Написано более 30-и лет назад. Актуально сейчас, касается проблем нынешних бесплодных "деятелей культуры". МногаБукаф, интересно, не для всех :)
БОРЬБА ЗА ПРАВО ПИСАТЬ ПЛОХО
Как-то попалась мне в букинистическом магазине тоненькая ветхая книжечка. На желтовато-серой, выцветшей от времени, грубой бумажной обложке бледным, тоже потускневшим от времени шрифтом было оттиснуто: «К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе». Глянув в оглавление, я увидел, что это стенограмма совещания, которое состоялось в Отделе печати ЦК РКП(б) 9-го мая 1924 года. Дела, стало быть, давно минувших дней. И все-таки я решил эту книжицу купить: как-никак профессия обязывает. Но едва только я раскрыл ее и начал читать, как мне сразу же стало ясно, что в руках у меня оказалась настоящая драгоценность. Я проглотил эту маленькую книжку, что называется, взахлеб — с живым, отнюдь не «историко-литературным» интересом, словно речь на этом давнем совещании шла о сегодняшнем, обжигающе злободневном.Книжечка оказалась поразительная. Самое поразительное в ней было то, что за шестьдесят с лишним лет она ни капельки не устарела. И, боюсь, не скоро еще устареет.Но прежде надо рассказать по порядку, ч то это было за совещание и чем оно было вызвано.Группа писателей-попутчиков, как их тогда называли, обратилась в ЦК партии с жалобой на литераторов, группировавшихся вокруг журнала «На посту». Те буквально не давали этим самым попутчикам житья. Они ретиво и въедливо разоблачали их как чуждых пролетариату и новой революционной действительности. При этом свое мнение они довольно беззастенчиво выдавали за мнение Коммунистической партии.Имена писателей, подписавших это письмо, сегодня известны каждому. Большинство из них составляет ныне славу и гордость нашей литературы. Достаточно сказать, что среди них были Сергей Есенин, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Исаак Бабель, Михаил Пришвин, Борис Пильняк, Валентин Катаев, Николай Тихонов, Вениамин Каверин, Всеволод Иванов, Вячеслав Шишков, "Вера Инбер, Мариэтта Шагинян, Ольга Форш...
3
Имена даже самых видных «напостовцев» решительно ничего не скажут современному читателю, они давно и прочно забыты: Г. Леле- вич, И. Бардин, С. Родов... Но в то время это были люди известные. В шуточной поэме Багрицкого «Не Васька Шибанов», ходившей тогда по рукам, о них было сказано так:Блистают средь грозных походов Лелевич, и Вардин, и Родов!В той же поэме говорилось, что «тройкой» этих отважных бойцов —В баталии остервенелойРазгромлен Волошин, затравлен Пильняк,Булгаков, Ахматова, Белый.Какую же цель ставили перед собой эти «отважные бойцы», занимаясь травлей лучших русских писателей, которых они презрительно именовали попутчиками?Цель эта очень ясно выявилась на том самом совещании.Из доклада И. Вар дина:«Нам нужна ком. ячейка. Нам нужна большевистская фракция в литературе. Такой ячейкой, такой коммунистической фракцией является группа пролетарских писателей. Говорят, что среди них нет гениев. Верно, нет гениев. Это еще молодая гвардия. Да и вообще было бы нелепо от класса, только что вышедшего из подполья, на другой день после гражданской войны требовать гениальных писателей. Но группа, на которую партия может опереться при проведении своей политики, такая группа существует. Такой группой является Всесоюзная Ассоциация Пролетарских Писателей (ВАПП). Партия должна руководить ВАПП и вокруг нее группировать беспартийных писателей».Из выступления С. Родова:«Если бы мы здесь решили подходить к литературе только с той точки зрения, насколько то или иное произведение талантливо или неталантливо, нужно было бы собираться не здесь... Может быть, в Академии Художественных Наук... Вопрос стоит совсем по-другому. Здесь дело идет о литературном движении класса. О литературном движении, которое уже началось. В целом ряде городов есть организации пролетарских писателей... Я могу также перечислить целый ряд организаций... (Бухарин: «Организаций, а произведений нет»). Организация есть, а произведений нет... И я говорю, что для того, чтобы этих произведений было больше, мы должны организовать пролетарских писателей (смех), должны организовать, потому что только тогда отпадут условия, которые препятствуют творчеству пролетарских писателей... Литературное движение рабочего класса нуждается в руководстве партии... (Бухарин: «Какое дворянское Политбюро давало директивы Пушкину, когда он писал стихи?»). Мы настаиваем и говорим, что должен быть классовый подход к той или иной литературе. Поэтому мы
