От переводчика.
При всем стандартном наборе заклинаний "лица
абажурной национальности", например, в адрес "большевикен", есть и
вполне нетолерантные выпады в адрес современного западного общества,
заслуживающие ознакомления. И еще. Данное интервью было опубликовано 13
декабря прошлого года. То есть до известных событий в гостеприимной
Германии.
http://www.welt.de/kultur/article149916657/Der-IS-gehoert-in-den-untersten-Kreis-der-Hoelle.html
Лорд Вайденфельд бежал от нацистов еще будучи молодым человеком. Но
считает, что джихадисты из "Исламского государства" хуже нацистов.
Разговор об опыте бегства и границах пацифизма.
Интервьюер Дирк Шюмер.
Мы
встретились с лордом Вайденфельдом в Нью-Йорке. В его отеле на Верхней
Восточной улице Вуди Аллен как раз играл концерт для изысканной публики.
Джазом из 20-х годов известнейший режиссер мира праздновал свой 80-й
день рождения. Джордж Вайденфельд находил забавным совпадение, что в
день, когда родился Вуди, сам он уже 16 лет, как жил в Вене.
Но
в этот день лорда не тянуло на столь привлекательный концерт. Вместо
этого он, как обычно, занимался политикой. На его столе среди стопок
газет лежит биография французского социалиста Леона Блюма. Еврей-политик
был премьер-министром в Париже, когда молодой студент Джордж
Вайденфельд должен был бежать в Англию от Гитлера; Блюм на два года
попал в немецкий концлагерь, где едва не распростился с жизнью. Вот в
каких исторических рамках размышляет почти столетний мужчина,
содействовавший построению государства Израиль, и лично знавший многих
главных действующих лиц европейского порядка и беспорядка прошлого
столетия. Но своим мышлением, базирующееся на богатом историческом
знании и опыте, он адресуется в настоящее и будущее.
"Вельт ам
зоннтаг": Лорд Вайденфельд, какие чувства вызывают у Вас фотографии
беженцев, которые сегодня сотнями тысяч прибывают в Центральную Европу,
большей частью в Германию?
Лорд Вайденфельд: Это очень смешанные
чувства. С одной стороны, это большое сочувствие к этим людям. Но они
прибыли из совершенно другой культуры. Никто не знает, как они будут
вживаться в западную цивилизацию.
"Вельт ам зоннтаг": Вы на себе познали судьбу беженца.
Лорд
Вайденфельд: Да, и я очень хорошо помню, каково это. Я смог убраться из
Австрии, в которую вторгся Гитлер, потому что меня беззаветно приняли и
поддержали набожные христиане-евангелисты из плимутского братства. Мой
отец был немедленно арестован нацистами. Мы не знали, смог ли он
выбраться из страны живым. К счастью, позже нам удалось вызволить
родителей в Великобританию. Но это чувство полной утраты корней не
забудется никогда.
"Вельт ам зоннтаг": Как Вы себя чувствовали беженцем в Англии?
Лорд
Вайденфельд: Не только в безопасности, но и приобщившимся к более
высокой цивилизации. Мы потеряли почти все, неожиданно стали бедняками.
Разумеется, я хотел немедленно включиться в новую жизнь. С культурной
точки зрения меня окружал совершенно одинаковый менталитет. Сегодня
разница между беженцами из Передней Азии и европейским обществом намного
больше. И я сомневаюсь в том, что все прибывающие так же восторгаются
западным образом жизни, как я в свое время британским.
"Вельт ам зоннтаг": Тем не менее Вы весьма деятельно помогаете беженцам.
Лорд
Вайденфельд: Я непременно хотел чем-то отплатить за то гостеприимство и
любовь к ближнему, что уделили почти 70 лет назад мне и моей семье. Для
этого мы создали организацию под названием "Безопасная гавань"; она
должна дать новый старт жизни на Западе двум тысячам семей, то есть
примерно десяти тысячам человек. При этом мы почти полностью посвящаем
себя беженцам-христианам из Сирии, поскольку, на мой взгляд, они больше
всего нуждаются в помощи.
