Пять лет тому назад произошло невероятное: выломанные двери и огромные очереди на морозе. Это о последних днях работы выставки Валентина Серова в филиале Третьяковской галереи.
То, что экспозиция вызовет такой ажиотаж, вряд ли можно было предвидеть. Самое последнее и невероятное – новость о том, что желающие попасть на выставку по электронным билетам, купленным заранее, устроили потасовку и выломали дверь.
Душа России отворилась снова.
Наперекор подделке и дешёвке
Восстал народ и валит на Серова,
И двери вышибает в Третьяковке.
На ясный свет, как после карантина,
На чистый воздух, выдохнув потёмки, –
Идут смотреть на вечные картины
Таланту благодарные потомки.
«Медвежий край…» и – гениальность вкуса!
И Запад… с однополыми задами.
Народ России тянется к искусству
Пугающими мiр очередями.
Топча обрывки пошлых валентинок,
Кончитных шмоток, хеллуинских бантов,
Идёт народ за русским Валентином
В Российскую Империю Талантов.
У нас трещат морозы от восторга,
И снегопады стелются до хруста.
Идёт на запад с русского востока
Величие безсмертного искусства.
Один из комментариев той поры:
Люблю мою страну! Ну, где ещё увидишь таких чокнутых (в хорошем смысле этого слова) людей, которые в праздники, на холоде будут стоять в очереди в музей или галерею!
Побольше бы таких новостей.
Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.
Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.
Счастливая судьба у этой картина. Написал её художник в самом начале своего творческого пути: ему не было ещё и 22-х, а стала она, одним из самых узнаваемых полотен в его творчестве. Можно сказать, визитной карточкой.
ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ
Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело её занятье – жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.
Она и впрямь любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.
Она кричит: «Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!»
Художник строго говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, – вседенно.
Меж тем он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке –
его усердной кисти мастерская!
А девочке смешно, что ревновал
угрюмый мальчик и молчал сурово.
Москву давно волнует Ренуар,
Абрамцево же влюблено в Серова.
Он – Валентин, но рекло он отверг
и слыл Антоном в своеволье детства.
Уж фейерверк, спех девочки – наверх:
снять розовое, в белое одеться.
И синий бант отринуть до утра,
она б его и вовсе потеряла,
он – надоел, но девочка – добра
и надеванье банта повторяла.
Художника и девочки — кумир:
лев золотой, Венеции возглавье.
Учитель Репин баловство корил,
пост соблюдая во трудах, во славе.
А я люблю, что ей суждён привет
модистки ловкой на мосту Кузнецком.
…Ей данный вкратце, иссякает век.
Она осталась в полдне безконечном.
Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор скрывает озорство,
несведущее в скуке и безсмертье.
Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Момонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.
Оценили 5 человек
12 кармы