Главное отличие русской цивилизации от западной

8 646

Начал читать книгу Сергея Кара-Мурзы "Власть Манипуляции". Это не тот Кара-Мурза, который русофоб. Очень даже патриот.Книга написана академическим языком и не совсем просто даются некоторые моменты. Приходилось перечитывать и вникать. Но суть меня порадовала. Сначала определяется понятие манипуляции, как принуждения человека захотеть сделать то, что надо манипулятору. Это основа принуждения и подавления стада атомизированных личностей в гражданском обществе их пастухами. Нет насилия на физическом уровне, но есть насилие и принуждение на моральном уровне, которого вполне хватает, чтобы держать стадо под контролем. Индивиды, составляющие стадо, при этом думают, что они свободные люди.

При помоши отличия в средствах принуждения элитой, определяется отличие условно "демократического" (гражданского общества) от условно "тоталитарного" государственного устройства. Условно потому, что так они называются на языке манипуляторов (это замечание Бабая. В книге этого нет.)

Власть монарха или генерального секретаря нуждается в легитимации -- приобретении авторитета в массовом сознании. Отношения господства при такой власти были основаны на «открытом, без маскировки, императивном воздействии - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа - с использованием грубого простого принуждения». Иными словами, тиран повелевает, а не манипулирует.

 Этот факт подчеркивают все исследователи манипуляции общественным сознанием, отличая способы воздействия на массы в демократических и авторитарных или тоталитарных режимах. Вот суждения видных американских ученых:

 Специалист по средствам массовой информации З.Фрейре: «До пробуждения народа нет манипуляции, а есть тотальное подавление. Пока угнетенные полностью задавлены действительностью, нет необходимости манипулировать ими».

 Ведущие американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон: «Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие».

 Известный и даже популярный специалист в области управления С.Паркинсон дал такое определение: «В динамичном обществе искусство управления сводится к умению направлять по нужному руслу человеческие желания. Те, кто в совершенстве овладели этим искусством, смогут добиться небывалых успехов».

 Хотя идеология , эта замена религии для гражданского общества, возникла как продукт Научной революции и Просвещения, в Европе, главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием с самого начала стали США. Впрочем, они - порождение Европы (как говорили уже в XVIII веке, США - более Европа, чем сама Европа) Здесь, на пространствах, свободных от традиций старых сословных культур, возник индивидуум в самом чистом и полном виде. У «отцов нации» и состоятельного слоя Соединенных Штатов появилась острая потребность контролировать огромную толпу свободных индивидов, не прибегая к государственному насилию (оно было попросту невозможно и противоречило самой идейной основе американского индивидуализма). В то же время не было возможности взывать к таким этическим нормам, как уважение к авторитетам - США заселили диссиденты Европы, отрицающие авторитет. Так возник новый в истории тип социального управления, основанный на внушении. Писатель Гор Видал сказал, что «американскую политическую элиту с самого начала отличало завидное умение убеждать людей голосовать вопреки их собственным интересам».

 В целом, один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г.Шиллер дает такое определение: «Соединенные Штаты совершенно точно можно охарактеризовать как разделенное общество, где манипуляция служит одним из главных инструментов управления, находящегося в руках небольшой правящей группы корпоративных и правительственных боссов... С колониальных времен власть имущие эффективно манипулировали белым большинством и подавляли цветные меньшинства».

 Можно сказать, что американцы совершили научный и интеллектуальный подвиг. Шутка ли - создать в кратчайший срок новаторскую технологию управления обществом. То, что в других обществах складывалось тысячи лет, что в европейской культуре имело в своей основе уже огромные, обобщающие философские труды (такие как «Политика» Аристотеля и «Республика» Платона), в США было сконструировано на голом месте, по-новому, чисто научным и инженерным способом. Герберт Маpкузе отмечает это огромное изменение: «Сегодня подчинение человека увековечивается и pасшиpяется не только посpедством технологии, но и как технология, что дает еще больше оснований для полной легитимации политической власти и ее экспансии, охватывающей все сфеpы культуpы». Подчинение не посредством технологии, а как технология! Тиран создать технологию не мог, он всего лишь подчинял людей с ее помощью, причем используя весьма примитивные системы (топор и плаха - уже технология).

