Президент Беларуси Александр Лукашенко и его противники: различия и сходство

1 233

Развитию Беларуси мешает не отсутствие идеологии, которая могла бы решить стоящие перед страной проблемы, а то, что такая идеология, а это социальный либерализм, не осознается ни президентом Беларуси, ни его оппонентами. А это происходит в силу человеческой природы: социальный либерализм предполагает ограничение власти любой элиты общества, что элите, естественно, не нравится.

В человеке звериные инстинкты очень сильны, и желание быть вожаком (начальником) очень часто подавляет все другие желания, а социальный либерализм – это идеология, в рамках которой предполагается, что цивилизованные люди должны жить без начальников (см. «Четыре типа идеологии»). А так как именно начальники финансируют общественные науки, они ставят перед учеными нужные начальникам цели, а те исправно изобретают новые идеологии (неолиберализм, ультралиберализм, и пр.), в рамках которых обосновывается необходимость снятия ограничений со свободы начальников (элиты).

Ограничить животные инстинкты в человеке пытались многие люди, и возникшие в процессе развития цивилизации экономические институты, то есть системы правил, которым должны подчиняться люди в обществе, для этого и предназначены, но данная проблема не решена до сих пор.

Клоны Лукашенко

Применительно к Беларуси ее недавно описал политолог, руководитель Центра политического анализа и прогноза (в Варшаве) Павел Усов.

Вот его мнение: «Я заметил, в целом ряде случаев, что как только беларус получает чуть-чуть власти, возможности командовать людьми, так сразу наружу вылазит такой маленький лукашенко. И это не касается только белорусов в Беларуси, но и за рубежом. Человек может этого даже не замечать, маленький лукашенко его просто захватывает целиком и полностью. И чем меньше в человеке опыта, знаний, профессионализма тем больше этого лукашенко, желания продемонстрировать свое превосходство любыми методами и способами.

Моментально появляется важность и напыщенность, начальственно-крикливый тон, высокомерие и стремление продемонстрировать свою «железную руку и волю», желание добиться подчинения. …

Как правило, это приводит к разрушительным последствиям для коллектива, но маленьких начальников это не смущает, они этого даже не понимают (хотя сами ходили в подчиненных) ведь главное удовлетворить эту нерациональную жажду власти и превосходства. Словно уже сама власть начинает пожирать человека изнутри, как галлюциноген – создавать альтернативный свой мир. …

Вот думаю, нам когда-нибудь получится победить самих себя. Ведь на самом деле, все проблемы человечества в том, что человек слаб и пожирается властью. Полагаю, каждому необходимо ежедневно повторять: «помни о человеке в себе».

С Павлом Усовым можно полностью согласиться, хотя следует уточнить, что нерациональная жажда власти и превосходства это обычным звериный инстинкт быть вожаком, который в разной степени существует почти у всех людей. Цивилизация и состоит в подавлении и обуздании этого инстинкта посредством воспитания и введения определенных правил поведения (экономических институтов). Поэтому чем менее воспитан и образован человек, тем активнее проявляется в нем этом инстинкт, на что, кстати, обратил внимание политолог в Варшаве.

Кроме того, Павел Усов описал эту проблему применительно к белорусам, хотя и отметил, что не знает, «связано ли это только с белорусами или это общая человеческая болезнь». Можно уточнить, что как раз белорусам подобное качество свойственно в намного меньшей степени, чем многим другим народам. Павел Усов, возможно, не заметил этого, так как он находится в среде людей, занимающихся политикой, а эта сфера традиционно притягивает людей, рвущихся в начальники. Конечно, в белорусской политике есть много и вполне достойных людей, но, к сожалению, на мой взгляд, их не так много, как хотелось бы. И, что самое печальное, получив некоторую власть даже хорошие люди быстро начинают вести себя как начальники, считая народ дураками (см. «Фундаментальная ошибка белорусской оппозиции»).

Как власть портит людей и что с этим делать

Данная проблема, связанная со стремлением людей к власти, хорошо известна. В частности, именно ее решал Федор Достоевский в своих романах. А Джон Рональд Руэл Толкиен даже толстенную книжку для детей написал о том, что надо делать с властью.

