Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием. Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гонконгом, всё могло быть иначе.
Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень, и железо, и при этом не тупятся и не ломаются. Еще бы! Если судить по дешёвым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь где-нибудь на задворках Бронкса.
Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее... Как ни старайся, а законы природы пока никому не удалось изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения. Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!
Считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть поданы не менее помпезно. А чем хуже русские казаки, мадьяры...
Я отвлёкся, но, будучи сам увлечён японскими мечами, вижу распространённое наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.
Большинство иллюзий в отношении японского меча вызваны катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. Чтобы понять феномен японского меча – столь важного элемента духовного мира японцев, нужно потратить много времени на изучение восточной культуры, познакомиться с основами японского языка, иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма, конфуцианства, пройти курс молодого бойца в школе кэндо, провести хотя бы месяц в Японии (желательно вне Токио), а также получить представление о чайной церемонии, японской поэзии и живописи. Выполнить это всё сложно, но проблема в том, что Восток очень далёк от западного сознания, и чтобы его понять, требуется реальное погружение в восточную культуру. Вот поэтому на Западе столь живучи иллюзии в отношении многих аспектов восточной жизни.
Встречаются выдающиеся экземпляры японских мечей, как с позиции значимости в истории искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции возраста изделий, которым не одна и не три сотни лет. Вместе с тем, большая часть японских мечей–вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью.
Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, нет ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. В одной из японских книг говорится о том, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье – нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всём мире.
Творчество японских кузнецов окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику в которых подчас невозможно обнаружить. Например, говорят, что один клинок эти кузнецы ковали по пять лет, поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жёны, чтобы прокормить ораву детишек? Значит, их мечи были очень дорогие. Значит самураи были очень богатые. Богатых самураев было много и всем им было необходимо по два меча, значит и кузнецов было очень много. В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего подобного.
В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы. Они искали покровительства у влиятельных персон и работали на них день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и никто содержал бы армию кузнецов, работавших столь медленно. Да и работать над клинком пять лет невозможно – «уморишь» сталь, выгорит из неё весь углерод, кочерга получится. Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (XIV в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одному клинку в год, это уже много.
На самом деле клинок куётся за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы было побольше молотобойцев, да помощников. Правда, от всей этой спешки падает качество, что, кстати, регулярно имело место. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!
Теперь – о рубке железных оград и каменных столбиков.
Есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечом ствол пулемёта. Говорят, что кузнец Котэцу мечом отколол кусок каменного столба, а другой мастер перерубил своим мечом железную цепь на дверях храма.
Однако это нетипичные явления – исключения, лишь подтверждающие правило. Типичным способом испытания мечей была рубка рисовой соломы, вымоченной в воде и свёрнутой в рулоны (рядовому фехтовальщику этого было достаточно, чтобы сломать рядовой некачественный меч). Высококачественные мечи проверялись рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов. Что касается перерубания пулемётного ствола, то сделано это было с единственной целью – поднять боевой дух солдат, которые этот фильм смотрели. Очень хочется знать, что стало с клинком того меча?
Уместно упомянуть следующее – хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку, как правило, перепоручали специалистам.
Это как боксёр – на кулаках дерётся, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Твёрдость японских мечей составляет 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закалённого лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко твёрже их на пять единиц и при этом не столь хрупки.
Перейдем к декору японских мечей.
Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются. Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию. Но больше всего удивляет манера оплетения рукоятей шёлковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь – многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть тесьму на себя, как эта труха рвется. Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. Тоже было и с ножнами, которые неоднократно делались к одному и тому же мечу. Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа,– пришёл и посмотрел,– вот они, под стеклом, когда-то в Венеции или Милане рукояти были изящно обвиты серебряными косичками. Так и сегодня лежат.
Большое поле для критики предоставляют рассуждения о мистике в ковке мечей. Тут присутствуют и сложные обряды, и амулеты, и запреты и многое другое. Методики типа «ковка на северном склоне лысой горы ранней весной в полнолуние месяца кролика после третьего крика беременной кукушки с последующей закалкой в крови двухлетнего медвед -девственника с голубыми глазами» производят сильное впечатление на западных любителей восточной экзотики. Не знаю, как часто в Японии встречаются медведи с голубыми глазами, но кукушки там точно есть, как и амулеты кузнецов, с помощью которых последние настраивались на особый лад. Этой цели служило и половое воздержание. Кстати, если ковать один клинок по пять или хотя бы по одному году, и соблюдать целибат – это разве жизнь!?
Слава Богу, Японию обошла стороной слава закалки клинка в теле раба или свиньи. Рабов в Японии не было, а свиньи были, но ни одна порядочная хрюшка не позволила бы засовывать себе под хвост раскаленный клинок, и брыкалась бы до последнего вздоха, а клинок должен был получиться ну очень кривой. Но это уже к бредовым измышлениям европейцев относительно традиции оружейной ковки на Ближнем Востоке...
Оценили 69 человек
77 кармы