Алексей Маркитан: "Чтобы всем понравиться, художник должен стать сволочью..."

29 3315

В этом году исполнилось бы 60 лет выдающемуся современному художнику Алексею Витальевичу Маркитану. К сожалению, он ушёл от нас два года назад...

Интервью с художником, которое когда-то, когда можно было говорить правду, было опубликовано в еженедельнике "2000".


АЛЕКСЕЙ МАРКИТАН: “ЧТОБЫ ВСЕМ ПОНРАВИТЬСЯ, ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН СТАТЬ СВОЛОЧЬЮ...”

С художником Алексеем Маркитаном я знаком без малого четверть века. Познакомились мы в армии и до сих пор называем друг друга “папа”. Почему “папа”? Да был у нас в армии такой шебутной сержантик, который по любому поводу восклицал: “Ну ты папа!”...

Пользуясь давним знакомством, решил побеседовать с одним из наиболее известных николаевских художников — не только о живописи, о жизни вообще. Ведь подлинный Творец, чем бы он ни занимался, всегда интересен тем, что изменяет жизнь, открывая в ней что-то такое, что может открыться только ему...

Насколько я знаю, твой отец был мастером народного творчества. Чеканки прекрасные делал. Почему же ты стал заниматься живописью?

Она легче...

?

Для меня легче работать кистью, чем иметь дело с другими материалами.

Путь наименьшего сопротивления?

Ага, живопись — путь наименьшего сопротивления! Просто каждый должен выбирать то, что ему подходит, что ему нравится, и заниматься этим.

Ты и занимаешься. Первая выставка, на которой я увидел твои работы, была двадцать лет назад. А потом?

Потом были выставки в Киеве, Москве, Мюнхене, Копенгагене, Нью-Йорке, Брюсселе, Париже, да мало ли где. Но первая, конечно, на которой и твой портрет выставлялся, запомнилась.

Чем?

Художнику, особенно молодому, начинающему, каким я тогда был, очень важно видеть, что его работы встречаются со зрителем. Нервное напряжение возникает, интересно...

Чем отличаются николаевский и, допустим, киевский зрители?

Киевская публика более подготовленная, что ли, к восприятию интеллектуальной живописи, новых форм в искусстве. На выставках бывает много искусствоведов, иногда возникают довольно интересные дискуссии...

А за границей?

Там интересно! За границей публика очень непосредственная, они любят общаться с художниками, им интересно говорить с человеком, который написал то, что они видят. Вопросы задают, интересуются, трогают тебя...

А какие выставки наиболее запомнились?

Одна из первых, в так называемые “перестроечные” времена. Это было в 1989-м году. Тогда собрали лучшие работы всех украинских художников, начиная с “шестидесятников” и заканчивая нашим поколением, которые раньше не выставлялись. Очень большая выставка была, отличный каталог. Сначала её показывали в Киеве, потом показывали в Копенгагене. После этой выставки многие украинские художники стали хорошо выставляться, и я в том числе. Приобрели, можно так сказать, статус официальный...

То есть?

Оказалось, что в Украине в советское время было не только “идеологически правильное” искусство... Образно говоря, с помощью этой выставки мы вышли из подвалов.

Ну, подвальчик на углу Малой Морской и Большой Морской, твою “мастерскую”, я помню... Насколько такое признание необходимо художнику?

Необходимо, очень сильно необходимо. А то получается так: человек работает себе и работает “на дне”, как подводная лодка какая-то, а ведь художнику нужно “всплывать”, чтобы и люди видели то, что он делает. Чтобы и он сам себя видел по-другому.

Ну хорошо, раньше были определённые “ниши”, их занимали художники, сейчас вроде бы наступила свобода, но “ниши” сохраняются?

Изменились правила игры, другие критерии оценки работ появились. Раньше кое-кому казалось, что должна наступить свобода, и тогда всё будет прекрасно. Свобода произошла, но теперь художник должен думать не о том, что скажет о его работах наша “единственная и любимая коммунистическая партия”, а о том, как ему продать эти работы. Те люди, у которых есть деньги, покупают то, что они покупают, что хотят купить... Люди с деньгами теперь диктуют, что они будут покупать. Но хорошо, что таких покупателей много, а не одна партия.

И картины Маркитана покупают? Кто?

Мои картины покупают коллекционеры, серьёзные люди. Потому что эти работы на кухне не повесишь, ими квартиру не украсишь. Я ведь пишу для себя, хотя, конечно, и выстраиваю определённые отношения с каким-то зрителем, которого я вижу, как бы обращаюсь к нему. Естественно, что при этом мне хочется, чтобы нашёлся человек, которому работы понравятся и который их купит. Но думать только о том, чтобы продаться, нельзя. Чтобы всем понравиться, художник должен стать сволочью!