Книжка называется «Властелин колец», и вся она посвящена борьбе добра со злом, причем и в самом человеке. Сюжет книги прост. Зло в лице волшебника Саурона изготовило кольцо всевластия, которое дает колоссальное могущество тому, кто его наденет. Но кольцо оказалось в руках добрых людей, которые задумались о том, что с ним делать. Многие положительные герои этой книги могли надеть кольцо всевластия и победить Саурона. И добрый волшебник Гэндальф, и наследник древних королей Арагорн, и сын современного правителя людей Боромир, и эльфийская волшебница Галадриэль, и царь эльфов Элронд. Но они не надели кольцо всевластия, так как испугались того, что власть трансформирует их, и они станут таким же или почти таким же правителем, как Саурон, хотя и свергнут его. Это решение полностью соответствует правилам социального либерализма и взглядам Федора Достоевского.

Поэтому волшебники и правители отдали кольцо всевластия хоббиту Фродо, который тоже не стал надевать его, а отправился в долгий путь к вулкану Ородруин, только в пламени которого и можно было расплавить кольцо. И ему удалось это сделать, хотя к концу пути кольцо почти овладело им.

Сказка ложь, да в ней намек. Положительные герои романа ведут себя в соответствие с правилами социального либерализма – всевластия быть не должно, а если ты не умеешь пользоваться властью, не бери ее. А вот Светлана Тихановская и Павел Латушко кольцо всевластия надели, и уже произошло то, от чего предостерегал Джон Толкиен: они сейчас пытаются стать начальниками над народом, как и Александр Лукашенко.

Так что, во всем мире власть людей портит, а борцы за свободу народа очень часто становятся его угнетателями. Вот какая проблема мешает развитию Беларуси.

Если говорить образно, в Беларуси задача заключается не в замене одного владельца кольца всевластия на другого, попытка чего происходит сейчас, а уничтожение этого кольца. Без этого победить зло в нашей стране не удастся. Это как во Властелине колец – люди и эльфы героически сражались со злом, но все их усилия и победы были бы напрасными, если бы кольцо всевластия не было бы уничтожено. Поэтому и внедрение в Беларуси верховенства права, разделения властей и пр. не гарантирует успешного развития страны, более того, без внедрения идей социального либерализма в нашей стране со 100% вероятностью в ближайшие годы произойдет деградация – так как мы живем в деградирующем окружении, которое пытается утянуть нас за собой.

То есть, допустим, реализация плана Максима Богрецова по реформированию белорусской экономики может столкнуться с неожиданным для него препятствием. Он считает, что надо, в частности, обеспечить верховенство права, подотчетное государство, эффективное управление госпредприятиями, равные условия хозяйствования и свободу ИТ-сектору, а также отметил, что среди бизнесменов и экономистов достаточно идей реформирования экономики. Все это правильно и должно быть реализовано. Что-то, вполне возможно, удастся осуществить.

Однако значительного эффекта для страны это не даст, так как у нас существует множество бизнесменов, экономистов и политиков, у которых есть множество идей о том, как им лично стать начальниками и добиться собственной власти и обогащения за счет нарушения законности, неэффективного управления госпредприятиями, неравных условий хозяйствования и пр. И, самое печальное, что именно такие люди в конечном итоге победят, если, разумеется, не удастся внедрить в стране принципы социального либерализма. Потому что такие люди энергичнее и бессовестнее, чем другие, а экономические и социальные институты, которые отстаивают нравственные принципы, в современной Беларуси слишком слабы (спасибо за это Александру Григорьевичу).

То, что предлагает белорусская оппозиция – создание в Беларуси правового государства, повышение эффективности управления государственными предприятиями, проведение успешной приватизации, создание IT-страны и т. д. – это всего лишь отдельные битвы, победа в которых не гарантирует победы в войне за процветание Беларуси. Чтобы обеспечить победу, необходимо внедрить в обществе нравственные нормы, соответствующие настоящему либерализму, и создать механизмы, поддерживающие их выполнение.

