Что есть человек?
Для чего человек живет?
Как соотносится человек и природа, человек и общество?
Могут ли быть свободными и счастливыми все члены общества?
Говорят, что Платон определил человека как "животное на двух ногах, лишенное перьев".
После того, как Диоген принес Платону ощипанного петуха, Платон уточнил свое определение: "Человек – животное на двух ногах, лишенное перьев с плоскими ногтями".
Как далеко ушел человек от животного?
Есть известный эксперимент – "Вселенная 25".
Ученые создали "мышиный рай" – неограниченное количество еды, питья, гнезд. Но каждый раз эксперимент, который повторялся 25 раз, заканчивался вырождением и гибелью популяции. В отсутствие внешних врагов и необходимости усилий для поиска пропитания, животные теряли волю к жизни, преставали заводить потомство…
Еще более интересный эксперимент поставил французский ученый Дидье Дезор.
Шесть крыс поместили в клетку и заполнили водой коридор, ведущий к кормушке с сухариком. Чтобы съесть сухарик, крысе надо было проплыть под водой и вернуться с едой в общую клетку.
А дальше началось самое интересное – крысы всегда выстраивали следующую иерархию:
– две крысы ("рабы") плавали за сухариками, но могли поесть сами только тогда, когда насытятся "господа", отбирающие сухарики;
– две крысы ("господа") не плавали, но отбирали сухарики у "рабов";
– одна крыса плавала за сухариками сама и никому их не отдавала сухарик ("независимый");
– одна крыса не плавала и не отбирала, питаясь лишь крошками, остающимися от драк за сухарик ("козел отпущения").
Когда крыс из разных клеток, но из одинаковых "социальных групп" помещали вместе в новую клетку, все равно происходило "социальное расслоение": 2 "раба" / 2 "господина" / 1 "независимый" / 1 "козел отпущения"…
Увеличение числа крыс в клетке приводило лишь к более жестоким дракам за сухарик, но иерархия выстраивалась всякий раз.
Причем ученый, измеряя активность различных зон мозга крыс, пришел к выводу, что наибольший стресс испытывали крысы – "эксплуататоры", видимо, им приходилось постоянно находиться в страхе утратить свой "высокий" социальный статус и самим добывать свой "хлеб насущный", или, того хуже – стать "рабом"…
Если сопоставить поведение животных в условиях избытка ресурсов ("мышиный рай") и недостатка ресурсов ("крысиный ад") с поведением людей, то можно проследить некоторые аналогии.
В условиях "избытка ресурсов", материального "изобилия", излишества, праздности (которое обеспечивается, как правило, за счет эксплуатации, а не за счет производительного труда) в обществе наблюдаются процессы снижения рождаемости, сокращение числа детей в семье, рост числа однополых браков, что в пределе чревато гибелью популяции…
В условиях недостатка ресурсов (который, по нашему мнению, создается и поддерживается искусственно, являясь одним из элементов глобального управления), постоянной конкуренции и борьбы за "место под солнцем" люди выстраивают систему беспощадной эксплуатации, где удел одних – ежедневная, тяжелая, многочасовая работа за небольшое вознаграждение, а удел других – жизнь чужим трудом в праздности и наслаждениях. Но и эта "сладкая жизнь" на поверку и не такая "сладкая" – постоянный страх утратить "нажитое" (а отнять может любой, кто выше в социальной иерархии или просто сильнее – чиновник, бандит, мошенник…) давит на психику, не позволяет быть счастливым. Ни у одного из участников такого несправедливого общества нет уверенности в завтрашнем дне.
