Доказательство существования Бога с позиции антропного принципа

10 2636

Начиная доказательство, стоит обратиться к истории возникновения антропного принципа. Антропный принцип стал озвучиваться физиками разных стран во второй половине XX века в связи с тем фактом, что значения фундаментальных величин Вселенной стабильны и точно подогнаны друг к другу. Если произойдет хотя бы малейшее отклонение от значений таких констант, как скорость света (c), гравитационная постоянная (G), постоянная Планка (h), массы электрона и протона (me, mp) и заряд электрона (e), то существование атомов, звезд, галактик будет невозможным – наблюдаемая Вселенная мгновенно «расклеится» и исчезнет. На основе этого, некоторыми исследователями (Зельманов, Идлис, Дикке, Картер) был выдвинут антропный принцип, согласно которому данные нам значения констант являются необходимыми условиями существования наблюдаемой Вселенной, а значит, и наблюдателей (то есть, нас с вами).

В процессе развития антропного принципа, учеными было сформулировано несколько его вариантов.

Варианты антропного принципа, постулирующие предопределенность нашего существования, называются сильный и конечный. Сильный антропный принцип предполагает, что Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, но предопределенность этого не 100%-ная – наличие таких свойств во Вселенной не гарантирует того, что жизнь появится. Более жесткий конечный антропный принцип предполагает, что вектор эволюции Вселенной был неизбежно направлен на образование наблюдателей и наблюдаемой Вселенной. Согласно этой трактовке, во Вселенной были тщательнейшим образом подготовлены все условия именно для того, чтобы возникла жизнь, стали взаимодействовать и развиваться живые организмы. Говоря проще, вся Вселенная эволюционировала с определенной целью – появление нас с вами. Конечный антропный принцип близок к креационизму, но отличается от него тем, что не предполагает наличие Творца, создавшего Вселенную по своему замыслу, а рассматривает процесс эволюции Вселенной в нейтральном ключе.

Также сформулирован слабый вариант антропного принципа, согласно которому во Вселенной встречаются разные значения мировых констант, но наблюдение некоторых их значений более вероятно, поскольку в областях, где величины принимают эти значения, выше вероятность возникновения наблюдателя. То есть, значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.

Во всех вариантах антропного принципа постулируется связь между физическим строением Вселенной и существованием разумной жизни. В сильном и конечном вариантах на первое место поставлен факт существования разума – вся эволюция Вселенной пришла к тому, что существуем мы и познаем Вселенную. В слабом варианте на первом месте стоят величины Вселенной, которые могут иметь разные значения, но в одних системах значений вероятность возникновения разумных наблюдателей выше, чем в других.

Как вывести существование Бога из антропного принципа?

Для этого мы будем опираться на тезис слабого антропного принципа о существовании множества значений констант Вселенной, помимо тех значений, которые делают Вселенную наблюдаемой. Сам этот тезис ценен тем, что выводит наши представления о Вселенной за пределы ее видимого контура путем простого допущения, что наблюдаемая система законов Вселенной не единственна. Из этого допущения следует естественный вывод: во всех остальных системах значений величин Вселенной, кроме той, что делает нашу Вселенную наблюдаемой, Вселенная ненаблюдаема. Слабый антропный принцип допускает существование Вселенной во множестве ее конфигураций, и наблюдаемый нами вариант Вселенной просто имеет одну из таких конфигураций. В этом смысле наблюдаемый вариант Вселенной не имеет привилегированного положения по отношению к остальным, ненаблюдаемым вариантам Вселенной. Некоторые исследователи на основе этого делают вывод, что существует Мультивселенная, состоящая из множества Вселенных, каждая из которых определяется уникальным набором значений фундаментальных констант. Однако есть возможность обойтись без нагромождения Вселенных и допустить существование единой Вселенной, которая существует как множество своих вариантов.

Рассмотрим наблюдаемость Вселенной как свойство, которое Вселенная обрела вследствие определенной конфигурации своих фундаментальных параметров. Будем учитывать, что Вселенная существует в наблюдаемом состоянии продолжительное время (период развития живых организмов на Земле). В этом аспекте справедлив конечный антропный принцип, согласно которому наблюдатели возникли не случайно, а значит, сама Вселенная не случайно стала наблюдаемой. Поэтому наблюдаемость Вселенной – не просто свойство, но отдельное состояние Вселенной. Тогда все остальные ненаблюдаемые конфигурации фундаментальных параметров в совокупности составляют противоположное состояние Вселенной – ненаблюдаемость. В этой связи, по признаку наличия/отсутствия наблюдаемой конфигурации фундаментальных параметров, Вселенная делится на наблюдаемую и ненаблюдаемую.

Наблюдаемая Вселенная – это реальная Вселенная в текущем состоянии «здесь и сейчас», в которой действует сочетание строго определенных физических параметров, наблюдаемое нами. Ненаблюдаемая Вселенная – это совокупность всех возможных сочетаний физических законов Вселенной, принципиально недоступных для прямого наблюдения (потенциальная Вселенная).

