Индекс цивилизованности – способ формирования новой элиты России

0 108

Пропасть между народом и властью в России до сих пор не удается устранить, несмотря на попытки, которые периодически принимаются то Владимиром Путиным, то Госдумой, то политическими партиями. Но способ решения проблемы есть: введение индекса цивилизованности чиновников и политиков, то есть новый вид профайлинга, позволяющий отбирать в элиту действительно нужных обществу людей.

В настоящее время существуют способы оценить способность людей к управлению в рамках различных методик профайлинга, в которых используется психологический профиль личности. Есть еще и индекс интеллекта, который характеризует способность человека к мышлению. Имеются и различные теории управления, которым обучают руководителей разных уровней, которые касаются технических моментов управления людьми. Но эффективность деятельности руководителя и политика зависит и от множества других качеств, и среди них особое место занимают мировоззренческие и идеологические качества, которые характеризуют его цивилизованность. Поэтому имеет смысл ввести специальный индекс цивилизованности.

Идея состоит в сравнении способностей и навыков человека с лучшей мировой практикой управления, в качестве которой используются правила поведения, о которых писали и которых придерживались, в частности, такие успешные политики как Петр Столыпин, Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард, Пак Чон Хи, Евгений Примаков (см. «Метавселенная цивилизации – ключ к миру»). Эту практику и будем считать цивилизованностью.

Методика расчета индекса

Методика расчета индекса довольно простая. Выбраны 20 факторов – правил поведения или качеств человека. Каждому параметру присвоен вес в 5 баллов. Если человек использует правило, но не знает его в явном виде, то он получает 2,5 балла. Если он при этом знает о наличии правила, то ему добавляется еще 2,5 балла. Если кто-то не использует правило, он получает 0 баллов. А если он нарушает его бессознательно или осознанно, то зарабатывает по минус 2,5 балла соответственно.

Факторы разделены на 4 группы: мышление, природа человека, общество, экономика.

Таким образом, если человек соответствует всем критериям, он может получить индекс цивилизованности, равный 100. Указанные выше политики – Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард и Пак Чон Хи – имеют индекс около 80. Индекс президента России Владимира Путина – около 10.

Четыре составляющие индекса цивилизованности

1. Суть цивилизованности в мышлении состоит в использовании не только правил формальной логики, что большинство людей делать умеет, но и правил определения понятий (слов). Ведь чтобы логические рассуждения были верными, необходимо, чтобы определения были верными. Нецивилизованный человек, в отличие от цивилизованного, может вкладывать в свои слова то значение, которое хочет, что делает его рассуждения лишенными смысла.

Цивилизованность человека можно определять по описанным ранее двум правилам Фрэнсиса Бэкона, правилу Рене Декарта и правилу Жана Ленора Д’Аламбера. Правилам несколько сотен лет, а то и больше, и они хорошо известны, однако они нисколько не потеряли актуальность в наше время, так как подавляющее большинство политиков и чиновников их не использует.

Правила названы по именам ученых только ради удобства, а не для признания их авторства.

1.1 Первое правило Бэкона.

Надо стремиться использовать точные определения используемых в рассуждениях терминов.

1.2 Второе правило Бэкона.

Надо стремиться использовать те значения терминов, которые точно отражают природу рассматриваемых явлений, а не обыденные значения.

1.3 Правило Декарта.

При описании явления надо стремиться учитывать как можно более полный перечень факторов, влияющих на него.

1.4 Правило Д’Аламбера.

В условиях существования множества определений терминов, а также отсутствия их точной формулировки, надо указывать при выборе теорию, в которой это определение использовалось, а также тех ученых, кто это делал.

2. Цивилизованность человека в силу его природы можно охарактеризовать по его природными социально-психологическим качествам, основные их которых были описаны Федором Достоевским в романе «Преступление и наказание». На основе этого романа можно ввести 12 типов личности, которые по-разному вписываются в цивилизацию (см. «Социально-психологические типы личностей»), так как у них разная склонность соблюдать правила цивилизации.

2.1 В частности, по отношению к богатству можно выделить 4 типа: Разумихина, Лужина, Раскольникова и Свидригайлова.