Если раньше в обществе изъятие "сухарика" (материальные блага, необходимые человеку для полноценной жизни – пища, одежда, жилье, энергия, транспорт, медицинское обслуживание, образование и т.п. "реальные" общественно-полезные и общественно-необходимые блага) происходило в пользу "сильных" через механизмы применения грубой физической силы (рабовладельческая и феодальная общественно-экономические формации), то в современном капиталистическом обществе этот "отъем" происходит в пользу "хитрых" путем обмана, введения в понятийный аппарат человечества таких категорий, как "капитал", "деньги", "прибыль", "ссудный процент", которые с точки зрения общественной пользы является чистой "фикцией" и служат лишь легальным механизмом "отъема" продуктов труда.
Деньги нельзя есть, их нельзя использовать вместо одежды, в них нельзя жить, т.е. деньги в своей конечной сути, лишь механизм эксплуатации тех, кто носит "сухарик" теми, кто научился его отбирать, самостоятельно не занимаясь производительным трудом и вовлекая в процессы отъема и перераспределения все большее и большее число невольных "эксплуататоров" (поскольку право эмиссии денег в современном обществе принадлежит не всему обществу, а нескольким кланам, деньги являются одним из элементов глобального управления и механизмом глобальной эксплуатации).
Миллионы, миллиарды людей на планете каждый день выходят на работу в поля, цеха, в офисы, в банки, в государственные и муниципальные учреждения и проводят там минимум по 8 часов ежедневно (а с учетом времени, затрачиваемого для того, чтобы попасть на работу – и все 10-12 часов в день).
На одного сельскохозяйственного или промышленного рабочего (которые трудятся в производственном секторе по 8 часов в день) приходится, как минимум, четыре продавца, один юрист, один бухгалтер, один менеджер, один банкир, два риэлтора, два охранника, два чиновника, каждый из которых ежедневно тоже тратит свои 8 часов на свою "работу".
То есть, вникая в суть общественных процессов, и проводя аналогию с крысами Дидье Дезора, получается, что на одного "приносящего сухарик" приходится как минимум десять - пятнадцать – отнимающих и распределяющих этот сухарик между собой и "носителем", а приводом этой мясорубки человеческого времени и человеческой свободы выступают деньги.
А возможен ли такой общественный договор, когда каждые десять-пятнадцать участников отношений (а по сути – люди, заключенные в клетке) трудятся в производительном секторе всего лишь по одному часу в день вместо восьми-десяти, производя за это время в материальном и духовном секторе все, что необходимо им для полноценной жизни, а остальные освободившиеся ежедневные семь-девять часов жизни посвящают семье, творчеству, образованию, отдыху, спорту – или любому другому занятию, который каждый сам себе выберет?
Возможна ли такая система распределения общественных благ, в которой каждому ее участнику необходимо определить свои потребности, а всем участникам общественного договора необходимо рассчитать необходимое количество трудового участия каждого члена сообщества в производстве материальных и духовных благ?
Готовы ли члены общества вместо 8-10 часов стояния за прилавком или сидения за монитором в офисе, один час подметать улицу или печь хлеб, или собирать яблоки, получая взамен те же самые блага, что и на прошлой работе и плюс к этому - минимум семь часов жизни, семь часов СВОБОДЫ ежедневно?
Возможно ли, что все жители планеты Земля (для начала – участники небольшого сообщества-прототипа нового общественного договора, пример которых может быть подхвачен неограниченным количеством таких же сообществ) в одной единой программе опишут все свои потребности и ту сферу производственной деятельности и то трудовое время, которое они добровольно хотели бы отдавать системе ежедневно, а программа рассчитает, сколько труда необходимо затратить каждому, чтобы все получили все желаемое, все необходимое?
Возможно ли, что добровольного труда добровольцев с лихвой хватит для того, чтобы накормить, одеть, обуть, обучить, дать достойное жилье и сделать счастливыми ВСЕХ жителей планеты Земля?
Возможно!
И не только возможно, но и жизненно необходимо.