Если полагать, что реальная Вселенная – это один из вариантов потенциальной Вселенной, а также учитывать сам факт существования реальной Вселенной, то из этого следует, что Вселенная находится одновременно и в реальном, и в потенциальном состоянии. Вселенная не только наблюдаема, но и обязательно ненаблюдаема. Хотя наблюдаемое и ненаблюдаемое состояния Вселенной исключают друг друга, они фактически находятся во взаимосвязи, составляя дихотомию «наблюдаемое/ненаблюдаемое». В этой дихотомии не предусмотрены четко выделенные промежуточные состояния, поэтому наряду с наблюдаемой Вселенной существует только ненаблюдаемая Вселенная. Ненаблюдаемая Вселенная есть то, что находится по обратную сторону наблюдаемой Вселенной; то, что осуществляет наблюдение за наблюдаемой Вселенной. Таким образом, ненаблюдаемая Вселенная есть не что иное, как неперсонифицированный универсальный наблюдатель, то есть, Бог.

Еще раз, в более сжатом виде: Вселенная является наблюдаемой ввиду того, что значения ее фундаментальных величин (скорость света, постоянная Планка, масса элементарных частиц и т.д.) определенные и стабильные. Однако любое отклонение от этих значений делает Вселенную ненаблюдаемой. Тогда возможно допустить, что существуют все остальные значения фундаментальных величин Вселенной, при которых Вселенная гарантированно существует в ненаблюдаемом состоянии. Совокупное множество таких значений называется ненаблюдаемая Вселенная (Вселенная, существующая в разнообразии своих ненаблюдаемых вариантов). Таким образом, Вселенная существует одновременно в наблюдаемом и в ненаблюдаемом состояниях. Ненаблюдаемое состояние Вселенной – это неперсонифицированный универсальный наблюдатель, находящийся по обратную сторону наблюдаемой Вселенной, то есть, Бог.

Примечание: Вышеприведенное доказательство существования Бога выведено из антропного принципа, который не разделяется многими учеными из-за отсутствия доказательств самого антропного принципа. Тем не менее, представляется важным более четко акцентировать внимание на существование той части Вселенной, которая принципиально не поддается нашему наблюдению. Естественно, что строение Вселенной более изощренно, чем система «Бог – наблюдаемая Вселенная», ввиду того, что в этой системе присутствует человек. Человек тоже является наблюдателем, но не является Богом; этот нюанс требует дальнейшего раскрытия с позиции множественности вариантов Вселенной. Однако понимание того, что Вселенная делится на наблюдаемую и ненаблюдаемую (потенциальную) – первый шаг навстречу новому пониманию структуры Вселенной и места человека в ней.

* * *

В дальнейших статьях будет постепенно раскрываться структура потенциальной Вселенной в ее взаимосвязи с реальной Вселенной. Если вам интересно расширить свое представление о Вселенной, подписывайтесь на мой блог. Будет много новой и неожиданной информации.

Всех благ и с наступающим 2016 годом!


Евгений Творогов,

31 декабря 2015 г.

При написании статьи были использованы материалы со страницы

https://ru.wikipedia.org/wi...

Техника НАТО и 100 тысяч штыков: ВСУ готовит удар со стороны Брянска. Есть три доказательства

По данным политолога Алексея Живова, НАТО подготовила около 100 тысяч новых бойцов для Украины. Судя по всему, наступать ВСУ будут в Брянской области.Военный обозреватель Владислав Шурыгин указал на с...

Правильные праздники Новый год, Рождество и тайна святой воды.

В этой видео-статье мы рассмотрим когда Правильно происходят Основные астрономические Праздники Карачун-Рождество- Новый Год (ХОД). Плюс откроем тайну крещенской воды, ее влияния на здо...

ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

Обсудить
  • "Таким образом, ненаблюдаемая Вселенная есть не что иное, как неперсонифицированный универсальный наблюдатель, то есть, Бог." - То есть мы, как рыбки в аквариуме нашей вселенной, а Творец за нами наблюдает?
  • Благодарю за тему))Я бы не стала разделять проявленное (наблюдаемое) и непроявленное(наблюдатель) Так как их объединяет процесс наблюдения и все вместе ,похоже ,и есть Бог. А по поводу суперпозиции ,запутанных квантовых состояний,нелинейности и декогеренции (то, о чем Вы пишете,но языком популярной физики) я с удовольствием читала у Михаила Заречного в книге "Невидимая глубина вселенной" особенно эзотерическая 3-я часть)))Может и Вам пригодится для Ваших трудов)) С наступающим!!!
  • Все доказательство сводится к фразе - "тогда возможно допустить". Но даже в таком "доказательстве" хотелось бы сперва увидеть определения. Жизни, Бога, наблюдателя.