Почему Назарбаев отказался от кириллицы

0 1622

Статья Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»), опубликованная 12 апреля, в газете «Егемен Казахстан», в считанные часы стала бестселлером. Она в целом посвящена разъяснению вопросов, связанных с третьей модернизацией Казахстана, которую глава государства анонсировал 30 января 2017 года в своем Послании к народу страны. По словам президента, для модернизации требуется выполнение нескольких условий, но основное из них — сохранение своей культуры и собственного национального кода. Идеей, вызвавший наибольший резонанс в общественности, стало заявление о переходе к 2025 году казахского языка на латиницу. Сам Назарбаев объясняет это необходимостью в технической и образовательной сфере, а так же исторической логикой. Однако понятно, что коммуникативные преимущества далеко не единственные мотивы такого решения. Многие эксперты склонны видеть в этом стремление к сближению с тюркским миром, в первую очередь Турцией и Азербайджаном. Однако, это маловероятно ввиду того, что Азербайджанский и турецкий языки относятся к огузской ветви тюркской языковой семьи, а казахский к кыпчакской ветви и проблема взаимного понимания носителей будет при любом графическом написании алфавита. Чуть более значительным аргументом, возможно, являлось стремление к вхождению в европейское лингвистическое поле, т.е. очередной шаг на сближение с Западом. Но наиболее значимыми мотивами вероятно являются следующие два фактора.

Во-первых, Назарбаев стремится максимально обособиться от влияния России, в том числе и культурного. Большие амбиции «лидера нации», подкрепленные крупными внешнеполитическими успехами Астаны за последний год, диктуют ему желание укрепить роль Казахстана как регионального лидера и равноправного члена интеграционных процессов. Однако находясь под большим влиянием Москвы невозможно вести диалог на равных. Одним из шагов по ослаблению такого влияния и является переход на латиницу. Об этом свидетельствует и неоднократный негативный отсыл в статье к советскому периоду в Казахстане.

Во-вторых, Назарбаев просто живет в плену своей идеологии и политических решений. За 27 лет во главе Казахстана он уже стал лидером нации и бессменным президентом, но все равно хочет оставить значимый след в истории своей страны. Проведение таких реформ дают ему такую возможность.

Однако, для России, независимо от истинных причин, такая реформа имеет большое значение. Общность культурного пространства была одним из трех китов наряду с энергетикой, оборонным пространством, которые связывали незримыми узами все страны бывшего СССР. То, что этот блок подвергается эрозии, очень серьезный сигнал для размышления и принятия решений


Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь.

Христианство и пацифизм11 вопросов о Церкви и войнеНередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч о...