В погоне за деньгами и прибылью (а на самом деле - в погоне за желанием жить чужим трудом) человечество подошло к краю пропасти. Заканчивается нефть, океаны завалены миллионами тонн пластикового мусора, земля в одних местах истощена и напичкана химией, а в других – не обрабатывается и зарастает, а люди, в погоне за сиюминутной выгодой, вместо пищи, данной природой, едят "пластмассовую" химическую еду, вызывающую рак и бесплодие, живут в задымленных городах, не имеют времени на осознание своего предназначения…
Ведь должен появиться новый уклад, новое управление обществом в интересах не избранных, но – всех!
И такой новый уклад жизни, такой новый общественный договор, построенный не на конкуренции, вражде и эксплуатации, а на сотрудничестве и любви к ближнему, начнет реализовываться через сельскохозяйственные кооперативы – общины, объединяющие "братьев и сестер по духу" и живущих в гармонии друг с другом и с природой.
Братьев и сестер, осознавших, что все человечество – дети Единого создателя, единое целое, связанное единой жизнью, единой судьбой.
Братьев и сестер, осознавших, что истинная суть всех религий – не разделять, но объединять, не враждовать, но – любить, не паразитировать, но - трудиться.
Осознавших, что отношение к ближнему, как с самому себе, любовь и труд на благо всех на этой прекрасной Земле и есть цель Человека и путь к спасению и счастью.
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»
Евангелие от Матфея 7:12
«Я не прошу у вас награды за это, а зову лишь любить ближнего. Тому, кто вершит добро, Мы воздадим добром вдвойне»
Коран. Сура 42. Аят 23
«Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания»
Будда
Творческий труд – осознанный, любимый, производительный, общественно полезный – вот путь спасения человечества.
Кооперация, сотрудничество – как механизм не извлечения прибыли (обмана), а механизм справедливого производства и распределения материальных и духовных благ с целью удовлетворения потребностей всех членов кооператива (членов сообщества) сегодня является путем плавного перехода от общества вражды и эксплуатации к обществу любви и сотрудничества.
Кооперация позволяет, не ломая существующей системы конкурентных общественных взаимоотношений ("Царство зверя"), построить новую, более интересную и справедливую для всех систему ("Царство Человека"), которая эволюционно заменит ее.
Первое, что должны сделать "новые человеки", осознавшие свое отличие от зверя, не желающие быть ни рабами, ни эксплуататорами, осознавшие, что есть только один путь "выхода из клетки", путь спасения – это определить свои ценности и цели и трудиться сообща, делать добро для достижения выбранных целей.
«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»
Послание св. апостола Иакова 2:26
Определить те качества человека, которые обязательны в новом сообществе, в среде "своих".
Определить те качества, которые неприемлемы для членов сообщества и установить меру ответственности за несоответствие им. Вплоть до исключения из сообщества "чужих по духу".
Наметить общие цели и трудиться сообща на пути к ним.
В качестве главной, путеводной цели для нового человека должно быть воплощение воли Создателя, приближение Царства Божьего на Земле: царства Правды, Справедливости, Доброты и Любви, Царства нового, свободного и счастливого Человека-творца.
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»
Евангелие от Луки 11:2
Первым всегда тяжелее всех… Их не понимают, им не верят, но нет другого пути спасения, как ежедневно, ежечасно в земном общественно-полезном труде воплощать замысел Творца и пусть ненамного, но приближать тот идеальный мир, то Царство Божие, которое есть в Его Замысле.
«С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»
Евангелие от Луки 16:16
Если набрать в поисковике словосочетание "Царство Божие на Земле", то он выдаст приблизительно похожие картинки: девственно чистая природа и счастливый любящий и любимый человек.
А что мешает нам уже сейчас жить в раю на земле? Что мешает нам, хотя бы 10-50-100 осознавшим свою человеческую и божественную природу, свое предназначение, объединиться в сообщества - кооперативы, заработать вместе немного денег и купить кусочек земли, чтобы сообща обеспечить себя чистой энергией, чистой едой, чистой водой, построить себе красивые дома из данных природой материалов, сшить одежду, установить внутри нашего сообщества – артели – поселения обязательный минимум трудового участия, выбрать честное руководство и трудиться на благо всех? Создать свою первую "Поляну Добра", которая рано или поздно превратиться в "Планету Добра".
