Данная статья ("Натурализация полтергейста"), в моём переводе, публикуется с любезного разрешения Доктора Философии Университета Кембриджа Андреаса Соммера, с коим я имел честь познакомиться благодаря Провидению.
Явные «проявления полтергейста» - суть воплощение «вещей, на которые натыкаются в ночи», и большинство современных ученых, вероятно, отправят их в царство сказок, не задумываясь. И все же для историков, изучающих историческую преемственность научного интереса к предполагаемому «сверхъестественному», этот феномен готов к удивительному пониманию.
Вероятно, придуманный Мартином Лютером (признанной жертвой полтергейста) в Германии шестнадцатого века, «полтергейст» означает «грохочущий дух». Существует огромное количество исторических записей о драматических вспышках полтергейста, поражающих людей из всех слоев общества, что нередко приводило к вмешательству со стороны государственных органов, которые, в свою очередь, и дали нам самые подробные записи этого явления. Среди странных, но, по-видимому, устойчивых особенностей предполагаемого феномена полтергейста с течением времени выделяют:
* Центром событий обычно является конкретный человек, часто подросток. * Слышны необъяснимые повторяющиеся звуки - от стука изнутри стен или мебели до оглушительных ударов. * Звуки иногда раздаются в ответ. * Бытовые объекты всех размеров и веса наблюдаются в движении, иногда в медленном и выглядящими словно их переносят. * Движущиеся объекты, кажется, проникают в закрытые окна или стены, не причиняя ущерба, и часто сообщается, что они горячие. * Наблюдаются случаи, когда камни бросают извне, иногда со значительного расстояния. * Большое количество воды внезапно появляется и исчезает, огонь вспыхивает самопроизвольно. * Людей вышвыривает из кровати, они могут быть избиты или подвергнуться ударам невидимых рук, а также укусам. * Надписи и рисунки появляются на стенах или в закрытых помещениях. * Явления воспринимаются, иногда одновременно, более чем одним свидетелем. * Предполагаемые явления взаимосвязаны с паникующими домашними питомцами и животными, которые ведут себя необычно. * В постиндустриальные времена эти явления тесно связаны со сбоям или нестабильной работой электронного оборудования.
Многие деятели научной революции верили в явления полтергейста и интерпретировали их в традиционных религиозных терминах, то есть вызванные колдовством, дьяволом или злым человеческим духом. Например, ранние члены Королевского общества, такие как Джозеф Гланвилл, исследовали случаи полтергейста и опубликовали свои выводы. Самым известным из них был Роберт Бойль, который спонсировал английский перевод французского случая полтергейста, «Дьявола Маскона», к которому он также написал предисловие.
Во времена Просвещения респектабельность «сверхъестественного» резко снизилась на фоне продолжающихся религиозных войн, коррупции в клерикальных кругах и ужасов помешательства на ведьмах. Однако, вместо натурфилософов или медиков, именно религиозные и политические писатели, такие как Джозеф Аддисон, начали рассматривать «оккультизм» как сокращение католической иррациональности и отсталости, высмеивая его из интеллектуального дискурса. Например, пьеса Аддисона «Барабанщик» была карикатурой на «Барабанщика Тедворта» - дело полтергейста, расследованное Джозефом Гланвиллем, и подшучивала как над верой в призраков, так и над атеистическими вольнодумцами.
Однако не все ученые Просвещения соглашались с тем, что к сообщениям о «вещах, на которые натыкаются в ночи», обязательно следует относиться с презрением. Например, Г. Э. Лессинг в Германии, открыто выступал против входящего в моду повсеместного отказа от сообщений, связанных с явлениями полтергейста. (По словам немецкого историка Карла Кизеветтера, это произошло вскоре после того, как Лессинг был вовлечен в инцидент в Диббесдорфе под Брауншвейгом, где члены семьи из рабочего класса, страдавшие от продолжительной вспышки полтергейста, были без лишних слов заключены в тюрьму за нарушение спокойствия.)
В середине девятнадцатого века современный спиритизм стал основной религией на низовом уровне из-за случая в Хайдсвилле, США. Полтергейст стал еще более одомашненным, когда такие выдающиеся деятели науки, как Альфред Рассел Уоллес, Уильям Крукс и Александр Бутлеров, исследовали медиумов и убедились в реальности данного феномена. Когда астрофизик из Лейпцига Иоганн Ф. Цельнер проверил свою теорию четвертого измерения пространства с помощью экспериментального воспроизведения среды, воспроизводящей явления в стиле полтергейста, это стало взрывоопасным политическим вопросом в период становления современной психологии как профессии в Германии. Зеллер, к которому присоединились в своих неортодоксальных исследованиях такие физики, как Густав Теодор Фехнер, подвергся публичным нападкам со стороны ученика Фехнера Вильгельма Вундта, основателя первого в Германии института экспериментальной психологии, который опасался, что научный интерес к явлениям спиритизма создаст угрозу для общества и для религиозных основ цивилизации.