В то же время, в отличие от книги «Властелин колец», в Беларуси нет вулкана Ородруин, в пламени которого только и может расплавиться кольцо всевластия. Такой вулкан еще предстоит создать. В его качестве выступает идеология социального либерализма, принципы которой позволяют организовать жизнь человека в условиях равенства, когда все равны, и нет начальников и дураков.

Разумеется, идеология борется за такие идеалы не в одиночестве. Например, Павел Усов призывает каждого человека ежедневно повторять: «помни о человеке в себе». К этому же призывает Тадеуш Кондрусевич, учит конфуцианство, Федор Достоевский, Рональд Толкиен, и еще множество других людей, книг, кинофильмов и т. д. Все это, конечно, дает свой эффект, увеличивая цивилизованность людей. И, тем не менее, животные инстинкты в человеке очень сильны, и желающих стать вожаком-начальником, наплевав на все цивилизационные ограничения, остается очень много.

Поэтому и нужны дополнительные меры по внедрению и защите цивилизации. В первую очередь, это фиксация принципов настоящего либерализма в Конституции, что даже в США пока осуществлено в недостаточной степени. Кроме того, надо создавать социальные (государственные и негосударственные) институты, которые будут постоянно использовать эти принципы для решения проблем, возникающих в обществе и следить за их соблюдением. Это может быть научный институт либерализма, учебные курсы и лекции по либерализму в ВУЗах и т. д.

Это и будет, говоря образно, тем вулканом, в огне которого любой человек сможет уничтожить свое личное кольцо всевластия. В том числе шанс, кстати, будет и у Александра Лукашенко, Светланы Тихановской и Павла Латушко.

Нет гражданского общества, нет демократии, права и свободы без идеологии

Ни Александр Лукашенко, ни его оппоненты, пока не понимают, что надо делать. Так, Мария Колесникова в одном из своих интервью сказала, что «все идет к победе добра над злом, и мы все понимаем, что это длительный процесс, процесс построения гражданского общества, его механизмов и инструментов, и он только сейчас начался. Это все продлиться долго, у меня нет никаких иллюзий».

Это правда, но не вся правда. Вначале надо определиться с идеологией, так как в рамках разных идеологий гражданское общество разное. Нет никакого гражданского общества самого по себе, существует множество его видов. При социальном либерализме – это независимые общественные, религиозные и политические организации, действующие в соответствие с законами и правилами, среди которых главное касается соблюдения свободы других в порядке государственного принуждения или самопринуждения. В монархическом обществе – это такие же организации, которые преследуют цель выполнения приказов монарха. При рыночном фундаментализме – это организации с такими же названиями, но создаваемые на основе звериных инстинктов, а не моральных принципов, то есть, скорее, не как организации людей, а как стаи и стада, объединенные целью защиты своих охотничьих территорий.

Какое из этих гражданских обществ собралась строить Мария Колесникова? Мы не знаем, да, похоже, она и сама не знает, как и все остальные оппозиционеры. И это еще одна ошибка белорусской оппозиции, которая хочет бороться за добро, что можно только приветствовать, но отличать добро от зла не умеет. А это приводит к тому, как показывает пример Светланы Тихановской, что они легко переходят со стороны добра на сторону зла. Чтобы этого не произошло, и нужно соблюдать принципы либерализма (см. «Принципы настоящего либерализма»). Соблюдаешь принципы – добро, не соблюдаешь – зло. Все очень просто.

Данное уточнение, связанное с идеологией, необходимо делать не только в отношении гражданского общества, но и других понятий, характеризующих общество, так как в реальности они все существуют не вообще, а только в рамках одной из четырех указанных ранее идеологий. В частности, это касается демократии.

Этого не понимает Александр Лукашенко. На совещании о работе экономики в 2020 году и проектах прогноза развития страны на 2021-й, которое состоялось 7 декабря 2020 года, он высказал свое мнение о демократии: «вот самая демократичная схема, во всех демократических государствах именно так: правительство внесло, парламент согласовал – если это закон, глава государства его подписывает или отклоняет, если нарушаются принципы, которые установлены пять лет назад Всебелорусским народным собранием. На очередные пять лет основные принципы функционирования нашего государства будут установлены этим съездом народа. Абсолютно прозрачная, красивая, демократичная схема».