Двигаться к намеченной цели.
Сделать наше сообщество открытым – любой, кто придет к нам, разделяющий наши правила и готовый трудиться на благо всех – наш брат, наша сестра – должен быть принят в члены сообщества.
Создать внутри сообщества общественные фонды и расходовать эти фонды на образование, культуру, спорт, путешествия, содержание и поддержку больных, пожилых, детей.
Нам не надо изобретать велосипед – уже есть масса примеров успешно действующих кооперативов – коммун.
В нашей стране еще сохранились около 8000 сельскохозяйственных производственных кооперативов…
Более того, появляются новые кооперативы, выстроенные под современные запросы общества и использующие современные средства коммуникации, позволяющие любому жителю России и всего мира участвовать напрямую в создании новой экономики. Один из ярких примеров - Народная Компания "Открытый Дом", которая создала сервис для объединения людей и реализации масштабных проектов openi.ru. На базе этого сервиса компания уже реализует ряд проектов:
- Гипермаркет аренды недвижимости
- Потребительская кооперация КопиКупи
и в этом году планирует расширять перечень проектов и приглашать авторов для реализации своих проектов на данной интернет-прощадке. Таким образом компания открывает свой опыт для всех желающих и делает их общими.
А это то, что нам нужно, сделать знания – общими, средства производства – общими, труд – свободным, производительным и осознанным.
Каждому трудоспособному члену сообщества и его близким – построить дом, обеспечить питание, одежду, образование, здравоохранение, возможность путешествовать. Отказаться в кругу "своих" от денег, прибыли, ссудного процента. Отказаться от философии ненасытного бездумного потребления. Перейти к философии разумного и необходимого достатка.
Производить чистую органическую еду, строить экологическое жилье, писать программы, облегчающие труд, учить и лечить "своих" безоплатно, а "чужих" – за деньги. И направлять заработанные во "внешнем мире" деньги на то, что не производится внутри сообщества. Искать и внедрять новые "чистые" природоподобные технологии. Стремиться к тому, чтобы производить все необходимое в кругу "своих" – по совести и с любовью. Не ради прибыли избранных, а ради счастья всех.
Лучшие в своей профессии должны производить лучшее для всех.
Тот, кто пока еще не стал "лучшим" – пусть делает то, что нужно сообществу – убирает улицы, поливает цветы, и – ищет себя, учится.
Если труда добровольцев не хватит для каких-то общественно необходимых работ – то сообщество определит для не занятых тот минимум, который нужен для удовлетворения общественной потребности. Это – осознанное ограничение свободы каждого, которое дает взамен несоизмеримо большее увеличение степени свободы каждого и всех путем освобождения от ненужного, пустого, тяжелого рабского труда, освобождения от страха за завтрашний день, от одиночества и безверия…
Станем приезжать друг к другу, обмениваться опытом, знаниями, технологиями, помогать друг другу, учить и учиться друг у друга.
Станем вовлекать "чужих" в свой круг, делать "своими", делать братьями и сестрами.
Становиться Человечеством.
Ведь единый для всех нас Создатель замыслил нас по образу и подобию своему и сотворил – по образу своему.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
Книга Бытие 1:26,27
Так может быть нам уже пора обретать подобие Божие своими добрыми делами, своим общественно полезным трудом, своим творчеством?
Может быть это – наше великое земное предназначение?
Может быть, каждому из нас пришло время самому выбирать – продолжать оставаться зверем и драться за сухарик в клетках городов и собственного сознания или – становиться свободным человеком, подобным Творцу и жить по законам совести, правды, справедливости и доброты? Жить в радости, в счастье, в любви?
Жить и осознанно трудиться сообща на своей Земле во имя блага каждого и блага всех!
Оценили 8 человек
8 кармы