Промелькнула тема о том, что священнослужители РПЦ против кремации потому, что она противоречит канонам Православия. Поскольку мне самому довелось четырежды хоронить родных из числа и православных, и мусульман, то выскажу свое личное мнение. Не удивлюсь, если это вызовет негативную реакцию или порицание. Но в чем-то, я думаю, многие со мной согласятся.
Во-первых, хотелось бы однозначно констатировать, что смерть – это для многих беспроигрышный бизнес. И речь не только о всевозможных агентствах ритуальных услуг или управляющих кладбищами. Как бы это кощунственно ни звучало, но отправление религиозных ритуалов также выливается в ощутимую сумму для близких усопшего. Причем, в отличие от профессиональных похоронщиков, никаких чеков или расписок в получении средств вы не получите. Да и попросить подобных документов язык не повернется, ведь речь идет о душе человеческой, а какие там могут быть меркантильные соображения, правда? Прейскурант у священнослужителей тоже условный. Какую-то атрибутику вы еще сможете купить по вполне фиксированным ценам в церковных лавках. А вот сколько отдать за обряд, определяется самим священником. Причем, я бы даже сказал, несколько лукавым образом. Возможны варианты от «сколько сможете» до озвучивания конкретной цены после проведения самого обряда. При этом всегда подчеркивается ваша степень уважения к усопшему. Тут редко кто руководствуется здравым смыслом, особенно, когда горе застит сознание. Исключение в моем личном опыте было лишь однажды. Это помощь татарской общины в маленьком северном городке, где в процессе похорон моей бабушки была оказана помощь за чисто символическое вознаграждение.
Помнится, мой тесть говаривал при жизни, что будет с того света осуждать нас, если мы будем устраивать ему пышные похороны. Он, как правоверный мусульманин, хорошо знал, что в исламских традициях некоторых народов является нормой, хоронить предельно аскетично, не возводить пышных надгробий, и даже не посещать могилу усопшего после похорон. Потому это бы была своеобразная забота о нас, близких, со стороны сурового башкирского воина, который был к тому же армейским офицером в запасе. Тем не менее, помощник муллы мечети (как мне его отрекомендовали – не попросишь ведь удостоверения), в которую я обратился, всячески меня увещевал, что мне нужно непременно выразить свое уважение к тестю размером денежного вознаграждения. Понятно, что когда на одной чаше весов святое, а на второй деньги, то «перышко» души легко перевесит «чугунный кирпич» денег. Терпение моё лопнуло, когда на поминках этот помощник без зазрения пялился на мою супругу, разве что слюна не текла. Оперативно спровадив его, я мысленно попросил прощения у тестя, если не все обрядовые тонкости будут соблюдены здесь на земле. Там наверху Всевышний разберется в любом случае.
Погребение по православному обычаю более атрибутивно и затратно. После отпевания тещи, батюшка мне просто назвал конкретную стоимость пяти минут его «услуг» почти в половину нынешнего МРОТ. Не поспоришь, отдаешь без колебаний. Хотя я никак не могу для себя решить, если речь идет о святом, причем тут вообще деньги. Я бы пришел после и благодарно пожертвовал церкви столько, сколько было бы для меня возможным. А так присутствует какой-то пошловатый оттенок.
В этот же процесс очень умело вписываются профессиональные похоронщики. Помимо канонических требований существует множество наших светских предубеждений. Поэтому мы стараемся сделать как лучше, затрачивая невероятные средства на кучу всего, включая даже те атрибуты, которые не одобряют даже сами религии. Мы так устроены. Нам важно выразить все избыточно, а часто и монументально. Это я еще не упомянул о тех случаях, когда человек умирает в другом городе или даже регионе. Тогда многое усложняется в разы, как было с моей матушкой, скончавшейся в больнице в другом городе. Нужно сделать все, чтобы тело было обработано и оборудовано для транспортировки, чтобы упокоиться на родной земле.
Весь этот опыт привел мои размышления к следующему соображению. Если Вера твоя в Бога сильна, независимо от конфессии, то нужно стремиться соответствовать её канонам и заповедям еще при жизни, чтобы не перекладывать какую-то часть груза искупления на близких. Если ты атеист – тем паче волноваться не о чем. Любые их пожертвования и обряды не смогут искупить всего, что ты сделал против божьих заповедей и совести. Я не хочу, чтобы мои близкие попадали на необходимость оплачивать услуги этого беспроигрышного бизнеса. Никакой памятник или пышное мероприятие не помогут сохранить память обо мне, если я ничего особенного в этой жизни не значил. Потому я укажу в своем завещании кремировать мое тело, а прах по возможности развеять над моей любимой рекой Леной. Она это и примет, и в землю доставит. А бессмертная душа сама найдет свой Путь. И Господь наш всемогущий не осудит меня за то, что я всю эту затратную ритуально-светскую кутерьму предотвратил. Разве что исповедоваться я не откажусь. Но это тоже не гарантия для страшного суда.
Оценили 66 человек
84 кармы