Лесо-Кяфарь: город-призрак в горах Карачаево-Черкесии

1 3821

Лесо-Кяфарское городище, пожалуй, самое загадочное место в Карачаево-Черкесии. Руины средневекового аланского города занимают около 40 гектаров в седловине высокогорного ущелья. Обычные туристы сюда заезжают редко, зато его облюбовали паломники, верящие в мистическую и даже целебную силу вековых усыпальниц — дольменов. Для жителей ближайшего населенного пункта такое соседство неожиданно обернулось небольшим туристическим бизнесом и уже превратилось в главное средство выживания.

Возвращает любимого, лечит от варикоза

Крошечный хутор Лесо-Кяфарь, расположенный в 10 километрах от городища, — место по-настоящему глухое. Постоянно в нем проживают около 40 человек. Местные жители стирают белье в реке, а некоторые покупают лошадей вместо машины: выходит дешевле.

Оживает хутор в мае: в свои летние дома приезжает несколько десятков дачников, некоторые едут даже из Ростова-на-Дону и Москвы. Но самое главное, поселение заполоняют многочисленные паломники, или, как тут их прозвали, «эзотерики», желающие поклониться древним усыпальницам — дольменам. Специально для этих гостей на хуторе, где нет ни магазина, ни почты, отстроили четыре частные гостиницы.

Одна из них расположена еще на въезде в поселение. Необычное здание, с ярко желтой крышей, как будто нарочно сделано, чтобы привлекать внимание людей. Как уверяют местные жители, просто так в этой гостинице не поселишься: ни в каких путеводителях она не значится и открывается только «для своих». Но средняя цена за номер им известна — 750−800 рублей.

Паломники приезжают на хутор небольшими группами. Живут скрытно — с местными общаются мало, с журналистами не общаются вовсе. У каждой группы свой духовный пастор, который водит их по городищу, а у пастора — своя теория о происхождении этого места, свои легенды. Многие из них придумываются буквально на ходу: мол, этому камню нужно помолиться, чтобы прошло бесплодие, вон тот — возвращает любимого, третий — лечит от варикоза. Местные жители только пожимают плечами, но необычным гостям скорее рады: все-таки прибыль и развлечение.

Как добраться
Городище Лесо-Кяфарь находится в 50 километрах от курорта «Архыз», а дорога из Пятигорска займет около трех часов. Сначала полтора часа по трассе А165 до Черкесска, а потом еще столько же до самого хутора. Ближайший к хутору относительно крупный населенный пункт — станица Сторожевая. Имейте в виду, что от станицы до хутора добраться можно только на личном автомобиле. Общественный транспорт туда не ходит уже несколько лет. Основную часть пути вполне осилит и легковушка, а вот от хутора до самого городища придется ехать на внедорожнике: дорога пролегает через пересеченную местность и горные реки. К счастью, местные жители охотно подкинут вас на стареньком уазике. Буквально пять километров пути, еще один — пешком (там уже никакая машина не проедет), и вы на месте.

Руины Царства аланов

Лесо-Кяфарское городище располагается в седловине хребта между реками Кяфар и Кривая. На его внушительной территории — около 40 гектаров — разбросаны фрагменты стен, храмов и захоронений, вскрытых и разграбленных в разные годы.

Первое, что мы увидели, добравшись до места, были массивные плиты песчаника, местами гладкие, местами покрытые мхом. На них при более тщательном рассмотрении обнаруживались едва заметные изображения животных и людей. А поверх рисунков — нацарапанные кресты.

— Перед нами фрагменты оборонительных сооружений, в частности стены, которые защищали древний город от чужаков, — пояснил младший научный сотрудник института археологии Академии наук РФ Онгар Чагаров, который согласился устроить для нас экскурсию. — Выше вы можете видеть элементы улочек, вымощенных камнем, части жилых помещений, в том числе многокомнатных.

Могил и склепов в городище настолько много, что кажется, будто это одно огромное кладбище, поросшее вековым лесом. Даже в солнечную погоду здесь царит полумрак и прохлада, что придает месту особую загадочность. Прогулке по окрестностям древнего города можно легко посвятить целый день. Главное — не заблудиться.

— Опираясь на доступные нам исследования, можно предположить, что наиболее яркий период в истории Кяфарского городища приходится на время массового распространения христианства, то есть на X-XII века, — говорит ученый. — Предполагается, что городище просуществовало до конца XIV века, когда на Кавказ пришел великий завоеватель Тамерлан, беспощадно уничтожавший не только отдельные народы, но и целые цивилизации.

По основной версии ученых, тут была резиденция Дургулеля Великого — правителя Аланского царства, жившего в XI веке. Есть также свидетельства того, что тогда же через город проходила одна из веток Великого шелкового пути.

По словам эксперта, о связи Кяфарского городища с аланским государством также свидетельствует неплохо сохранившаяся мощеная каменная дорога, соединяющая Лесо-Кяфарь с останками другого древнего аланского города в поселке Нижний Архыз.

Кяфарь — город неверных

Наука заинтересовалась Лесо-Кяфарским городищем еще в середине XIX века. Первое печатное упоминание о нем относится к 1860 году. Тогда в первом номере «Военного сборника» вышел очерк за подписью русского ученого и генерала от инфантерии Дмитрия Анучина. В нем он коротко упоминает о «развалинах большой колонии на Кяфаре» с множеством «различных статуй и фигур, высеченных на камне», а также с большим зданием, стены которого, «по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц, рыб».

Вслед за Анучиным в Лесо-Кяфарь приезжали разные знаменитые историки и археологи XIX века. В советские же годы (1953−1954 гг.) там работала экспедиция Пятигорского государственного пединститута.