 В США создавалась именно технология, и на это работал и работает большой отряд обученных, профессиональных интеллектуалов. Г.Шиллер отмечает: «Там, где манипуляция является основным средством социального контроля, как, например, в Соединенных Штатах, разработка и усовершенствование методов манипулирования ценятся гораздо больше, чем другие виды интеллектуальной деятельности».

 Можно сказать: что в деле манипуляции специалисты США достигли совершенства - они обращают на службу правящим кругам даже те общественные течения: которые, казалось бы, как раз находятся в оппозиции к власти этих кругов. Известный американский ученый Ноам Хомский в книге «Необходимые иллюзии: контроль над сознанием в демократических обществах» пишет, что в течение 80-х годов правительству Рейгана и Буша в США удавалось проводить крайне правую социальную и милитаристскую политику при том, что в общественном мнении происходил сильный сдвиг в сторону социал-демократических принципов. При опросах подавляющее большинство поддерживало введение государственных гарантий полной занятости, государственное медицинское обслуживание и строительство детских садов, а соотношение сторонников и противников сокращения военных расходов было 3:1. Почти половина населения США была уверена что фраза «от каждого по способностям, каждому по потребностям» - статья Конституции США, а вовсе не лозунг из Коммунистического манифеста Маркса.

 Раз уж мы заговорили о демократии и тоталитаризме, надо на минуту отвлечься и выделить особый случай: что происходит, когда в обществе с «тоталитарными» представлениями о человеке и о власти вдруг революционным порядком внедряются «демократические» правила? Неважно, привозят ли демократию американские военные пехотинцы, как на Гаити или в Панаму, бельгийские парашютисты, как в Конго, или отечественные идеалисты, как весной 1917 года в России. В любом случае это демократия, которая не вырастает из сложившегося в культуре «ощущения власти», а привносится как прекрасный заморский плод. Возникает гибрид, который, если работать тщательно и бережно, может быть вполне приемлемым (как японская «демократия», созданная после войны оккупационными властями США). Но в большинстве случаев этот гибрид ужасен, как Мобуту.

 Для нас этот вариант важен потому, что вот уже больше десяти лет проблема демократии и тоталитаризма стала забойной темой в промывании наших мозгов. А в действительности мы, даже следуя логике наших собственных демократов, как раз получаем упомянутый гибрид: на наше «тоталитарное» прошлое, на наше «тоталитарное» мышление наложили какую-то дикую мешанину норм и понятий (мэры и префекты вперемешку с Думой, дьяками и тысячью партий).

 Итак, Россия никогда не была «гражданским обществом» свободных индивидуумов. Говоря суконным языком, это было корпоративное, сословное общество (крестьяне, дворяне, купцы да духовенство - не классы, не пролетарии и собственники). Мягче, хотя и с насмешкой, либеральные социальные философы называют этот тип общества так: «теплое общество лицом к лицу». Откровенные же идеологи рубят честно: тоталитаризм. Как ведут себя люди такого общества, когда им вдруг приходится создавать власть (их обязывают быть «демократами»)? Это мы видим сегодня и поражаемся, не понимая - народ выбирает людей никчемных, желательно нерусских, и очень часто уголовников. Между тем удивляться тут нечему. Этот архетип, эта подсознательная тяга проявилась уже в начальный момент становления Руси, когда управлять ею пригласили грабителей-варягов.

 Русскому человеку жалко своих ставить на такую неблагодарную работу.

Интерсно высвечены слабые стороны условного "тоталитаризма" и условной "демократии".

Условный "тоталитаризм" невероятно устойчив, когда удары наносятся всем или большей части общества. На этом Евросоюзы Наполеона, Гитлера, крестоносцев потерпели поражение, просчитавшись. 
Сегодня носители условной "демократии" поражены устойчивостью России к ударам. Они не понимают, что удар по России извне залечивает внутренние противоречия и мобилизует народ на защиту Отечества.

Спад в 1% на западе -- уже кризис, который резко меняет поведение обывателя. Даже если его лично кризис не коснулся и разорение не грозит. Если же кризис зацепит его, то происходят просто невероятные превращения. Во время Великой Депрессии множество разорившихся бизнесменов кончали жизнь самоубийством. В России совершенно иная реакция.