"Вельт ам зоннтаг": И какова реакция?
Лорд
Вайденфельд: Очень странная. Нас упрекают уже за один этот выбор. И это
в христианской Европе, где, к примеру, в партии с названием
"христианская" состоит членом канцлер Германии. Но почему нельзя отдать
предпочтение этим христианам, прибывающим из старейших общин мира? В
соседних исламских странах у них нет никаких шансов как-то надежно
обустроиться. Эти люди совершенно пропащие на своей родине, если уж
мусульмане из богатых стран Аравийского полуострова не хотят помогать и
своим братьям по вере. Это позор.
"Вельт ам зоннтаг": И кто принимает этих христианских беженцев из Сирии?
Лорд
Вайденфельд: Я получаю больший отклик из Бразилии, Австралии или
Канады, чем из Европы. Образцово действуют наши контакты в Польше и
Чехии. В Германии же трудно найти хотя бы одну церковную общину, которая
одобрила бы нашу концепцию, я уж молчу про политиков. Для чего партия
ХДС (христианско-демократический союз - прим. пер.) имеет в своем
названии букву "Х"? Почему никто не помогает сирийским христианам? Меня
приводит в бешенство эта ситуация.
"Вельт ам зоннтаг": Сейчас
говорится о том, что насилие, осуществляемое "Исламским государством" в
Сирии и в Ираке, террор, который эта организация несет в Европу и
Америку, все это не имеет никакого отношения к исламу.
Лорд
Вайденфельд: Это лицемерие. Совершенно очевидно, что все эти массовые
акты насилия религиозно мотивированы и находят многих симпатизирующих в
исламском сообществе. Даже так называемые умеренные мусульмане часто
называют своей целью исламизацию Европы, весьма поверхностно
дистанцируясь от воинствующего фундаментализма. Нельзя игнорировать это.
"Вельт ам зоннтаг": Вы рассматриваете большую часть мусульман как угрозу?
Лорд
Вайденфельд: Нет, но именно умеренные, ислам в целом, исламские страны -
они должны наконец определиться, какова их позиция по отношению к нашей
цивилизации. Возьмем, к примеру, Брюссель или Париж, где джихадизм
распространен гораздо шире, чем хотят в этом признаться. Оттуда на войну
в Ирак и Сирию отправились многие сотни молодых мужчин, и никто не
помешал им в этом. Эти убийцы даже служат образцом для множества молодых
людей и фанатиков.
"Вельт ам зоннтаг": Что делается неправильно в части интеграции этих мигрантов?
Лорд
Вайденфельд: Мы не настаиваем на том, что каждый у нас должен
дистанцироваться от нетерпимости и насилия. Это же относится и к
антисемитизму, который из арабских стран, где он возведен едва ли не в
ранг государственной религии, переносится в Центральную Европу. Это
означает катастрофу не только для таких, кто как я пережил на
собственной шкуре антисемитизм в Вене тридцатых годов. Меня тогда
оскорбляли за то, что я еврей, однажды я вызвал на дуэль на саблях
одного австрийского нациста. Так было в университете еще до аншлюса.
Теперь для арабской молодежи считается прямо-таки правилом хорошего тона
публично желать смерти евреям. Это невыносимо.
Фото: M.Lengemann
Родившись 13 сентября 1919 года в Вене, Артут
Джордж Вайденфельд вынужден был в 1938-м бежать от нацистов в Лондон. С
1942 года стал работать в Би-Би-Си. В 1945-м вместе с Найджелом
Николсоном основал издательство. Во время основания Израиля в 1948 году
был советником правительства и главой кабинета первого президента страны
Хаима Вейцмана. В 1969 году получил от королевы Елизаветы Второй
дворянский титул. Заседает в палате лордов в качестве председателя
"израильской группы".