4
считаем, что задача сегодняшнего совещания хотя бы в первую очередь поставить вопрос о том, что партия во что бы то ни стало должна овладеть литературным движением рабочего класса, а уже остальные вопросы, вопросы литературно-художественной критики или какие-либо другие мелкие вопросы, которые мы можем разрешить в соответствующем совещании, такие вопросы следует поднимать лишь после окончательного разрешения основного вопроса».Из заключительного слова И. Вардина:«Теперь относительно равенства условий, о чем здесь некоторые товарищи говорили. Товарищи, эта демократия столь же лживая как и политическая демократия... «Попутчики» опираются на гигантское культурное прошлое, а мы в этом отношении нищие. Какое же может быть равенство условий?»Если перевести все это на обыкновенный человеческий язык, получится примерно следующее:— Да, мы, пролетарские писатели, пишем плохо. И по части, таланта, и по части мастерства мы сильно уступаем писателям-попутчикам, выходцам из буржуазной среды, получившим хорошее образование, прошедшим отличную литературную школу. Но зато мы — свои. А они — чужие. Право писать плохо мы выстрадали, во-первых, своим пролетарским происхождением, во-вторых, своей идейностью, чистотой и непогрешимостью своих истинно пролетарских взглядов. Поэтому партия должна закрепить за нами это право, осуществляя руководство литературой через нас. А еще лучше — предоставив это руководство непосредственно нам.Несмотря на то, что сторонники этих взглядов составляли в ту пору явное большинство и были очень активны, особой поддержки они на том совещании не получили. Тогдашние руководители Коммунистической партии о настойчивых притязаниях ВАППовцев отзывались в об- щем-то иронически. Приведу только несколько строк из выступления А. В. Луначарского:«Нельзя ставить вопроса о литературной политике,—«говорил Анатолий Васильевич,— не считаясь с особыми законами художества. Иначе мы, действительно, можем уложить неуклюжими политическими мероприятиями всю литературу в гроб, и притом в евангельский повапленный гроб, произведя это последнее слово от выражения ВАПП. В самом деле, не ясно ли каждому с первого подхода, что произведение искусства политическое, не обладающее, однако, художественными достоинствами, совершенно абсурдно...Но поверните вопрос обратно. Перед нами произведение художественно гениальное, но политически неудовлетворительное. Допустим на минуту, что писатель калибра Толстого или Достоевского в наше время написал гениальный роман, политически нам чуждый. Я понимаю, конечно, что условия борьбы, в случае полной контрреволюционности такого романа, могли бы заставить нас, скрепя сердце, задушить его, но
5
это было бы очень жаль. Если же контрреволюционности такой не было бы, а был бы только не совсем приятный уклон или, скажем, аполи- тицизм, то мы, конечно, должны были бы дать жить такому роману».Короче говоря, было решено дать писателям-попутчикам возможность жить и работать. А писателям «идейно непогрешимым», но художественно несостоятельным, в праве писать плохо было вроде бы отказано.Но~они не унимались. И продолжали бороться за это свое святое право. И не без успеха. Пока, наконец, 23 апреля 1932 года не было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В постановлении этом ЦК признал необходимым ликвидировать Ассоциации пролетарских писателей (АПП) и другие литературные группы и объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти, в единый Союз советских писателей. А еще два года спустя состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, на котором было торжественно объявлено, что не будет больше никаких «попутчиков» и «пролетарских», не будет больше деления на законных и незаконных, кровных сынов и пасынков — все советские писатели отныне родные дети единой советской литературы.