стены. Некоторые росписи сохранились, другие нужно было восстанавливать по эскизам, редкие изображения пришлось придумать заново, ориентируясь на византийскую традицию, в которой выполнен интерьер.

Исторически храм был расписан не полностью: купол, например, росписей не имел, хотя их эскизы частично обнаружились в архивах. Реставрационный совет принял решение доделать работу братьев Косяковых. Теперь купол Морского собора украшают живописные работы современных мастеров из студии «Вифания», созданные в той же манере, что и сто лет назад. А от изображений свастики, которые нашли при расчистке, наоборот, решили избавиться: за сто лет этот изначально безобидный символ приобрёл новое, печальное значение.

Эскизы архитектора В. А. Косякова к Морскому Собору в Кронштадте

По словам Андрея Оболенского, отсутствие некоторых росписей могло быть вызвано спешкой при строительстве – Морской собор строился к юбилею дома Романовых, и часть задуманного Косяковыми просто не было времени осуществить. «Когда строят такие знаковые объекты, никто ничего не успевает. Это вечная история. А мы сейчас довели работу до необходимого звучания», – говорит архитектор.

АЛЮМИНИЕВЫЙ КУПОЛ И АУТЕНТИЧНЫЙ КИРПИЧ

Купол в 1913 году покрыли сусальным алюминием – во время строительства храма это был модный и дорогой материал, который применяли в только зарождающейся авиациационной промышленности. Несмотря на то, что сейчас алюминий вообще не используют в таких целях, Морскому собору достался купол из этого металла. К алюминию в составе лишь добавили дополнительные вещества, чтобы свойства покрытия были лучше. Эти изменения никак не повлияли на внешний вид материала.

В качестве утеплителя братья Косяковы использовали пробочные маты из Бразилии – реставраторы нашли такую же пробку. Конструкцию подвижного купола, придуманного столетие назад, тоже сохранили: благодаря шарнирным соединениям купол может «дышать» и не лопается от перепадов температур.

Облицовочный белый кирпич привезли из того же карьера в Германии, где его заказывали больше века назад

Лепнина, майолика, мозаики, искусственный мрамор на колоннах, патинированные в бронзу капители, огромные паникадила – всё скрупулёзно восстанавливали по чертежам. Лампочки в плафонах пришлось переделывать несколько раз: пробовали разные оттенки белого – сиреневатый, розоватый, зеленоватый, – пока не нашёлся идеальный. «Чтобы было всё как было – вот главный принцип», – объясняет Андрей Оболенский.

СВЯТЫНИ МОРСКОГО СОБОРА

Иконостас восстанавливали реставраторы из фирмы «Таргет-Цель». Он выполнен из белого мрамора с алтарной преградой, состоящей из 12 колонн – по числу апостолов – и украшен характерными для византийского церковного искусства резными изображениями виноградных лоз, павлинов, агнцев и других символических образов.

Уникальные орнаменты удалось повторить благодаря красочным чертежам, выполненным братьями Косяковыми цветной тушью и акварелью – на этом, например, изображён бронзовый гребень с карниза иконостаса

В отличие от мраморного «тела» иконостаса, для восстановления икон было меньше подсказок. Художники из ярославской студии «Ковчег» ориентировались на краткий перечень икон, опубликованный Василием Косяковым, и чёрно-белые фотографии. Из-за этого самой сложной задачей стало найти цветовое решение. Основой для них стали образцы, созданные Василием Косяковым, из других храмов Петербурга и мозаики собора Софии Константинопольской в Стамбуле – старшего брата Кронштадского собора.

И, конечно, главное сокровище собора – белые и чёрные мраморные доски с именами погибших моряков, вернулись на свои места. Утраченные надписи восстановили по архивам со всеми особенностями, включая старинное начертание и орфографические ошибки. С момента, когда доски были установлены, началась новая жизнь храма.

По словам кронштадтского историка и экскурсовода Николая Комарова, Морской собор – особое место для моряков, в нём никогда не бывает пусто. На Якорной площади около храма проходят все важные события флота: выпуски из военно-морских училищ, присяги, посвящение в курсанты. Корабли и подводные лодки перед уходом в плавание получают благословение именно здесь. Кроме того, собор является хранилищем морских реликвий и сотен подаренных флоту икон.

500-700 тысяч человек ежегодно посещают обновлённый Морской Кронштадтский собор.


«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  •  Сомнительно, что организация строительства и сбор средств на создание такого собора выполнимо на уровне общественной самодеятельности. Согласно официальной истории морской собор строился  с нулевой отметки уже в 20 веке  в течении 10 лет при наличии фотографии и массовой прессы.  Вопрос: имеются ли в открытом доступе  газеты и журналы с фото и зарисовками начало 20 века, где в течении 10 лет освещалось бы строительство морского собора в Кронштадте? 
  • Великолепно! Мы тут были за несколько лет до реставрации, даже видео снимали. И под куполом тоже... Небо и земля!