 Зато традиционное общество исключительно хрупко и беззащитно против таких воздействий, к каким совершенно нечувствительно общество гражданское. Достаточно заронить в массовое сознание сомнение в праведности жизни, организованной в идеократическом обществе, или праведности власти в государстве, все устои политического порядка могут зашататься и рухнуть в одночасье. Об этом - «Борис Годунов» Пушкина. Об этом писали в «Вехах» раскаявшиеся либеральные философы после опыта революции 1905 года. Да и вся драма второго акта убийства Российской империи, уже в облике СССР, у нас перед глазами.

 Идеократическое общество - сложная, иерархически построенная конструкция, которая держится на нескольких священных, незыблемых идеях-символах и на отношениях авторитета. Утрата уважения к авторитетам и символам - гибель. Если противнику удается встроить в эти идеи разрушающие их вирусы, то победа обеспечена. Отношения господства с помощью насилия спасти не могут, ибо насилие должно быть легитимировано теми же самими идеями-символами.

 Гражданское общество, состоящее из атомов-индивидуумов, связано бесчисленными ниточками их интересов. Это общество просто и неразрывно, как плесень, как колония бактерий. Удары по каким-то точкам (идеям, смыслам) большого ущерба для целого не производят, образуются лишь локальные дырки и разрывы. Зато эта ткань трудно переносит «молекулярные» удары по интересам каждого (например, экономические трудности). Для внутренней стабильности нужно лишь контролировать «веер желаний» всей колонии таким образом, чтобы не возникало больших социальных блоков с несовместимыми, противоположными желаниями. С этой задачей технология манипуляции сознанием справляется. А борьба по поводу степени удовлетворения желаний вполне допустима, она суть общества не подрывает.

 Это - фактическая, инструментальная сторона дела. Здесь спорить особенно не о чем. Иное дело - оценки идеальные, вытекающие из этических ценностей. Здесь взгляды диаметрально противоположны.

Нашел электронную версию:
http://www.kara-murza.ru/books...


Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
  • России демократия в высших эшелонах власти исторически противопоказана. Демократия у нас прочно ассоциируется с безвластием. Самые худшие времена в стране наступали именно при попытках коллективного управления. Семибоярщина и Семибанкирщина тому пример.
  • Годное замечание, действительно многое объясняет и освещает... Светит, значит. А еще должен сказать, что признавая сословность России, СССР и даже нынешнего больвистско-капиталистического ее образца и строя, прихожу в недоумение (отчаяние даже) по поводу невозможности и неосуществимости развития страны в направлении гражданского общества, которое единственно, на мой взгляд, способно сдвинуть решения властной верхушки в ПОЛЬЗУ граждан, а не в карман еврейско-нацменским олигархам (в большинстве своем удравшем фактически в стан врагов). Не получается у нас заставить Пу делать работу в пользу России, он гребет на своей "галере" только для доходной части далеко уже не русских людей. И это - кошмарно выглядит, даже слегка безнадежно страшновато. Вот.
  • "как говорили уже в XVIII веке, США - более Европа, чем сама Европа" - так и есть. Отрыжка Британии превзошла свою прародительницу, хотя среди всех европейских стран именно Британия была коварной. Американская закулиса не только американцев погрузила в матрицу, но и весь мир. Даже у нас многие уверены, что Трамп - Герой без страха и упрека, борющийся с глобализмом, чтобы нам сделать красиво. Для этого и начался в США цирк с конями, где американские клоуны убеждали, что это Кремль выбрал Америке Трампа. Да и у нас масса пропагандистов, которые в каждой статье превозносят Трампа, заявляя, что он наш агент. Американцы очень многим перевернули реальную картинку с ног на голову, поэтому они виртуальность воспринимают как реальность. Черное для них стало белым, а белое - черным.
  • Поманипулировать в России не получается. Морды манипуляторов примелькаются и их начинают бить. И статейка эта манипулятивная то же мимо кассы. Особенно хорош пассаж про варягов. Он мягко ложится в канву наглосаксонских манипуляций чуть ли не допетровских времён. Короче надо чёнить посвежее чем эта замшелая муть...