В отличие от Вундта, его американский коллега Уильям Джеймс в Гарварде защищал научные исследования спиритизма. Сотрудничая, в частности, с исследователями в Англии, Джеймс помог создать важные концепции о подсознании в конце XIX века. Двумя основными теоретиками подсознательного познания были Карл дю Прель в Германии и друг Джеймса Фредерик У. Х. Майерс в Англии. Сравнивая психологию обычного лунатика с особенностями сообщаемых видений живых людей, они предположили, что фиксированные подсознательные идеи могут быть основной причиной обоих случаев. Более того, они предложили необычное психологическое объяснение появлявшимся сообщениям о мертвых: Майерс предположил, что «поведение призраков живых существ предполагает сны, которые снятся живым людям, чьи фантомы и проявляются. И точно так же поведение призраков мертвых предполагает сны, которые снятся умершим людям, чьи фантомы и проявляются ». Точно так же дю Прель считал, что «если сверхсенсорные способности возможны без использования тела человеком, то они должны быть возможны и без тела как такового вообще».
В начале двадцатого века Оливер Лодж, Чарльз Рише, Чезаре Ломброзо, Филиппо Боттацци, Камиль Фламмарион, Анри Бергсон, Мари и Пьер Кюри, третий и четвертый лорды Рэлей и многие менее известные ученые, медики и философы пытались воспроизвести феномен полтергейста в контролируемых условиях. После того, как психоанализ затмил таких авторов, как Дю Прел и Майерс, специалисты по психическому здоровью, такие как Карл Густав Юнг, Евгений Блюлер, Энрико Морселли и сексолог Альберт фон Шренк-Нотцинг, продолжили изучать явления полтергейста в полевых условиях и в лаборатории. Тем не менее, они категорически отвергли теории, связанные с деятельностью разобщенных духов, и многие выступали за строго психодинамический подход. Как сказал Шренк-Нотцинг: «В некоторых случаях эмоционально заряженные комплексы репрезентаций, которые стали автономными и разобщенными, похоже, стремятся к разрядке и реализации через призрачные явления. Следовательно, так называемая одержимость происходит вместо невроза ». Рассматривая многочисленные случаи, когда возможности обмана были практически исключены, они предложили объяснять феномены полтергейста в терминах эмоциональных конфликтов, неосознанно разыгрываемых людьми с «телекинетическим» характером, и данный взгляд на феномен был принят психоаналитиками, такими как Альфред фон Винтерштейн и Нандор Фодор.
Научный интерес к явлениям в стиле полтергейста сохранялся в самых неожиданных местах. Члены Венского круга позитивизма, такие как Рудольф Карнап и Ханс Хан (ставший вице-президентом Австрийского общества психических исследований), внимательно следили за экспериментальными и полевыми исследованиями Шренка-Нотцинга. Самый выдающийся ученик Хана, Курт Гёдель, также посещал экспериментальные сеансы. Физик-теоретик Вольфганг Паули верил во внутреннюю взаимосвязь разума и материи даже на макроскопическом уровне, представление, которое частично основывалось на его собственных странных переживаниях. Например, Паули было запрещено входить в лабораторию его друга Отто Стерна в Гамбурге, поскольку, как сообщалось, простое присутствие Паули достоверно разрушило лабораторное оборудование и аппаратуру. Паули активно переписывался с Юнгом, и наряду со спонтанными и экспериментальными примерами «эффекта Паули» в стиле полтергейста проиллюстрировал концепцию синхронности Юнга. Паули также переписывался с фрайбургским психологом Хансом Бендером, который продолжал психодинамически-синхронный подход к «оккультным» явлениям и исследовал «дело Розенхайма», жестокую вспышку полтергейста в баварской юридической фирме, которую часто считают одним из самых основательно задокументированным современным случаем полтергейста (термин «полтергейст» вскоре был исключен и заменен на «рецидивирующий спонтанный психокинез» или RSPK).
Интересно, что Оксфордский словарь английского языка (третье издание, обновленное в сентябре 2006 г.) все еще опирается на ранние современные богословские представления, определяя полтергейст как «призрак или другое сверхъестественное существо, предположительно ответственное за физические нарушения, такие как громкие звуки и разбрасывание предметов». Это определение поразительно затеняет плюрализм эмпирических и концептуальных подходов к «полтергейсту» в качестве краткого изложения вопросов, касающихся человеческого разума, его места в природе и, что немаловажно, силы веры и неверия.
Статья Андреаса Соммера на его сайте: https://www.forbiddenhistories...
YouTube канал Андреаса Соммера: https://www.youtube.com/channe...
Оценили 0 человек
0 кармы