Писатель Леонид Соболев начал свою речь на съезде словами, которые с тех пор не уставали повторять и цитировать.«Партия и правительство,— сказал он,— дали советскому писателю решительно все. Они отняли у него только одно — право плохо писать».Эти слова повторил в своей речи на съезде (22 августа 1934 года) А. М. Горький.«К этому следует прибавить,— продолжал он,—что партия и правительство отнимают у нас и право командовать друг другом, предоставляя право учить друг друга. Учить — значит взаимно делиться опытом. Только это. Только это, и не больше этого».Казалось, вопрос был исчерпан и снят с повестки дня.Но борьба за право писать плохо, а также за право командовать (две эти претензии, как заметил проницательный Алексей Максимович, всегда выступают вместе, так сказать, единым фронтом) — эта борьба продолжалась и продолжается по сей день.Любители командовать и командными постами защищать свое право плохо писать у нас никогда не переводились. И надо отдать им должное: они постепенно отвоевали себе это право. И без боя (а может быть, даже, без настоящей войны, в которой будет еще много атак и арьергардных боев) это свое, с таким трудом завоеванное, право не от- ДаДут.Сейчас они, конечно, уже не высказываются с таким очаровательным простодушием, с каким это делали ВАППовцы и РАППовцы. Те, как я уже говорил, не прочь были признать, что пишут плохо, во всяком случае, гораздо хуже, чем писатели-попутчики. Нынешние в этом ни за что не признаются. Но система аргументации у них совершенно та же.
6
Вот некоторое время тому назад один писатель, занимающий видный командный пост в литературе, горько посетовал на то, что давно, мол, у нас не было постановлений ЦК о политике партии в художественной литературе.Спрашивается: зачем ему такие постановления? *А ясно зачем: чтобы партия своим авторитетом «кого надо» поддержала, а «кого надо» — попридержала.Борьба идет не только с живыми, но и с мертвыми. Несколько лет назад известный критик и литературовед Ф. Кузнецов, бывший в то время руководителем Московской писательской организации, провозгласил с трибуны (речь эта была опубликована^*, что наши литературоведы слишком большое внимание уделяют таким писателям, как Булгаков, Зощенко, Пастернак, Ахматова. Писатели и поэты эти, действительно, замечательные, говорил он, и мы правильно поступили, вернув их книги читателю. Но следует помнить, что они никогда не были к о л о н н о - вожатыми нашей литературы. Колонновожатыми (слово-то какое!) были Горький и Серафимович, Маяковский и Есенин.Нелепость этого разделения не только в том, что писатели вообще не маршируют колоннами («ди ерсте колонне марширт»). И даже не в том, что в число «колонновожатых» почему-то попал Есенин, которому при жизни, да и после смерти тоже, крепко доставалось от тогдашних руководителей литературы, авторитетно решавших, «кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мертв и хулим».Нелепость и даже злокачественность такого деления — в самом стремлении разделить писателей на овец и козлищ, «чистых» и «нечистых».Конечно, деление это придумал не Ф. Кузнецов. Он лишь дал ему новое словесное (идеологическое) оформление. Потребность в таком словесном оформлении возникла из-за того, что старое («пролетарские» и «попутчики») было уже скомпрометировано, а никакого другого взамен пока не придумали.Тем не менее, хоть и не оформленное словесно, деление такое подспудно существовало всегда. (Одно время бытовала даже такая формула: «Важен не талант, а направление таланта». Были в ходу и другие, совсем уж пикантные термины. Так, например, удостоенных чести называться самыми верными помощниками партии Хрущев однажды назвал автоматчиками. Но это словечко надолго не прижилось).Как легко можно догадаться, это упорное стремление делить всех деятелей нашей культуры на «своих» и «чужих» отнюдь не бескорыстно. Оно не бескорыстно и само по себе. А еще потому, что от такого деления уже только один шаг до создания официально принятой и утвержденной иерархии, своего рода литературной табели о рангах.Вскоре после Первого писательского съезда вышла в свет забавная книжица: «Парад бессмертных. Художественно-оптимистический альманах «Крокодила». Среди множества эпиграмм, пародий и фельетонов,