Впрочем, местные жители знали о древностях задолго до ученых. Именно захватившие земли мусульмане и дали реке (а вслед за ней и городищу) название Кяфарь — от арабского «кяфир», то есть «неверный, немусульманин». Объясняется это тем, что в долине реки они находили камни с выбитыми на них крестами, а также с запрещенными в исламе изображениями людей и животных.

Места паломничества: дольмены и «Скала советов»

Пройдя дальше в глубь леса, мы находим развалины храмового комплекса. А чуть поодаль — предположительные фрагменты городского кладбища. Всего археологи обнаружили в Лесо-Кяфаре более 150 могил, которые по иронии судьбы сохранились лучше, чем жилые сооружения. Именно это место и есть центр притяжения большинства местных «эзотериков».

— Погребения в древнем городе совершались четырьмя основными способами, — говорит Чагаров. — В каменных ящиках, в подземных каменных гробницах, в наземных склепах и в так называемых дольменообразных склепах, которые практически являются уменьшенными копиями дольменов эпохи бронзы.

Дольмен — это камерная гробница, состоящая из пяти каменных плит: четырех стен и крыши. В передней плите, как правило, сделано небольшое круглое отверстие. Дольмены, обнаруженные на западном Кавказе, датируются эпохой бронзы (III-II века до нашей эры).

Ученые долго спорили, настоящие это дольмены или нет. Одни предполагали, что настоящие: просто аланы использовали эти древнейшие усыпальницы, созданные еще до нашей эры, повторно. Другие, наоборот, уверяли, что это средневековый «новодел». В итоге вторая версия победила, и ученые сошлись на определении «дольменообразный склеп». Всего было обнаружено 13 таких усыпальниц.

Самый известный из них (выразительный, крупный и с большим количеством рисунков) был вывезен с Кяфаря в 1950-е годы и до наших дней экспонируется во дворе Ставропольского музея-заповедника. Именно он считается усыпальницей Дургулеля Великого.

Еще одно излюбленное паломниками место — «Скала советов», вероятно названная так с легкой руки известного специалиста по средневековой истории Кавказа Владимира Кузнецова. В 1950 годах он руководил археологической экспедицией на Кяфаре и неоднократно осматривал городище в одиночку.

В своих трудах он подробно описывал массивную скалу, расположенную в центральной части городища и сохранившуюся до сих пор. К ее вершине ведет выбитая в камне лестница, а на самом верху расположена ровная площадка с видом на реку. Ученый полагает, что это место в древности имело особое общественное назначение.

Он писал: «На этой площадке что-то происходило: может быть, совершались языческие культовые действия, приуроченные к большим праздникам, на „столе“ приносились жертвы, а на „столбе“ разжигали огонь, посвященный древнему богу огня и солнца. А может быть, здесь собирались на совет старейшины и решали самые насущные вопросы жизни, вершили суд, а осуждённых на смерть сбрасывали со связанными руками в кипящий внизу Кяфар? Безжалостное время лишило нас каких-либо видимых доказательств, и теперь мы можем только гадать».

С тех пор место обросло различными легендами, а местные гиды охотно водят сюда паломников.

«Нашел пояс и променял на водку»

Удивительно, что еще полвека назад ученые описывали городище совсем иначе. В XIX веке здесь видели целые улицы и дома, в XX — полутораметровые стены. Сейчас же от него остались только руины, в которых сложно угадать очертания древнего города.

Как полагает Кузнецов, городище особенно пострадало в 1843 году, когда русские солдаты брали отсюда камни для постройки Надежинского укрепления, рядом с которым позже и выросла станица Сторожевая.

Хуторские жители растащили часть древних плит — их до сих пор можно увидеть в некоторых дворах Лесо-Кяфаря. Когда на казачьем сходе в станице Зеленчукской в середине 1920 годов решили осваивать новые земли в районе Лесо-Кяфарь, для переселенцев развалины древнего города оказались отличным строительным материалом. Об исторической ценности никто тогда явно не думал.

— Наш отец был егерем и много всего рассказывал про эти места, — говорит местная жительница Елена, согласившаяся провести нам экскурсию по городищу. — Помимо официальных экспедиций здесь все время ловили «черных копателей». Но за всеми не уследишь, тем более повсюду какие-то древности, стоит только под ноги посмотреть. У нас на хуторе жил один старик, любил выпить. Так вот он постоянно что-то рыл. И однажды «нарыл» красивый женский пояс, очень похожий на серебряный. Он разобрал его на части и поменял на водку. Думаю, это была не единственная его находка…

По иронии истории, соседство с канувшим в лету древним городом — единственное, что поддерживает жизнь в хуторе до сих пор. В Лесо-Кяфаре нет никаких общественных учреждений: закрыли магазин, почту. Нет аптеки и школы. Во всем хуторе два школьника — их возят на занятия в Сторожевую.

Подробности на сайте

Смотрите также:

Самое «злое» ущелье Домбая

«Я арктические льды ненавижу, это мой враг»

Храмы древнего царства




«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • "Руины средневекового аланского города" Может быть жили там и аланы, но аланский центр был в Нижнем Архызе. Кяфарское городище более древнее, со своей особой культурой. Хотя бы те же дольмены говорят об этом. По некоторым признакам там до сих пор живут духи не нашей цивилизации. Духи мощные и с ними нужно обращаться с уважением и почтением. Могут быть проблемы, если проявить неуважение.. Наши учёные вряд ли могут объяснить эту культуру. Слишком далеко корни, да и не очень верят во всё это. Думаю, духи могут идти на контакт, но только с подготовленными людьми. А готовность человека они чувствуют...