А как быть, если у “твоего зрителя” нет денег, чтобы купить твою работу?

...

Маркитана хорошо покупают?

Покупают... Не часто, но покупают.

Дай-то Бог, чтобы “твой зритель” мог покупать твои работы! Давай чуть изменим тему. Доводилось слышать: вот раньше были выставкомы, и это было плохо! Сейчас, были бы деньги, можно выставить всё, что душа пожелает, но и это тоже не очень хорошо...

Выставкомы и сейчас есть! На серьёзных выставках обязательно работают выставкомы. Я, кстати, вхожу в состав некоторых из них, и не только в Николаеве. Халтуру на выставки пропускать нельзя!

А если какая-то работа тебе лично не нравится, но написана хорошо, ты её пропустишь на выставку?

Если сделана профессионально — конечно, пропущу, куда я денусь! Вкусы могут и должны быть разными, но нельзя губить талантливых художников, которые обязательно должны выставляться.

Как это ты сподобился стать “начальником”?

Каким “начальником”, о чём ты? Просто в прошлом году составляли общеукраинский рейтинг художников, которые в течение года выставлялись в Украине и за границей. Этим занималась Ассоциация галерей. Примерно четыре тысячи художников. Мои работы вошли в десятку наиболее интересных для выставок, для галерейщиков работ. Поэтому, наверное, меня и приглашают...

В общем, это уже сильно похоже на признание?

Наверное, похоже. Мне, во всяком случае, приятно было об этом узнать.

Я думаю! Мне вот что интересно: ты уже сколько лет занимаешься преподавательской деятельностью? (Алексей Витальевич Маркитан преподаёт в Николаевском филиале “самого культурного” университета Украины!).

Сейчас... Да, девять лет.

То есть ты начал заниматься этим в не самое лёгкое для художников время?

Да, всё лежало, жизнь была та ещё, работы практически не продавались. Очень тяжёлое было время и для всей страны, и особенно для тех, кто профессионально занимается искусством. Вот я и начал тогда преподавать, и мне это даже понравилось. Так вот и преподаю до сих пор.

Но сейчас, как я понимаю, крайней необходимости этим заниматься нет? Почему же не бросаешь?

Ну, как это можно — просто взять и бросить всё, столько лет? И потом, я же говорю, что мне интересно. Очень интересно работать с молодёжью. Ты заметил, что старшее поколение художников, которое прошло через этот... режим, в общем-то не интересуется молодёжью? Им вообще ничего не интересно, они заняты только собой. Они прошли какую-то жизненную школу, их ломали-ломали, может, и не доломали, но травма позвоночника у них осталась. А с молодыми людьми можно многое сделать, многому можно научить их. Молодые понимают, чувствуют, как преподаватель к ним относится, чему он их может научить, какой преподаватель — хороший или плохой...

Что значит — “хороший преподаватель”?

Тот, который может научить. Научить быть профессионалом!

А ты хороший преподаватель?

Это нужно спросить у студентов! Хотя... По некоторым признакам могу судить, что им интересно учиться. Меня это радует. Это заставляет работать... стараться работать хорошо...

Преподавателю ведь не обязательно устраивать выставки работ студентов, а ты устраиваешь, в Киев их возишь. Зачем?

Совместная работа учителя и учеников. Они мне в чём-то помогают, одновременно сами учатся. Это старая добрая традиция обучения в мастерской у художника, так всегда было: одни художники в своих мастерских учили других...

Человека можно выучить “на художника”?

Был такой очень крупный преподаватель, Чистяков. Он учил Репина, Сурикова, других известных художников. Чистяков говорил, что можно научить рисовать козла!

В общем, талант не нужен: можно быть ослом, козлом, главное — чтобы был хороший преподаватель?

Нужно, чтобы этот “козёл” имел желание научиться! Желание, чтобы старался, чтобы работал постоянно! Это как бы и шутка, но и не такая уж шутка, чтобы относиться к ней несерьёзно. Понимаешь, я много должен предыдущим поколениям художников. Тем, кто до меня был, у кого я учился, у кого многое брал и продолжаю брать. В Николаеве это Андрей Данилович Антонюк, Володя Бахтов. Я это ощущаю, поэтому и стараюсь учить своих учеников тому, что умею сам. Если тебе дали, ты должен это отдать дальше!

Я очень надеюсь, что ты не был только “козлом”, которого научили... А чему можно научить художника?

Мастерству, это самое главное в любом деле. Умению писать профессионально. Если хочешь, технике.

Какое значение в творчестве имеет “техника”?