7
из которых состоял этот сатирический альманах, было ироническое предложение ввести для писателей знаки различия в петлицах. Гость с разовым билетом — один кубик. Гость с постоянным билетом — три или четыре кубика. Делегат с совещательным голосом — одна шпала. Делегат с решающим — две шпалы. Член мандатной комиссии — три шпалы. Член редакционной комиссии — ромб. Член секретариата — два ромба. И т. д.Тогда (в 1934 году) на эту тему еще шутили.Сейчас об этом говорят уже не в шутку, а совершенно всерьез. Вот совсем уже недавно нам пришлось услышать горькую жалобу С. Михалкова на критиков, которые имеют нахальство делать критические замечания даже тем, кто носит Золотые Звезды Героев Социалистического Труда и высокие звания народных артистов, народных художников и т. п. «Зря, что ли, нам давали эти высокие награды?»Высокие награды давали, быть может, и не зря. (Хотя во времена, которые мы теперь называем периодом застоя, бывало всякое.) Но даже если исходить из того, что все награды были получены по заслугам, надо все-таки ясно понимать: награды даются за то, что человек с о в е р - шил. То есть за п р о ш л ы е его заслуги. И никакая награда не может быть защитой от критики на будущее.Это относится ко всем сферам человеческой деятельности. Но к писателю, к художнику — в большей мере, чем к кому бы то ни было.Вот небольшой отрывок из воспоминаний Юрия Олеши об Алексее Николаевиче Толстом:1<— Послушайте,— сказал Толстой,— когда я подхожу к столу, на котором лист бумаги, у меня такое ощущение, как будто я никогда ничего не писал; мне страшно — такое ощущение, как будто придется сесть писать впервые... Как я буду писать, думаю я, ведь я же не умею!..Передо мной,— заключает это воспоминание Ю. Олеша,— время от времени встает такой образ (видеть который не мешало бы каждому молодому писателю): вот он, Алексей Толстой, подходит к белеющему листу бумаги — со своей трубкой в чуть отведенной в сторону руке, мигая и со сжатым ртом... Тревога на его лице! Почему тревога? Потому что он не уверен, умеет ли он писать!Это он не уверен — Алексей Толстой, умевший создавать то, что история относит к чудесам литературы!»Олеша не зря, конечно, говорит, что нарисованную его воображением картину не мешало бы видеть каждому молодому писателю. Но я думаю, что еще в большей степени ее не мешало бы держать перед своим мысленным взором каждому маститому, каждому увенчанному, каждому, кто удостоился громкой славы и высоких наград.В известном смысле положение знаменитого, всенародно известного писателя (художника, артиста) гораздо труднее, чем положение молодого, начинающего. Ведь он должен каждой новой своей работой, каждым новым художественным свершением подтверждать свое
8
право на славу, на громкое имя, на читательский (или зрительский) успех.Один старый актер рассказывал мне, что в годы его юности молодых студентов театральных училищ пускали во время спектаклей Большого театра на сцену, за кулисы, откуда они могли слушать Шаляпина, Собинова и других корифеев тогдашней оперы. И вот однажды он своими ушами слышал, как Шаляпин перед выходом, прислушиваясь к овациям, доносящимся из зала, отчетливо пробормотал себе под нос:— Погодите хлопать, черти! Может, еще и не спою!Нельзя сказать, чтобы Шаляпин был так-таки уж совсем-равнодушен к овациям и аплодисментам. Но он не хотел, чтобы аплодировали его имени. Он хотел, чтобы аплодировали его голосу, его артистическому дару, его художественному гению. А для этого (он прекрасно это понимал) есть только одно средство: всегда быть в ф о р м е, как говорят спортсмены.Нынешним «корифеям» театра, литературы и кинематографа наивный страх Шаляпина, что он, может быть, еще и «не споет», вероятно, покажется кокетством. Или — уж по меньшей мере — дикой и странной причудой. Они не сомневаются, что аплодировать им будут всегда, независимо от того, «в голосе» они нынче, или «не в голосе». Аплодировать будут их званиям, наградам, лауреатским значкам. По их мнению, только так и должно быть: коли награды эти даны им пожизненно, стало быть, и овации, и аплодисменты тоже полагаются им пожизненно. Так сказать, по чину.Дошло до того, что Ю. Бондарей, когда осмелились покритиковать его роман, сравнил новую общественную ситуацию, благодаря которой это стало возможно, с нашествием фашистских «цивилизованных варваров» и объявил, что такое положение дел чревато — не больше, не меньше — как гибелью нашей национальной культуры.А вот другой случай, тоже имевший место сравнительно недавно. Один писатель, обладающий самыми высокими литературными чинами и званиями, отдал в толстый журнал, в котором он, к слову сказать, всегда печатался, свой новый роман. Но в журнал этот пришел к тому времени новый редактор, и вопреки прочно установившейся традиции роман был писателю возвращен. Нет-нет! Роман не отвергли! Об этом не могло быть даже и речи! Просто вернули его автору, как говорят в таких случаях, «на доработку», сопроводив почтительным письмом, в котором излагались замечания и пожелания редакции.Автор романа от такой неслыханной наглости был просто вне себя. О том, что ему даже в голову не пришло подумать над замечаниями редакции, не приходится и говорить. Он немедленно отдал свое сочинение в другой журнал, где оно было, разумеется, принято с распростертыми объятиями. А журнал, посмевший вежливо отклонить его роман, он тотчас же публично объявил крамольным, сошедшим с единственно
9
правильной, столбовой дороги и вступившим на опасный путь, грозящий нашей литературе неисчислимыми бедами.История литературы знает случаи, когда даже гении вынуждены были уступать притязаниям редактора. (Достоевский по настоянию Каткова выкинул из «Бесов» главу «У Тихона», которой очень дорожил). Спор и даже конфликт автора с редактором — дело естественное.Само собой, автор может и не согласиться с суждением редактора. Может отстаивать свою правоту. Может даже, не сойдясь с редактором, отдать свое сочинение в другой печатный орган, где его лучше поняли и оценили. Все это — в порядке вещей.Но тут ведь совсем другое! Писатель, о котором идет речь, был оскорблен в лучших чувствах вовсе не потому, что замечания редакции показались ему неверными, не потому, что он был с редактором в чем-то не согласен. Просто он н е привык к такому обращению. Все, что бы ни выходило из-под его пера, всегда «с колес» отправляли в типографию. И намекали при этом, что счастливы, что читатель с нетерпением ждет его нового шедевра. Естественно, что такое подобострастное отношение к его творчеству стало восприниматься им как некая постоянная, раз и навсегда полагающаяся ему привилегия. Полагающаяся, так сказать, по рангу*. И немудрено, что покушение на эту привилегию подействовало на него, как потрясение всех основ.«Ранг» писателя далеко не всегда определяется его былыми литературными заслугами. (Пусть былыми, но все же литературны - м и.)Молва приписывает одному из бывших «литвождей» такую многозначительную реплику. «Писатель б е з власти,— будто бы сказал он,— ничего не стоит!» В этой реплике красноречиво выразилось номенклатурное мышление. Быть может, нигде больше это номенклатурное мышление не достигает такой зловещей, губительной силы, как в литературе и искусстве.Человек может быть энергичным, активным, даже даровитым администратором, не обладая при этом никакими художественными талантами. Но, будучи выбран (или назначен) на мало-мальски важную руководящую должность (в Союзе писателей или где-нибудь еще), такой человек непременно обнаруживает претензию считаться не просто писателем, но непременно крупным, выдающимся писателем. Как говорил Маяковский, Большой Медведицей пера.«С писателем такого ранга так поступать нельзя!», «О писателе такого ранга говорить в таких выражениях непозволительно!» — все эти формулы прочно въелись в сознание наших литературных генералов. Кто пооткровеннее, говорит о золотых звездах и званиях. Кто поделикатнее, прибегает к другой терминологии. Вот, скажем, Какая-то (имярек) посмела сказать что-то непочтительное о Таком-то (имярек). А ведь Такой-то— совесть нашей литературы! Как же можно? Как посмела Какая-то так говорить о Таком-то!
