Русские – носители уникального религиозного сознания, таинственным образом сочетающего в себе предельную мистическую глубину с избыточностью всякого физического действия. Создатели гигантского числа прикладных ремёсел, по меткому наблюдению Льва Толстого, приставленные к делу спасения душ, русские, поднимали «бессмысленны и беспощадный» русский бунт не только и не столько «против крови и плоти», но во имя утверждения собственной праведной сути на данной им Богом земле.
Обретая себя на границе двух стихий бытия, - мира чувственной материи, преобразуемого волей чистого разума, и миром духовным, который не берётся одной лишь силой, в котором каждую секунду времени происходит битва между Богом и Дьяволом на поле человеческой души. – А ежели не происходит, то человек либо мёртвый, либо – нерусский. Русский человек утратил ощущение середины. Тема отсутствия рационального в подлинно русском была исчерпывающе раскрыта ещё Достоевским.
Либо уничтожение старого мира на баррикадах до основания…, либо – полное духовное смирение и уход от всех мирских дел в скит или на камень.
В этом духовном максимализме и заключается подлинное русское мессианство, воспетое поэтами Серебряного века, и столь ненавидимое прагматичным Западом, всегда мечтавшим лишить Святую Русь прежде всего веры. Причём, форма этой веры для него не слишком важна: это может быть вера христианская, либо вера коммунистическая, либо – вера имперская. Россия переварила коммунизм, растворив в себе и поставив на службу традиции.
Русские приняли большевиков за то, что те были максималисты, приглашавшие к соучастию не то, что в политике, но в религиозном действе. Подлинная национальная идея России заключается в осуществлении мировой революции. Либо Россия возглавит этот мир, чтобы повести его к спасению, либо зло победит в планетарном масштабе. Тогда случится страшное. Вряд ли за менее радикальную идею наш народ согласился бы уничтожить треть страны в братоубийственной гражданской войне.
Коммунистическая вера не укоренилась на земле надолго, в очередной раз доказав несостоятельность религии без Бога и русская душа органично встала на путь нового богоискательства, потянулась к историческим корням, к традиционным конфессиям. Даже увлечение эзотерикой и магией в русской версии сильно отличается от пресловутой моды на «new-age» на Западе. Взять хотя бы знаменитый Южинский кружок, из которого вышли Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Александр Дугин и Гейдар Джемаль.
Сейчас, по прошествии времени, стало понятно, что «религиозное возрождение» конца 80-х-начала 90-х было чисто формальным. Возрождённая русская церковь с энтузиазмом взялась за решение юридических и экономических задач, вытребовав у государства конфискованное имущество и привилегированное положение в обществе, но самоустранилась от своего духовного признания, зарекомендовав себя церковью скорее советской, нежели русской.
Православной церкви так и не удалось расправить крылья после падения атеистического гнёта. Консолидировать вокруг себя общество, проникнув в коллективное бессознательное русского большинства, - она оказалась не способна. И это пустое «свято место» оказалось занято вульгарной религией потребления западного происхождения. Онтологической сутью либерализма является слепое поклонение идолу неполноценного человечества, а политической – тоталитарное и озлобленное охранение сообщества победивших меньшинств от всякой критики, хоть слева, хоть – справа.
Русские философы (Владимир Соловьёв, Андрей Белый, Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков и др.) в своих работах исходили из априорной изначальной духовности человека, созданного для восхождения к вершинам божественного замысла, в то время как позитивистский интеллектуальный Запад разрешает для себя насущный вопрос о наличии в человеке духовности так: нам безразлично, духовен по своей природе человек или нет, - рассуждает коллективный Запад, - если и духовен, то точно не весь. И для таких «бездуховных», не угодных Богу (в протестантской версии) «недочеловеков» Западом заготовлены нацистские концлагеря и гуманитарные бомбардировки. Запад провозглашает духовный консенсус между Богом и миром: он не холоден, не горяч, он рационален и интеллектуально мёртв.
А что Россия? Здесь не всё так однозначно… В ХIХ веке около половины экономического потенциала империи находилась не в руках элиты, а принадлежала т.н. альтернативной России, России сектантской, старообрядческой и народнической. Сегодня, в эпоху постмодерна, главным сокровищем являются знания. Кто управляет информацией – тот управляет миром. В современной России отсутствует интеллектуальная элита. В понимании элиты, - как группы, готовой взять ответственность за доверенное ей племя перед лицом истории. Элита имеет одну идентичность со своим народом и мыслит с ним в одном когнитивном пространстве. Нынешний правящий класс не готов к такой роли: он мыслит в рамках решения сиюминутных задач, но замечая трансцендентных констант русской идеи. Т.е. это не элита, а управленцы, подписавшие собственной кровью контракт с дьявольским Западом.
Русский человек сегодня должен обращать больше внимания на внесистемные сообщества и региональные инициативы, искать Бога в том, что скрыто, а не играет по всем волнам. А если не найдёт, то снова возьмётся за топор. Русский бунт был адекватным ответом традиционной культуры на модернизацию, под влияние которой попала элита империи начиная XVII века. Вероятно, что и в наше время относительного «застоя» Традиция, собравшись с силами, ещё ни раз пойдёт в решительное наступление. Что же касается церкви, то, верю я, она скоро вернётся в русскую жизнь, в культуру, в литературу и бизнес. Но произойти это должно не на штыках ОМОНА, и не за деньги олигархов, а естественным исповедническим путём. В противном случае, на выходе мы получим нечто мало отличимое от позднего «совка». Не лучший вариант, правда?
Михаил Учитель
Оценили 0 человек
0 кармы