Огромное значение, очень большое! Академическая школа живописи нужна художнику, он должен уметь, образно говоря, так нарисовать обычный горшок, чтобы нарисованный им предмет стал художественным образом. Он не должен думать о том, как он скажет в своём произведении то, что он хочет сказать, он должен думать только о том, что именно он хочет выразить, передать, создать. То есть научить правильно изобразить горшок можно, но сделать так, чтобы этот горшок заорал благим матом — это уже искусство, это очень сложно!

Но ведь сейчас и слоны, и шимпанзе картины пишут, зачем же художников-то учить?

Это баловство. Раньше были интеллигенты, а сейчас интеллектуалы. Они отличаются очень злым умом, всё время экспериментируют и ёрничают. В том числе — буквально заставляют людей покупать картины, которые и на картины не похожи. Ну, вроде бы это правило хорошего тона, когда так принято!

Так насколько для художника важно умение себя продать?

Если говорить как о художнике, то это не имеет никакого отношения к художнику, к искусству, к творчеству. Художнику вообще внешние вещи мало нужны, главное — внутреннее, то, как ты сам себя понимаешь. Художники люди разные. Одному нужно, чтобы критика его поливала грязью днём и ночью, тогда он пишет, другому — чтобы его хвалили наперегонки, тогда ему хорошо работать. Каждый по-своему себя на работу настраивает. Но ведь не случайно же великий Пушкин говорил: “Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать”! В нашем случае — картину, цикл картин.

Поскольку не исключено, что это интервью прочитают молодые художники, попробуем определить “рецепт успеха” от художника Маркитана.

Опять же — успеха только в смысле того, что человек состоится как художник. Коммерческий успех — это дело загадочное, здесь многое вообще нельзя предугадать, а вот что касается творчества... Вот я в семнадцать лет сам для себя решил, что буду художником. Признанным, не признанным — как получится, но я буду этим заниматься. Так вот всю жизнь и занимаюсь. Решить для себя нужно, твоё ли это дело, и потом всё время работать. Не зависеть от окружающей среды, а строить свою жизнь под себя, под главное в себе. Под работу свою. Целеустремлённым нужно быть.

Но ведь может и не получиться? Ты трудишься, а успеха нет?

Поэтому нужно самому себе всё время доказывать, что ты можешь добиваться большего. Самолюбие большое должно быть, стремление стать художником, которого признают, оценят. Ну, и, конечно, нужны небольшие способности...

Небольшие? А как же талант?

Способности...

Художник Маркитан — способный человек?

Способный, и ещё какой способный — на всё способный! А если серьёзно, то это же не футбол, где у мальчишки всё на поле видно в пятнадцать лет. В творчестве способности, талант не так-то просто определить, тут слишком многое от человека, от его души зависит. В детстве, это все говорили, я не был слишком уж способным ребёнком, тем более — гением или вундеркиндом. Я много работал и работаю, это к твоему вопросу о способностях. У нас вообще интересно получается. Есть художники, очень уважаемые среди художников, но в Украине их почти никто не знает.

Как “писатели для писателей”?

Что-то вроде этого. Других художников знают все, они очень популярны в обществе, но от этого они — как художники — лучше не становятся...

А тебе кем бы хотелось быть среди художников?

Что значит “кем”? Маркитаном!

Несколько репродукций работ художника.

"Аллегория меланхолии"

"Ну что, дождались..."

"Сентиментальный лыжник"

Кому интересно - вот ссылка.

https://www.google.com/search?q=%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9+%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B&tbm=isch&source=univ&client=firefox-b-ab&sa=X&ved=2ahUKEwj23rnFr5TkAhXkpYsKHYpwBeoQsAR6BAgJEAE&biw=1366&bih=605#imgrc=_

Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

«Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

Фолкленды, Гибралтар, базы в Африке: западные эксперты озвучивают версии относительно британских военных объектов, которые могут стать целями для ВС РФ
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Мировые СМИ подхватили известия о том, что по время «вызова на ковёр» посла Британии в России Н.Кейси дипломату была доведена однозначная позиция Москвы по поводу возможного применения У...

Обсудить
  • :hand: :pray:
  • В жизни, к великому сожалению, хорошее забывается быстро, плохое - вспоминают долго и многие.Такова жизнь. Вам спасибо, что напомнили людям то, о чем они должны и так помнить! Благодарю от всего сердца!!!!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! и ++++++++++++++++ и :exclamation: :exclamation: :exclamation: :exclamation: :exclamation: :exclamation: :exclamation:
  • " Раньше были интеллигенты, а сейчас интеллектуалы." :thumbsup:
  • Спасибо! Хорошая статья! :sparkles: :sparkles: :sparkles: