Как говорил классик, в России есть две вечные беды - дураки и дороги. Слава Всевышнему, проблемы сии в настоящий момент если и не решены, то, по крайней мере, подморожены - дороги вроде делать научились, с дураками вроде начали бороться. А так как свято место пусто не бывает, на их место пришли две новые - футбол и культура.
Спортивные вопросы обсуждать уж точно не со мной, и уж точно не здесь - если я в чем и разбираюсь, так это в спортивной стрельбе из пистолета, а здешний люд вряд ли поймет меня, если я начну обсуждать здесь тонкости тактических схем Станислава Черчесова. Другой вопрос - культура.
Осенью, помнится, я разродился статьей, посвященной критике русских режиссеров и чинуш из МинКульта, что упорно не хотят пользоваться огромным количеством великолепных сюжетов из русской истории. Сбылась мечта идиота - меня услышали (конечно, я шучу, эти "шедевры" были к этому моменту уже на финишной прямой). Осенью на телеэкраны вышел сериал "София", который запомнился мне лишь офигительным мемом про "ересь новгородствующих", который породил целый шквал шуточек на эту тему в рунете (см. "Новгородец крещеный - что вор прощеный", например). Зимой - кинополотно "Викинг", который больше смахивает на концепцию "Игры престолов". Интриги, батальные сцены и боевка присутствуют, самобытный мир - вроде бы как тоже. Есть, правда, один нюанс - "Викинг", что позиционировал себя как исторический, на деле таковым ни разу не является. Это вызвало многочисленные баталии на всевозможных площадках Рунета, где намертво сцепились защитники "хорошего зрелищного кина" и противники "антиисторичной сказки". В результате "Викинг", конечно, во многом хорош, но все-таки не то.
Мы все с ностальгией вспоминаем прекрасное советское кино с целой плеядой харизматичных актеров и блистательных режиссеров - любой из вас назовет с ходу не менее десятка советских актеров и с пяток кинотворцев. Отличную советскую литературу - писателей-фантастов Ефремова, братьев Стругацких, Кира Булычева. Ильф и Петров, Владислав Крапивин, Юлиан Семенов - все они виртуозно владели пером и запросто могли обеспечить запрос жадной до книг самой читающей нации в мире. Многие полагали, что для того, чтобы шедевры посыпались как из рога изобилия, достаточно лишь отменить строгую советскую цензуру, которая, вестимо, немало потрепала нервы советским культурным деятелям.
В 1991 году цензуру отменили. Шедевров, напротив, не последовало. Впрочем, были, конечно, светлые моменты. Например, очень хорошо помню, что в 2011 году нашистами был снят крутой ролик в стилистике Саус-Парка, фабулой которого было возрождение отечественного кинематографа - согласно сюжету ролика, российскому кинематографу, ухнувшему, простите, в задницу, пришлось пройти девять кругов жопы, чтобы из оной выйти. Сам ролик был призван расхвалить достижения Императора, снимался он к выборам и дико доставлял Никитой Михалковым в главной роли. Тогда мы все верили, что вот еще чуть-чуть и наше кино сравняется с советским. Впрочем, в те годы мы верили и в то, что наша сборная инвалидов себя покажет, благо что удачный прецедент был не так давно. Да и в то, что скоро будет жить как в Западной Европе, тоже. Если бы я мог передать послание в прошлое, обязательно написал бы себе юному, что кино не взлетело, сборная окажется кучкой паразитов, а жить как в Западной Европе все же стали, хоть и только в Москве да Питере, и только за счет того, что в самой Западной Европе сейчас жить далеко не айс. В общем, вместо коммунизма провели олимпиаду.
Ну да ладно. Суть в том, что отменив цензуру, ничего хорошего мы не получили. В девяностые еще хоть как-то держались на остатках советского наследия, родив оскароносных "Утомленных Солнцем" и "Братьев". В двухтысячные получилась серия фильмов - крепких середняков вроде "9 роты" и "Адмирала". Ныне же - пока что ничего сверхуспешного не имеем.
Выводы? А выводы просты. А в какой сфере культуры мы сейчас успешны? Кино? Нет. Музыка? Гы-гы, смешно. Дальше. Литература? Точно нет. Если кто станет приводить в пример Нобелевскую лауреатку Алексиевич, попрошу с ходу, без подсказок гугла, назвать даже не нобелевское, а любое ее произведение. Не можете? Мимо кассы.