10
По видимости, это. негодование звучит благороднее, чем охранительный пафос, призывающий не задевать критикой носителей золотых звезд и высоких званий. Но в основе его — всё то же номенклатурное, ранговое мышление.Ну, допустим, Такой-то (в данном случае речь шла о Василии Белове) действительно «совесть нашей литературы». (Хотя на этот счет могут быть разные мнения.) Но даже и такое звание не дается писателю пожизненно. Каждой новой своей книгой подтверждать право на столь высокое звание — это, пожалуй, даже труднее, чем подтверждать свои права на звания героя или лауреата.Николая Васильевича Гоголя тоже — и не без некоторых к тому оснований — называли совестью нашей литературы. Это, однако, не помешало Белинскому обозвать его «проповедником кнута, апостолом невежества, поборником обскурантизма и мракобесия, панегиристом татарских нравов». гСкажут: это же не «Какая-то», а сам Белинский!Но, во-первых, это для нас с вами Беілинский — непререкаемый авторитет. (Да и то не во всем.) А во-вторых, старая формула «Что позволено Юпитеру...» — дескать, Белинскому можно, а другим нельзя,— это ведь тоже не что иное, как проявление все того же номенклатурного, рангового, субординационного мышления.Впрочем, если пример Белинского и Гоголя кажется не вполне убедительным, можно привести много других.Лев Николаевич Толстой, как известно, тоже почитался совестью нашей литературы. Это не помешало, однако, Николаю Шелгу- нову назвать «Войну и мир» романом «социально вредным» и пожелать, чтобы имя автора такой книги было «вычеркнуто из списков».«Мы не отрицаем в графе Толстом таланта для описания солдатских сцен,— писал Шелгунов,— но думаем, что мировая философия не его ума дело».«Анну Каренину» Суворин назвал «ароматным представлением царства одеколона».«...Сам Толстой, — писал он,— недалеко ушел от своих героев. В своем новом романе он продолжает вертеться с любовью все в том же «тю- лево-ленто-кружевном» кругу, где «обыкновенно говорят всякий вздор».Ткачев свою статью об «Анне Карениной», которую он выразительно озаглавил «Салонное художество», закончил таким выводом: «Гора родила мышь, да и не живую, а мертвую».Нельзя' сказать, что все эти обидные и несправедливые наскоки так-таки уж совсем не огорчали Льва Николаевича. Вероятно, огорчали. (Хотя думаю, что больше всего его огорчало непонимание, а не развязная резкость тона.) Но как бы то ни было, ни самому Толстому, ни многочисленным его поклонникам даже в голову не приходило, что можно воззвать к властям предержащим или хотя бы даже к общественности, требуя оградить «совесть нашей литературы» от критиче-
11
ских нападок, запретить критикам писать о Толстом в таком непотребном тоне.Во времена Толстого все еще понимали, что критика — любая, самая нелицеприятная, самая несправедливая, даже обидно несправедливая — есть норма литературной жизни. У нас часто говорят, что критик должен выражать не личную свою точку зрения, а объектив - ную, то есть как бы общепринятую. Но ведь эта самая общепринятая точка зрения может сложиться лишь в результате столкновения и даже борьбы разных точек зрения, индивидуальных, личных, субъективных, в том числе и несправедливых, даже ошибочных.Дело ведь, в общем-то, простое: кто в себе уверен, не боится никакой критики. Он выдержит любые нападки, любые наскоки. Боится критики лишь тот, кто видит в ней посягательство на полагающиеся ему «по чину» почести, награды, овации. Иначе говоря, лишь тот, кто в глубине души опасается, что без соответствующих указаний и предписаний встречать и провожать овациями его, пожалуй, не станут...Рассказывают, что все неприятности и беды, обрушившиеся вскоре после войны на Анну Ахматову, начались с того, что на вечере поэзии в Колонном зале Дома союзов при ее появлении зал встал.Об этом рассказали Сталину. И он будто бы спросил:— Кто организовал вставание?Даже если история эта выдумана, следует признать, что выдумана она неплохо. Анекдот этот выражает самую суть созданной Сталиным общественной атмосферы. Вернее, атмосферы, в которой нет и не может быть никакой общественности, никакой общественной жизни.К счастью, эпоха организованных вставаний постепенно уходит в прошлое. Хочется верить, что навсегда.
Оценили 24 человека
61 кармы