Из них первые два – люди вполне цивилизованные, а два вторых – антицивилизованные. Цивилизованность людей типа Разумихина можно оценить 2,5 баллами, Лужина – 1,25 балами, Раскольникова – минус 1,25 балами, а Свидригайлова – минус 2,5 балов. Самое цивилизованное отношение к богатству у Разумихина – он хотел зарабатывать честным трудом, не забывая о других потребностях, то есть деньги ему нужны для жизни. Менее цивилизованное отношение у Лужина, который хотел накопить капитал для самого капитала и получения власти. Раскольников занимал нецивилизованную позицию, он хотел получить деньги за счет насилия, хотя и ради благих дел. А Свидригайлов – просто мошенник.

2.2 По отношению к здравомыслию также можно выделить 4 типа личности по именам литературных героев. Это Порфирий Петрович, доктор Ватсон (из рассказов о Шерлоке Холмсе), лесковский Левша и Лебезятников.

Степень их цивилизованности также оценивается показателями 2,5, 1,25, минус 1,25 и минус 2,5 балла соотвественно.

2.3 И по отношению к власти также можно выделить 4 типа: рыцарский, партизанский, анархический и авторитарный. И баллы у них такие же.

3. Цивилизованность человека в обществе можно охарактеризовать по его пониманию того, каким должны быть законы в обществе, и отношению к законам. Отличие цивилизованного человека от нецивилизованного в том, что первый понимает необходимость ограничения своей свободы в обществе, а также понимает, что главный защитник свободы гражданина – это государство. Цивилизованный человек понимает, что свобода и ее ограничение в обществе – это две части одной медали, не существующие отдельно друг от друга.

То есть нецивилизованный человек свободен – он может, допустим жить со своей женой, а может отобрать жену у соседа. Дикарь может подчиняться вождю своего племени, а может убить вождя и сам возглавить племя. Цивилизованный человек знает, что так делать нельзя, его свобода ограничена законами и общественным мнением, и если он хочет стать вождем или отбить жену соседа, то он должен действовать по некоторым правилам. Например, он должен вступить в партию, сделать политическую карьеру и победить на выборах.

Главное правило для цивилизационного человека это, разумеется, хорошо известный принцип, который даже зафиксирован в конституциях некоторых стран: свобода человека состоит в возможности делать все, что не причиняет ущерба правам (свободе) другого, основам основана на справедливости, а ее нравственную границу составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

Цивилизованность человека можно охарактеризовать с помощью конкретных правил, конкретизирующих этот принцип, которые были использованы Джоном Стюартом Миллем в книге «О свободе» (см. «Принципы настоящего либерализма»). Их там я насчитал 20, но для составления индекса цивилизованности можно использовать только основные. В России подобных взглядов придерживались Петр Струве и Евгений Примаков, но у Джона Милля они изложены, на мой взгляд, в более системном виде.

К ним можно добавить правила отношений государства с негосударственными институтами в обществе, которые были реализованы в западноевропейских странах после Второй мировой войны.

3.1 Каждый человек должен согласиться с некоторым ограничением его свободы государством в силу общественного договора или неизбежности, то есть исполнять определенные правила поведения по отношению к другим людям.

3.2 Свобода не применима как принцип при таком порядке вещей, когда люди еще не способны к саморазвитию путем свободы.

3.3 Исполнять правила поведения человека в обществе должен обязывать закон, а в тех случаях, когда они не могут быть предметом закона, общественное мнение.

3.4 Власть общественного мнения проявляется в виде правил, ограничивающих свободу человека, в рамках различных экономических институтов (нравственности, религии, идеологий, традиций и т. д.).

3.5 Государство обязано осуществлять самый бдительный надзор над тем, как человек пользуется властью, которой оно дозволяет ему иметь над другими людьми.

3.6 Государство должно обеспечивать возможность получения финансирования, в том числе и за счет бюджета, негосударственными общественными организациями, экономическими институтами и СМИ в объеме, обеспечивающее им возможность работы независимо от финансирования со стороны отдельных богатых людей и кланов.

3.7 Государство должно брать на себя управление социальными институтами, в тех случаях, когда люди в этих институтах не могут или не желают управлять ими так, как это требуется обществу (в соответствие с общественным договором и необходимостью для общества).

