Нет, друзья, речь пойдет не об одноименной кинокартине, и не о том, что история, как таковая, бесконечна. Речь пойдет об отношении к истории и о том, как ею пытаются манипулировать. Для начала я хотел бы процитировать информационный повод, который, вкупе с множеством других попыток неоднозначного использования или переписывания истории, послужил поводом для размышлений на эту тему.
Комитет по школьному образованию в Сан-Франциско только что проголосовал за то, чтобы потратить 600 тысяч долларов на уничтожение исторических фресок с изображением Джорджа Вашингтона в местной школе для старшеклассников. На недавнем заседании комитета жители города заявляли, что разрушение искусства — вопрос прав человека.
Кроме того, есть весьма интересный телеэфир, где простые американцы высказывали своё мнение относительно данных фресок.
ЖЕНЩИНА: Это расистская фреска. Моя история не должна быть расистской, но она такова.
ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА: Пожалуйста, помогите это прекратить! Закрасьте это! Не пытайтесь прикрыть!
ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА: Это вопрос прав человека. Права учиться, не находясь во враждебном окружении.
ЧЕТВЁРТАЯ ЖЕНЩИНА: Когда я ходила в школу, каждый раз я должна была проходить через входные двери и смотреть на эти фрески. Они не находили у меня отклика. Это было неправильно, это была дегуманизация…
МУЖЧИНА: Я не хочу, чтобы эти фрески увидел ещё хоть один ученик, которому не надо их видеть.
Образы настолько болезненны, что их необходимо уничтожить! Сегодня с нами радиоведущий из Калифорнии Итан Берман. Большое спасибо, что нашли для нас время, Итан.
ИТАН БЕРМАН, радиоведущий: Спасибо, что пригласили, Такер.
Когда же либералы пришли к мнению, что уничтожать искусство — это нормально, если оно не нравится политикам?
ИТАН БЕРМАН: Не могу сказать, что именно так решили в данном случае. На самом деле, я хотел бы, чтобы их можно было сохранить…Да, именно.
Так на что же это меня натолкнуло? А на то, что мы часто "ведёмся" на призывы "цивилизованных" быть правдивыми и критичными к своей истории, что якобы гарантирует наше объективное отношение к прошлым событиям и благосклонное отношение со стороны других народов. А так ли это на самом деле, и как относятся к собственной истории эти другие народы, что требуют от нас покаяния за наше прошлое?
А на деле, и я в этом убеждаюсь раз от раза на протяжении многих лет, другие народы свою историю чтут, невзирая на то, как к этому относятся другие. Иногда они её превозносят до невообразимых даже для нас, с нашим почитанием военных и трудовых подвигов нашего народа, высоту. Причем возносят её даже там, где платить и каяться было бы реально уместнее.
Касаясь упомянутого случая, ни для кого не секрет, что Джордж Вашингтон, как и многие прочие отцы-основатели, были рабовладельцами. И невольно напрашивается вопрос: что это была за война с рабством южных штатов, если в том или ином виде, включая сегрегацию по расовому признаку, оно сохранялось вплоть до середины двадцатого столетия? А как же быть с прочими бесчеловечными страницами истории, когда со стороны колонистов был реализован самый настоящий геноцид аборигенного населения Америки, с последующим заключением их остатков в резервации?
Можно многое перечислять из общеизвестных исторических страниц. Но всё это меркнет перед тем, как относятся к своей истории сами граждане США. Можно охарактеризовать это лаконичной цитатой из выступления американского негритянского актера Моргана Фримена: "241 год блистающей демократии". Вы понимаете? Это говорит потомок тех, кого насильно привезли в Америку из Африки для рабского труда за еду, тех, кого унижали и линчевали еще в первой половине двадцатого века, тех, кто с огромным трудом получил право считаться равным белому населению, чтобы учиться в одних и тех же заведениях, ездить на тех же пассажирских местах в общественном транспорте, пить воду из тех же кранов, обедать в тех же кафе, что и белые. Так что же тогда говорить о белых американцах, которых сейчас несколько поприжали разными законами о "толерантности" к цветным и сексуальным извращенцам, но продолжают систематически вдалбливать в сознание идеи об исключительности и правильности всего, что связано с историей их колонизации и последующей жизни на континенте?
Хорошо, отвлечемся от американцев и обратимся к бельгийцам. Полагаю, что всем известен король Бельгии Леопольд II (1835-1909), который превратил одну из колониальных конголезских территорий в личную "плантацию" для обогащения, где все местные жители являлись рабами короля, а за неудовлетворительную работу применялись самые жестокие наказания, не обходя исключением даже малолетних детей, которые также обязаны были трудиться. В частности, за невыполнение нормы такому работнику, независимо от возраста, отрезали кисть руки. Это не говоря уже об иных зверствах, в результате которых было умерщвлено самыми бесчеловечными способами до половины местного населения.
Так что же бельгийцы? А бельгийцы поставили Леопольду II памятник, и почитают его, как монарха, который внес большой вклад в развитие и укрепление благополучия Бельгии. Благодетель, в общем.
Думаю, что этих иллюстраций вполне достаточно, чтобы обратить наше с вами внимание на бесконечную грызню относительно различных исторических этапов нашего Отечества.
И пока монархисты клеймят большевиков со всей последующей историей, пока либеральная братия с остервенелой ненавистью громит Сталина и тех, кто с ними не согласен в нужной степени категоричности, пока "сталинисты" обличают и тех и других, заинтересованные стороны постараются посеять еще большую вражду между нами на этой почве. Так не пора ли понять и признать, что наша история - это наше общее и неделимое прошлое, которое на знает сослагательных наклонений, иначе, при малейших отклонениях, большинства из нас нынешних просто не существовало бы на этом свете. Ведь мы уже не сможем изменить ничего в прошлом, но мы можем хотя бы попытаться договориться о будущем.
И нам не следует позволять кому-либо обращаться с нашей историей по принципу "в сапогах, да по грядкам", поскольку это возможно лишь в том случае, если мы сами себя не уважаем, чего отнюдь не наблюдается у других народов. Никто не поступает со своей историей так, как это делаем порой мы, давая поводы называть нас оккупантами, облаивать памятники под Прохоровкой ли, или в Дубосеково. А спорить между собой, соглашаясь или не соглашаясь с мнением собеседника, нам никто не запрещает. Только вот накал ненависти этих споров желательно снижать, хотя бы потому, что это всё является цепочкой событий и обстоятельств, которые и привели к рождению каждого из нас. И это непреложный факт.
p.s. Кстати, в одном из мнений, высказанных относительно этих фресок из Сан-Франциско, прозвучало, что раз художник был русским, то он попросту не может правильно понимать американскую историю, а значит, он не имеет морального права каким-либо образом её касаться. Так-то.
Оценили 35 человек
76 кармы