"Вельт ам зоннтаг": Вы усматриваете взаимосвязь между антисемитизмом и волной беженцев?
Лорд
Вайденфельд: Не столь однозначную. Наши христиане-сирийцы, которых мы
едва можем пристроить на Западе, по воскресеньям ходят молиться в
церковь. Я, по крайней мере, могу гарантировать, что среди них нет
исламских террористов. Все исполнители кровавых терактов последних дней и
недель фанатизировались на Ближнем Востоке и в интернете как
благочестивые мусульмане. Мы не можем закрывать глаза на то, что
рассадник джихадизма продолжает существовать. И это не только так
называемое "Исламское государство", но и ХАМАС, "Хизбалла",
прославляющие войну и смерть Израилю и Западу. Как мы можем достоверно
знать, сколько людей, прибывающих к нам сейчас, разделяют эту идеологию?
"Вельт ам зоннтаг": По Вашему, это опасная ситуация?
Лорд
Вайденфельд: Уверен в этом. Я хотел бы выразиться предельно ясно, что
для меня джихадист находится в самых нижних кругах дантовского ада. Он
пал еще глубже, чем адепты двух остальных антигуманных идей и движений,
что я пережил: национал-социалисты и большевики.
"Вельт ам зоннтаг": Хуже нацистов? Вы действительно так думаете?
Лорд
Вайденфельд: Нацисты организовали уничтожение своих врагов, особенно
евреев, в промышленных масштабах. Это было отвратительное, хладнокровное
убийство без особых эмоций. Большевики втихую убили миллионы через
организованный голод, убийственные переселения и казни. Это достаточно
ужасно. Но вот появляются эти жизнерадостные садисты-джихадисты, и
объявляют войну свободе как форме жизни. Что они делают? Они отрубают
своим жертвам головы и гениталии, бесчестят женщин по своему усмотрению,
распинают мужчин, систематически калечат их, и все это с непристойной
сексуальной радостью. С моральной точки зрения для меня это самая низшая
ступень человеческого бытия.
"Вельт ам зоннтаг": То есть Вы ратуете за меры военного характера против "Исламского государства"?
Лорд
Вайденфельд: Разумеется. Этот режим террора, в котором соучаствуют и
тысячи европейцев, существует слишком долго. Что должны терпеть миллионы
человек, живущие под пятой ИГ? Здесь вряд ли кого интересует эта
повседневная жизнь под религиозно мотивированным террором.
"Вельт ам зоннтаг": Вы считаете, с помощью пацифизма нельзя справиться с ИГ?
Лорд
Вайденфельд: И как же? Только военная победа может осушить питающие ИГ
источники. Я считаю фатальным безусловный пацифизм, про который снова
слышу. Когда я был молод, каждый был готов сражаться за какую-нибудь
идеологию. Людей можно было определять уже по их значкам. Были
троцкисты, католики, социалисты, нацисты, сионисты. А сегодня я вижу
только футбольных фанов, больше нет никаких высказываний в пользу
чего-либо, даже за нашу западную свободу.
"Вельт ам зоннтаг": Но
это имеет и положительные стороны. В конце концов сегодняшние люди
выросли без какой-либо идеологической гражданской войны. А мы, немцы,
особенно должны быть сдержанны после Второй Мировой войны, или как?
Лорд
Вайденфельд: Да, немцы полностью сконцентрированы на переживании вины
своих дедов. При этом Гитлер был побежден не пацифизмом, а войной. Кроме
того, вина национал-социализма не искореняется, если стоять руки в
брюки, и ничего не делать. Я же сейчас ощущаю в Германии большой страх
перед конфронтациями, страх перед униформой.
"Вельт ам зоннтаг": Вас действительно поражает, что большинство немцев сыты по горло униформой?
Лорд
Вайденфельд: Я называю это моральным летаргическим сном немцев. Они
надеются, что злодеяния их истории можно запрятать в глубины гор и
забыться сном. А поскольку немцы сейчас ничего не делают, они полагают,
что все станет хорошо само по себе.