Президент ошибается, думая, что во всех демократических государствах демократия именно такая как в Беларуси. В либеральных государствах все перечисленные организации – парламент, правительство, независимы, так как там действует разделение ветвей власти. А в Беларуси реализована демократия в рамках монархической идеологии, в которой подобного разделения нет – это фактически все карманные организации президента.

Третий вид демократии существовал в СССР. В современных западных странах сейчас формируется четвертый вид демократии – демократия силы, когда отдельные группы населения стремятся подчинить себе независимые ветви власти, от независимости которых мало что остается.

То есть, повторим, все понятия, характеризующие общество, надо рассматривать в контексте идеологии, потому что вне ее они в реальности не существуют. Без привязки к конкретной идеологии эти понятия всего лишь теоретические конструкции, существующие только в воображении.

Но ни президент, ни его оппоненты не увязывают понятия, характеризующие общество, с идеологией, поэтому они и не могут понять ни друг друга, ни то, что происходит в стране, и не могут найти выход из кризиса. Это удастся сделать только после того, как они научатся исправлять все указанные ранее ошибки и точно определять то, о чем говорят.

Владимир Тарасов.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Как бы все правильно, но поверхностно – сути не раскрывает. К примеру… «Ограничить животные инстинкты в человеке пытались многие люди, и возникшие в процессе развития цивилизации экономические институты, то есть системы правил, которым должны подчиняться люди в обществе, для этого и предназначены, но данная проблема не решена до сих пор.» Вот непонятна фраза – «должны люди подчиняться» … А почему должны? Кем установлено, что должны? И сколько должны? Церковь говорит, что «власть от бога» и тогда «должны» - это воля божья. Но сам господь никогда не обмолвился о церкви ни разу. Церковь – это дело рук человеческих, дела человеческие. В то же время церковь утверждает, что человек – падок и низменен и дела его - такие же. И по скандалам церкви сего дня – есть факты нечистоплотности церкви. Тогда ворос, так почему должны? «Власть – это от бога» - голубая мечта все подонков мира, не только лукашенкских и путинских. Правильно замечено, что природные инстинкты, человека непобедимы, и их нельзя переделать. Но можно их заставить выполняться в нужном русле другими инстинктами, иной массы людей. А тут начинается интересное. Еще надо заметить, что сел всю жизнь хочет есть вкусно, спать сладко, размножаться и чтобы это все было за чужой счет. Такова природа. Но, индивидуум и понимает, что его хотелки сильно ограничиваются хотелками других таких же жаждущих и страждущих. Если такой тупой, то ему это объясняют весьма быстро и доходчиво. Поэтому индивидуум, сознавая, что «в поле один - не воин…» ищет помощи, от других и жертвуя своими хотелками, до определенного момента, для достижения первоначальных целей. Вот так начинает формироваться РОД, на таких же принципах формируется племя, народ нация, государство. Иными словами «власть» - это добровольное делегирование неких своих прав и хотелок, ради гарантированных прав и хотелок, которые гарантирует сообщество, род, племя, народ, нация государство. Что же касается – власть сносит мозг – с этим ничего не поделать – это природа, человека. Но с этим научились бороться очень давно, еще в древней Руси, это только то, что известно на наших просторах. А именно – ротация власти! Ничего, никогда, более эффективного, против вышеуказанных случаев авторитаризма, человечество не придумало и скорее всего не придумает, кроме, как сбежать в космос. Вспомните сколько раз Великий Новгород отправлял восвояси Невского и столько же раз призывал его, передавая всю власть ему на момент войны забирая ее после ее окончания. Это было нормально и кстати очень разумно. Посему власть – это соглашение между членами сообщества. Нарушая этот принцип – вы разрушаете – то чему эта власть обязана служить. В данном случае государству, а точнее РБ. Так вот Лукашенко – уничтожает РБ, как государство. Но ему это все ровно – он даже не беларус – проход