Девятый псалом очень большой, и формат газетной статьи не позволяет рассмотреть каждую фразу, каждое слово. Придется останавливаться лишь на самом важном.
И вот здесь вопрос – а что самое важное-то? Ведь любое слово исследуемого текста произнесено пророком по наущению Духа Святого! Трудно определиться, что здесь важнее, а что можно обойти молчанием!
Тем не менее, в данном случае это неизбежно, и я остановлюсь на тех местах псалма, которые кажутся наиболее важными лично мне.
В девятом псалме есть надписание: В конец, о тайных Сына.
Почему – именно о тайнах Сына?
Быть может, вы припомните вот этот разговор Сына Божьего, Иисуса Христа со Своими учениками.
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут его язычникам, и поругаются над ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не уразумели сказанного» (Лк. 18: 31-34).
Вот так - слова Господа были сокровенны для апостолов, таинственны… Не все слова. Но некоторые.
Да и не только апостолам было не понятно, Кто перед ними и зачем «Явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
Апостол Павел тоже упоминает о тайне. «Но мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную… которой никто из властей века сего не познал, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2: 7-8).
То есть и для первосвященников, фарисеев, римских властей в те далекие дни не было понятно – Кто перед ними. Потому, что если бы они это поняли, то не вонзили бы гвозди в Его руки.
Прошло время, сейчас другие дни. Церковь говорит о Христе постоянно и много. Не счесть богословских работ. Это значит, что всё понятно и тайн больше нет?
Тайны есть. Нужно понимать, что и для нас, христиан, есть вещи таинственные. Не потому, что Церковь о них молчит, а потому, что они сложны для нашего понимания.
Вот, к примеру, одна из песен «Великого канона» Андрея Критского, который дважды в великий пост читается православными христианами: «Отец, Сын и Божественный Дух свидетельствуют, что они суть Несложная, Нераздельная, Лично Раздельная Троица и – соединенная естеством – Единица».
Не очень просто, да? Но не стоит негодовать – если мы чего-то не понимаем, то это следствие нашего грехопадения. Наш предок Адам, отпав от Бога, поглупел, и нам передал по наследство и эту оторванность от Творца, и это оглупление.
Но не нужно расстраиваться. Иногда до раскрытия тайны просто нужно дорасти. И если работать над собой, если эту оторванность от Бога понемногу преодолевать, то сложное и непонятное сегодня может стать понятным и простым завтра.
Чтобы познать тайны Сына, нам нужно врастание в христианство, всё большее и большее погружение в жизнь Церкви. И тогда на пятом году воцерковления становится ясным то, что было скрытым, сокровенным, таинственным на первом году. А на двадцатом станет понятным то, что было совершенно не понятно на году десятом.
С другой стороны – апостолы узнали тайны Сына еще и потому, что хотели их знать! Как часто, как много они у Него спрашивали, стараясь вникнуть, исследовать, понять! И потому, в конце концов, всё нужное для спасения узнали.
А вот Пилат не узнал. И инициаторы распятия Господа – фарисеи и первосвященники - не узнали тоже. Почему? Потому, что они не захотели Его понимать, и в общении с Ним искали лишь повода Его обвинить. И после, услышав от апостолов о Воскресении Господа Иисуса Христа, не покаялись, а лишь стали упорнее в своем неверии.
То есть в итоге - тайн Сына не познает тот, кто не захотел их познать!
Последователи древних фарисеев есть и сейчас. И в наши дни есть люди, которые признают авторитет Ветхого Завета, но отвергают Новый, отвергают Иисуса Христа. Они называют себя иудеями. И, наверное, часто спотыкаются на тех или иных местах ветхозаветных книг, ведь эти книги свидетельствуют о Христе. Именно в жизни Иисуса Христа сбылись ветхозаветные пророчества!
Вот, например, такой стих из девятого псалма: «Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).
Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».
Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.
Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет целый языческий народ и спасает (через покаяние) огромный по тем временам город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.
И автор девятого псалма, царь и пророк Давид не оставляет язычников своим вниманием. Чего просит для них пророк у Бога? Он просит у Бога законодателя, он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.
И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида?
Я не знаю, как отвечают на этот вопрос современные иудеи. Если отвергать евангельские события, то получится, что молитва Давида пропала впустую.
Но для нас, христиан, очевидно – Господь услышал Давида! Был, был дан законодатель народам!
Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.
Новый Завет уделяет больше внимания состоянию сердца человеческого, чем было в ветхозаветное время.
Это видно, скажем, по Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 21-27).
Заметим – Господь обращает особое внимание на то, что происходит в сердце человека. И это неспроста. Сначала греховная зараза пленяет мысль, пленяет сердце, а уже потом приводит к греховному поступку. Значит, и лечить Закон Христов призван, прежде всего то, что внутри - помыслы человеческие, сердце человеческое!
Как много говорится об этом в Новом Завете!
«Исходящее из уст – из сердца исходит… Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18-19).
«Горе вам, книжники и фарисеи, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда!» (Мф. 23: 25-26). Разумеется, здесь Господь печется не о каком-то блюде, но о сердце слепого фарисея!
В общем – всё начинается в сердце, и об очищении именно сердца нужно думать нам, учениками Христовым. Не случайно Господом сказано, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21)! Всё лучшее (как и всё худшее) начинается в сердце. Если мы сумеем хоть в какой-то степени очистить свое сердце, свои мысли, то и поступки наши станут лучше, а Царство Божие - ближе.
Но и в ветхозаветное время о том, как важны правильные чувства и мысли - говорилось. Например – в девятом псалме.
«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).
Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».
Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя - Карл Маркс? Во времена моей молодости он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний - «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию - всё совершенно наоборот!
Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!
Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль! Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет».
Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому в христианской аскетической литературе советуют по мере сил бороться с греховными помыслами! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.
Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.
Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?
Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот - старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?
Как отличить хорошее от плохого?
На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).
Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!
А зачем вникать в себя? Для того, чтобы оценивать мысли и желания, возникающие в глубине наших душ. И те, которые посчитал бы хорошими Бог, - исполнять, а те, которые Он не одобрил бы – отсекать.
Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма – в чем была его ошибка? В том, что он не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!
«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).
Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).
И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).
Мы должны не лениться, а вникать в учение. И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и тайн Сына) станет для нас меньше.
Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека, познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).
Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни.
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.
Феодорит Кирский. Изъяснение девятого псалма.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Оценили 18 человек
18 кармы