"Вельт ам зоннтаг": Именно
поэтому и именно в Германии господствует моральная эйфория по отношению к
массовой миграции, которая по законодательству Евросоюза была и
остается незаконной?
Лорд Вайденфельд: И которая не
контролируется. Власти даже не устанавливают личность и место
происхождения беженцев с Ближнего Востока. Наоборот, немецкая
общественность радуется, словно может тем самым снова искупить вину
своих дедов. Упразднить Гитлера и немцы снова станут хорошими. Это
невежество. Они мирятся с завтрашними преступлениями, чтобы искупить
прошлые.
"Вельт ам зоннтаг": Но Ангела Меркель и политический класс Германии относятся к беженцам хорошо и со всей открытостью.
Лорд
Вайденфельд: Они руководствуются благими намерениями, но доказывают
свое расхлябанное мышление. Относительно ИГ мы видим, что страх
необходимости решать конфликт в итоге принимает суицидальные формы. Мы
принимаем беженцев, но не трогаем их гонителей. Мы не создаем никакой
действенной коалиции против террористов. С помощью всех военных и
технических средств, коими несомненно обладает западная цивилизация, с
этим кошмаром можно было покончить в считанные часы. Но совершенно
очевидно отсутствует военная воля.
"Вельт ам зоннтаг": Вы вспоминаете когда-либо о политике умиротворения захватнических устремлений Гитлера?
Лорд
Вайденфельд: Разумеется. Сегодня мы имеем то же самое по отношению к
Ирану. Эта теократия массово вооружает "Хизбаллу". Скоро начнется новая
интифада. А Израиль не может позволить себе пацифизм.
"Вельт ам
зоннтаг": Недавно можно было прочесть в израильских СМИ, что в свете
открытых границ в Европе закрытые границы Израиля обретают еще большее
значение.
Лорд Вайденфельд: Границы Израиля защищают страну не
только от войны и терроризма, но и от неограниченной миграции. Иначе
страна была бы уже потеряна. Впрочем, то же самое делают другие страны,
созданные эмигрантами вроде Австралии, Канады, США: контроль границ,
ограничение миграции, жесткие правила для тщательно отобранных новых
граждан.
"Вельт ам зоннтаг": И это говорите Вы, бывший беженец.
Лорд
Вайденфельд: И говорю совершенно осознанно. В ходе моего бегства в
Великобританию в 1938 году я находился под полным контролем и имел
документы. Я хотел полной ассимиляции с местными и не ставил никаких
условий. Неупорядоченная миграция, напротив, означает право сильного. В
пути царят анархия и насилие, и позднее, в лагерях приема, налицо те же
анархия и насилие. Снаружи ничего не контролируют военные, внутри страны
ничего не делает полиция.
"Вельт ам зоннтаг": Какие выводы Вы делаете из этого?
Лорд
Вайденфельд: Должны быть установлены твердые квоты для тех, кто
действительно подвергается преследованиям, мы должны перемещать их в
надежное место самолетами или судами. Но не через
уголовников-контрабандистов с примесью джихадистов. Должны быть
установить квоты для христиан Востока. Для изнасилованных женщин,
детей-сирот. Вместо этого среди прибывающих две трети молодых мужчин,
которых не хватает для борьбы с террором на Ближнем Востоке.
"Вельт ам зоннтаг": Не будет ли означать дискриминацию это просеивание беженцев?
Лорд
Вайденфельд: Я не понимаю вопрос. Почему мы должны стыдиться
предполагаемой дискриминации, когда сами определяем, кто должен к нам
попасть? Исламские страны и именно фундаменталисты дискриминируют нас
систематически. Мы должны в ответ также контролировать наши границы,
устанавливать свои собственные правила и проводить собственный образ
жизни. Но в Германии очевидным образом уже нет мужества на то, чтобы
признаваться в христианских и европейских ценностях.
Перевод взят здесь.
Оценили 7 человек
27 кармы