Немного о гуманизме и справедливости возмездия

4 685

На размышление натолкнула новость о том, что в Японии власти привели в исполнение смертный приговор в отношении бывшего лидера секты "Аум Синрикё" (признана террористической в России) Сёко Асахары. Он и его многочисленные "коллеги" были арестованы после террористической атаки сектантов в токийском метро с использованием отравляющих газов в 1995 году. Приговор был вынесен в 2004 году, но, по причине невменяемости приговоренного, приведение его в исполнение откладывалось. Казнен преступник был через повешение. От себя к этому добавлю, что когда в начале приснопамятных девяностых разномастные секты со всех сторон света, включая вышеупомянутую, развили у нас в России бурную деятельность, меня это откровенно повергало в ступор и недоумение. Впитав в себя советское и патриархально-провинциальное воспитание, видя умеренность и глубокую, не показную мудрость тех, кто сохранил традиционную веру в моей семье, а были и мусульмане и православные христиане, меня поражали эти довольно массовые "пляски" и воодушевленная истерия вокруг новоявленных "воплощений" и "откровений". Постепенно, когда одни секты и их лидеры проявляли себя в террористической активности, другие в мошеннической, всё начало становиться на свои места.

Теперь, собственно, о гуманизме. Шаблонно понимаемые представления о гуманизме, многие из которых реализованы и у нас в стране, предполагают, что психическое состояние обвиняемого в преступлении является существенным основанием для принятия решения судом о его дальнейшей судьбе. Так, по причине невменяемости, обвиняемый может быть приговорен только к принудительному лечению в спецучреждениях. Иных примеров я еще не видел. Во-вторых, нам внушили, что смертная казнь выходит за рамки современной гуманности для цивилизованных стран, поэтому у нас в стране действует мораторий. И высшей мерой наказания, если я ничего не путаю, является пожизненное заключение. С правом на помилование или нет - уже не важно. Европа шагнула еще дальше. Гуманное отношение в пенитенциарных учреждениях к осужденным преступникам является уже притчей во языцех. И если кинокартина "Хочу в тюрьму" является художественным произведением. То Андерс Брейвик, сознательно расстрелявший 77 человек в 2011 году, содержащийся в трехкамерном комплексе он может играть в видеоигры, смотреть телевизор и заниматься физкультурой, вполне себе реальный факт. Тем не менее, условия содержания, которым позавидуют очень многие неосужденные жители планеты, не устраивают Брейвика. И он регулярно судится с норвежскими властями об ущемлении тех или иных прав. Сюр, да и только. И сюр потому, что Брейвик нисколечко не раскаивается в совершенном. Напротив, он утверждает, что его содержание в, с позволения назвать, тюрьме сделало его взгляды только более радикальными. Так каков смысл этого гуманизма? Лично я начинаю терять всякую нить логики в подобных "наказаниях", обосновываемых стремлением к перевоспитанию.

Теперь вернемся к японцам. Примечательно, что, несмотря на невменяемость, смертный приговор они все-таки вынесли. Затем долгое время регулярно проводили многочисленные психиатрические экспертизы, пытаясь понять, прояснилось ли в сознании приговоренного настолько, чтобы его можно было убить. Это, кстати, очень интересная и распространенная практика, когда обвиняемых даже в невероятно тяжких преступлениях нужно сначала подлечить прежде, чем привести смертный приговор в исполнение. Не лишне будет упомянуть, что во многих штатах страны - "оплота демократии" смертная казнь также до сих пор существует и применяется.

Если говорить о нас, то, на мой взгляд, мораторий на смертную казнь является избыточным на фоне её существования и применения в других странах в особых случаях. Другое дело, что спешить с приведением приговора в исполнение категорически нельзя, поскольку вероятность следственных и судебных ошибок не исключается. Поэтому необходимо предусмотреть возможность достаточного времени, как для перепроверки всех материалов, фактов, улик и доказательств в рамках рассмотренного дела, так и для подачи прошения о помиловании. Гуманность должна быть сбалансирована со справедливостью возмездия.

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • Меня всегда удивляет влияние таких личностей на людей. Каким образом "невменяемым" удается собрать десятки и сотни тысяч поклонников, спонсоров, покровителей? Это удивительно.