Сравнивать современную российскую культуру с имперской русской культурой даже смешно - ни один человек, если он, конечно, не дегенеративный даун, не предпочтет Улицкую и Татьяну Толстую Куприну и Лескову, хотя, на минуточку, некоторые нехорошие люди из министерства образования все же пытались пропихнуть этот мрак в качестве литературы, обязательной для школьников. Повезло, в правительстве сидели не совсем поехавшие люди, не пропустили. Вот только звоночек этот весьма тревожен - если в качестве "современного элемента" могут предложить только этот зашквар, это говорит о том, что мы в настоящий момент как нация - культурный импотент. И практически банкрот - "практически" лишь потому, что колоссальный пласт имперской и советской культуры не дает нам потонуть и превратиться в пластилин, из которого каждый может лепить все, что угодно.
Возвращаясь к теме отечественного кинематографа, могу отметить, например, что касательно технической составляющей мы от запада совершенно не отстаем в настоящий момент - мы уже научились делать спецэффекты, 3D-графику и анимацию ничуть не хуже, чем наши уважаемые партнеры из Голливуда. Но вместе с тем дать "достойный ответ Чемберлену" не можем. Почему-то у них получается "Игра престолов", а у нас "Викинг" и "София". У них снимают десятки потрясающих мультфильмов, а у нас - "Дети против волшебников". Так и вижу, как Мединский говорит Императору: "Я же говорил, Владимир Владимирович, место проклятое, а Вы все - руки из жопы, руки из жопы..."
То есть, материальных оправданий для очередного провала российского кино нету - деньги Минкульт исправно башляет, специалисты для работы с техникой есть. Воруют? Воруют-с, не без того. Но одно дело - когда воровство видно невооруженным глазом, другое - когда вроде бы есть все, а на выходе все равно "Жигули". Прямо как в "Викинге".
Рецепт тут, безусловно, один - разгонять министерство культуры к такой-то матери. Желательно, конечно, упразднить его совершенно и отдать кинематограф полностью на откуп частникам. То же самое можно сделать и с театром, чтобы не повторялись ситуации, аналогичные эпопее с Константином Райкиным. Хочешь свой Сатирикон - делай свой Сатирикон. Но без копейки государственных денег. Хочешь снимать "Викинга" - снимай, но за собственный счет. Сделать грантовую систему для молодых режиссеров - то есть, хочешь снимать - приходи, поможем. Вышел очередной "Викинг" - пошел вон отсюда, ищи лоха, то есть, простите, инвестора для своих прожектов. Вышло что-то стоящее - молодца, будешь еще что-то делать - можешь приходить за баблом. Думаю, бездари вроде Сарика Андресяна или Жоры Крыжовникова очень быстро отсеются, а на их место придут такие ребята, как Ким Дружинин и Андрей Шальопа.
А с другой стороны, даже если снять всех бездарей русского кинематографа с госфинансирования, сильно ли им это повредит? Не думаю, ой, не думаю. Простой пример - угадайте, какой из этих фильмов собрал больше всего в прокате - "Горько", "28 панфиловцев" или "Экипаж"? Увы, по сравнению с двумя наилучшими отечественными фильмами 2016 года выигрывает ублюдочное творение под названием "Горько". Увы, годы потока абсолютной безвкусицы настолько развратили наше общество, что у него уже сформировались собственные предпочтения. Соответственно, ему уже не нужны фильмы, проникнутые глубоким сакральным смыслом - ему бы поржать вволю, глядя на выкрутасы Светлакова. Что делать - не очень понятно.
Вообще, господа, конечно, нам было бы не лишним вспомнить о том, что мы русские. Не какие-то там безродные советские космополиты (в плохом смысле), не усредненные "европейцы" и не "граждане мира". Мы - русские. Когда мы об этом вспомним, у нас будет новая "Война и Мир", новые Пушкины и Достоевские, новые Эйзенштейны и Станиславские. Они-то и дадут "ответ Чемберлену". А пока что, русский, сходи посмотри кривляние провинциалов в Сатириконе, посети лишний раз показ "Викинга" и не забудь порадоваться за гражданина Мединского, награжденного за содействие развитию российского кино.
А о проблемах российского футбола мы с вами поговорим в следующий раз.
P.S. Пока мы наслаждаемся "Викингом", BBC экранизирует "Войну и Мир".
Оценили 2 человека
2 кармы