ЗНАМЯ И ЗНАМЕНИЕ ГРЯДУЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

1 329

В канун 800­летия святого благоверного великого князя Александра Невского мы с протодиаконом Владимиром ВАСИЛИКОМ, доктором исторических наук, доцентом СПбГУ, беседуем об этом величайшем из правителей Земли Русской.

Что для нас сегодня фигура Александра Невского? Это только историческая реликвия, образ славной, но безвозвратно ушедшей эпохи? Или его дело живёт по-прежнему?

— Вопрос действительно глубокий. Является ли Александр Невский реликтом прошлого или знаменем будущего? Я бы сказал: безусловно, и тем, и этим! Вы, конечно, знаете, как Александра Невского мобилизовали в Великую Отечественную войну и даже перед ней, — потому что ведь фильм «Александр Невский» был со­здан в 1938 году, как и знаменитая поэма Симонова «Ледовое побоище», а эти произведения готовили русского человека к грядущим боям. И слова генералиссимуса Сталина: «Под знамёнами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова — вперёд, к Победе!» — естественно, обладали громадным значением для русского человека.

Безусловно, и сейчас Александр Невский — знамя и знамение грядущей нашей победы над безбожным и антихристианским Западом. Всё повторяется: и «Дранг нахт Остен», и наше неразумие, и наша разобщённость… Как тогда, в XIII веке, так и сейчас агрессия Запада сама по себе неостановима. Её остановить можно только железной волей, железным мечом и железным щитом. Если сейчас не остановить все эти западные провокации с коронавирусом, не остановить западную агрессию у наших рубежей, американские танковые дивизии в Польше и Прибалтике, не сказать им властное «нет» — мы погибнем. И для этого нам нужен новый Александр Невский.

Необходимо понять, что Александр Невский — это не только воин. Это вождь Земли Русской, это человек, которого слушались и Киев, и Суздаль, и Владимир, и Новгород. Это человек, который после многих веков княжеского своеволия и междоусобицы, после вечевой вольницы смог хоть на время, но спаять землю воедино своей железной волей. Князь Александр Невский как подлинный вождь, как единый правитель Земли Русской, безусловно, востребован в наше время. В наше время демократического размягчения мозгов, когда никто никого не слушает и никого не слушается, время раздрая и развала, когда правят олигархические кланы, когда губернаторы на местах творят что хотят, когда ветви власти борются между собою, когда в судах неправосудие, — нам нужен Александр Невский.

И ещё одно измерение, которое не до конца востребовано, —

его слова: «Не в силе Бог, а в правде». Это его стремление свершать правду Божию на всякое время, оно в высшей степени нужно сейчас, когда власть неправедна, когда власть коррумпирована, когда власть развращена лёгкими деньгами. Его образ — праведного воителя и праведного правителя — в высшей степени востребован.

И поэтому Александр Невский — это образ нашего будущего, задача для России на 20-е и 30-е годы XXI века.

Но ведь новый Александр Невский не спустится с небес по нашему заказу… Он нужен, необходим… Но откуда его ждать?

— Понятно, что наша чиновничья среда развращена, а военная — деморализована. Понятно, что временами наши военные производят впечатление малодушных людей, которые интересуются только новыми звёздочками на погонах и жалованьем. О чиновничестве я не говорю: оно развращено до поросячьего визга.

Что касается церковной среды, то после многих лет успешного менеджерства, после проповеди так называемого миссионерства, после флирта с католическим и протестантским миром, после игрищ всевозможных кураевых, плясок пусек, литургических и миссионерских экспериментов наша Церковь также страшно ослаблена. Но на Церковь нашу — единственная надежда! Надежда на церковных людей, на сильных, благочестивых мирян, на мирян из воинского сословия и на воителей духа. Их не много. Их сегодня прессуют, их шельмуют, им не дают места, но тем не менее они есть. И хочется надеяться на то, что союз между Церковью и православным воинством, привлечение в Церковь здорового офицерства, здорового воинского сословия даст свои результаты: из этой среды выйдет новый Александр Нев­ский, который будет, согласно пророчествам Оптинских старцев, человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. И надо молиться, чтобы Господь его прислал. На сегодняшний момент мы такого не имеем. Если нас поздравляют с Пасхой, даже не смея сказать «Христос Воскресе!», если глава государства самоизолируется от Бога и от людей, дозволяет своим нукерам безчинствовать, не пуская народ в храмы… О чём тут можно говорить? Нам просто необходим новый Александр Нев­ский. И веруем, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам верующих людей призовёт его.

Всё-таки Александр Нев­ский велик не только своим воинским гением, но и тем, что он был мастером разумного компромисса. С Батыем-то он договорился!.. В какой степени эта его способность сейчас своевременна?

— Я бы сказал следующее: Александр Невский был человеком, очень хорошо чувствующим волю Божию и понимающим главный вектор опасности.

Есть ли у нас возможность найти сейчас какого-то восточного… Батыя не Батыя, но некую силу, на которую можно было бы опереться?

— Но вы не понимаете: на Батыя опираться было невозможно! Князь Александр не опирался на него, а пытался не ссориться с ним. У Батыя были совершенно хищнические интересы. Как он прошёлся по Руси — не приведи Господь! Пепелища Рязани, Козельска, Москвы и многих других городов говорят сами за себя. Владимир-Волынский после нашествия Батыя весь был наполнен трупами, так что въехать в него было невозможно. Та же картина была во многих других городах.