3.8 При решении вопроса об ограничении свобод надо выбирать меньшее из зол, то есть меньший вред, который будет нанесен обществу ограничением свободы той или иной группы людей, однако нарушение фундаментальных прав на жизнь и свободу даже ради самых благих целей недопустимо.

4. Цивилизованность в экономике состоит в том же, что и в обществе: в ограничениях, то есть правилах, которые добровольно готов соблюдать человек. Нецивилизованный человек думает, что свободный рынок – это когда экономическим субъектам предоставлена свобода хозяйственной деятельности, в то время как цивилизованный понимает, что свободный рынок – это когда экономические субъекты соблюдают множество правил, ограничивающих их свободу в хозяйственной деятельности, в целях обеспечения справедливой конкуренции и защиты интересов общества.

В сфере экономики наивысшего развития цивилизация достигла в обществах всеобщего благоденствия и равных возможностей, реализованных отчасти в США и Западной Европе после Второй мировой войны в рамках представлений о социальной рыночной экономике. Это сделали, в частности, такие политики как Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард, Пак Чон Хи. Они ввели целую систему запретов, направленных на ограничение власти в экономике (свободы) богатых людей и расширение свобод широких масс населения. Это и есть вершина цивилизации, поэтому по сравнению с ними фактически и определяется цивилизованность людей. В России подобную систему пытались внедрить Петр Столыпин в годы крестьянской реформы и Николай Бухарин в период НЭПа.

Более конкретно цивилизованность человека можно охарактеризовать по правилам, приведенным ниже, которые соответствуют социальной рыночной экономике. Часть из них также заимствована у Джона Милля.

4.1 Как можно больше сфер деятельности должно передаваться в частные руки, но не потому, что частники эффективнее (это часто не соответствует действительности), а потому что частная деятельность способствует формированию деятельных и честолюбивых членов общества.

4.2 Государство должно способствовать созданию возможностей для ведения частного бизнеса в условиях, свободных от несправедливой конкуренции и господства монополий, как можно более широким слоям населения – в целях удовлетворения врожденного у каждого человека чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода и влечение к продолжению рода.

4.3 Государство обеспечивает посредством установления законов перераспределение потоков финансов и ресурсов в пользу широких масс населения (среднего класса), от самого государства, монополистов и крупного капитала.

4.4 Государство должно обеспечивать своим гражданам права на полезную и хорошо оплачиваемую работу, на заработок, предоставляющий возможность нормально питаться, одеваться и отдыхать, на достойное жилище для каждой семьи, на необходимое медицинское обслуживание, на достойное образование.

4.5 Государство должно брать управление большими частными компаниями на себя в тех случаях, когда частное предпринимательство оказывается несостоятельной в управлении ими.

Зачем нужен индекс?

Руководствуясь указанными выше правилами, цивилизованный человек может решать проблемы, не впадая в софистику, он знает, в чем он свободен, а в чем его свобода ограничена, он умеет разбираться в людях и делать правильный выбор на выборах, он знает, как должны действовать экономические законы и действует в соответствие с ними.

Фактически цивилизованность, повторим, определяется в сопоставлении с такими людьми, как, в частности, руководители стран с разными историями и национальными традициями, обеспечившие их процветание: Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард и Пак Чон Хи. У них индекс составляет около 80 баллов. Для сравнения: индекс Владимира Путина находится на уровне около 10 балов, а у Александра Лукашенко и Владимира Зеленского он вообще в отрицательной области.

Таким образом, эффективность государственного управления, как и деятельность политиков и чиновников в значительной степени определяется степенью их цивилизованности. Поэтому если для них ввести в России новый вид профайлинга – отбор по индексу цивилизованности, это поможет сформировать национальную элиту, способную решать проблемы страны. Впрочем, это справедливо и для других государств.

Можно сказать, что речь идет об определении степени взрослости человека, о которой говорилось в программных документах партии «Новые люди». Ее организаторы считают, что в настоящее время в России много людей, которые достаточно взрослые, чтобы управлять самостоятельно, без ограничения их свободы со стороны центральных органов власти. Индекс цивилизованности как раз и позволяет оценить взрослость.

Владимир Тарасов.

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...