Если же говорить о современном «Батые», на роль которого сейчас претендует Китай, то напомню только три факта. Почему монголы так ненавидели Китай? Войска империи Чжурчженей (это Северный Китай) выходили в начале XII века каждый год в Великую степь и занимались политикой сокращения совершеннолетних, то есть убивали всех, кто достигал чеки колеса тележного (примерно полтора метра). Оставляли только младенцев. Второй факт: в Китае существовало 249(!) видов смертной казни, таких, о которых я даже не буду рассказывать нашим дорогим читателям, чтобы не вызывать рост сердечно-сосудистых заболеваний. И наконец, третий: когда в 1991 году в СПбДА приехала китайская делегация, то её глава походя сказал, как само собой разумеющееся: «Мы ассимилируем даже евреев!» Так что по сравнению с Китаем даже Батый выглядит гуманистом. Тем паче что так называемое монголо-татарское нашествие было на самом деле монголо-китайское. Без китайских осадных машин, без китайских военных советников, без китайских мудрецов, которые создали монгольское государство, монголы ничего не смогли бы сделать.

Поэтому нам не надо искать нового Батыя и не надо шибко полагаться на союз с Китаем. У Китая свои интересы. Тем паче что китайцы нас глубоко презирают, причём есть за что.

Мне вспоминается, как китайская делегация приехала в Волгоград. Экскурсовод с большим энтузиазмом рассказывал им о подвигах защитников Сталинграда — о настоящей нашей славе. И вдруг глава делегации спрашивает: «Простите, а вы про какой город нам рассказываете?» — «Про Сталинград…» — «Но мы же находимся в Волгограде?..» Экскурсовод, краснея и запинаясь, начинает рассказывать историю переименования… Выслушав его с каменным лицом, глава китайской делегации деликатно, но тонко заметил: «Вы слишком вольно обходитесь со своим прошлым».

Так вот, исходя из всего этого, ни на какого «Батыя» нам надеяться нельзя. Надеяться надо на Бога и на те силы, которые нам посылают. Есть очень глубокие слова в молитве главопреклонения вечерни: «Не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе заступления». Тем паче что, по большому-то счёту, Орда сейчас расположена не в Китае. Орда расположена в Вашингтоне. А ещё точнее — в транснациональных корпорациях, которые при случае не прочь уничтожить и Америку, лишь бы царствовать над всем миром.

Ну, с ними, я думаю, никакой Александр Невский не договорится…

И не нужно с ними договариваться. С ними разговор возможен только на льду Чудского озера. Тут противостояние насмерть. Сейчас нам нужно понять, что вследствие нынешней так называемой эпидемии может последовать вполне реальная эпидемия голода, а затем и эпидемия чумы, холеры и так далее… Мы встретились с отморозками, которые жаждут всемирной власти над каждым государством, над каждым человеком, над каждой душой человеческой. И они не остановятся, пока не добьются своего, — или если их не остановят, если не появится такая сила, которая может сказать им властно «нет!». А этой силой, судя по мировому раскладу, может быть только Россия.

Последний вопрос — о святости Александра Невского. Я помню недавние споры о святости Александра Суворова… Православные историки спорили, обсуждали и сошлись на том, что Суворов был великим русским полководцем, и это уже само по себе очень славное звание. Зачем ему ещё нимб? Так вот, зачем Александру Невскому — великому полководцу, дипломату, правителю — нимб?

— Я лично считаю, что А.В.Суворов был действительно святым человеком… Но вот с Александром Невским всё, несомненно, глубже. В Александре Невском, помимо праведности обычного русского человека, есть некая мистическая глубина, удивительно притягивающая, удивительно покоряющая. Эти его слова перед Невской битвой: «Не в силе Бог, а в правде…» — это подлинная высота постижения воли Божией. А его слова на льду Чудского озера: «Боже, рассуди меня с этим языком высокоглаголивым, и помоги мне, как помог Ты праотцу нашему на Святополка Окаянного». Это такая глубина видения судеб Божиих, видения Страшного суда и видения битвы как Суда Божия, — совершенно непостижимая для обычного человека. Святой князь Александр Невский был истинным духоносцем!..

И поэтому вместе с сиянием воинского подвига святого благоверного князя Александра Невского окружает сияние его личной святости. Князь Александр проявил подлинное исповедничество перед Богом. Он жил Христом — и Христос помогал ему. Александр Невский был истинным крестоносителем. Он был страшно одинок, даже собственные дети предавали его. Его не понимали современники — но зато поняли потомки. Как возгласил митрополит Кирилл Киевский: «Чада! Солнце Земли Русской закатилось!» И народ возопил: «Уже погибаем!» И когда князь своей десницей приял из гроба разрешительную грамоту, это лучше, чем что-либо другое, сказало о его святости.

И я не скажу, что сияние воинского подвига для него достаточно, — нет! Он был и оставался святым человеком — каждый час и каждый день своей жизни.

Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас, моли Бога о России, чтобы выстоять ей во всех нынешних и грядущих испытаниях!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН 


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить
  • :collision: :raised_hand: