Про Кольку чудака

17 3080

Облако – рай

Это комедия вышла на экраны в 1991 году, как иллюстрация происходящих в могучей державе серьезных политико-социальных изменений. Режиссер Николай Досталь на роль главного героя искал актёра внешне похожего на Юрия Никулина. И это не спроста. Образ, обыгранный Юрием Владимировичем, надежно закрепился в народной памяти как "исключительно обаятельный балбес". Хотя он играл и приличные драматические роли (Ко мне, Мухтар! 1964 г.). Так и Николай Досталь «эксплуатирует» образ балбеса в своём фильме. Но по мне так, Коля вышел несколько блаженным. Комедийность на гране блаженности в фильмах Досталя основная черта главных героев.

Действие картины происходит в 1990 году в маленьком поселке среди хрущевок, захламленных дворов и царящей безысходности бытия. Здесь нет ни одного выдуманного героя. Кто жил в таких поселках, легко угадают среди них своих соседей по дому, лестничной клетке. Бабульки на скамейке, мужики слоняющиеся в поисках бутылки среди сараев, едва дышащий лесопильный комбинат. 

«– А хорошая сегодня погода, да? А по радио дождь обещали. Циклон, говорят, пришёл. Слыхали?– Слыхали.– А я Василича сегодня видел. Я к магазину пошёл, а ему по пути было. Так он не слыхал. Очень, говорит, удивлялся: как это-такая погода хорошая, солнце во всю светит и вдруг тебе на-дождь. Не поверил. А Филомеев-то со своими-вообще купаться пошёл. Совсем мужик спятил. Я позавчера ходил-не то, что там купаться, умыться-то-и то противно. А дождь будет, хотя с виду-то и нипочём не скажешь. Как думаешь, Федь?– Может, будет. А может, и нет. Ты, Коль, не обижайся, но мне это как-то всё равно: что будет, а что не будет. Разница-то какая?– Да большая разница-то.– Для тебя, может, большая, а для нас-никакой.– Ну если только принципиальная. А по существу, ведь, это не важно. Что будет, что не будет. Что так, а что эдак.– Да нет, важно.– Ты что, зонтик купил?– Да нет…– Да уж конечно, если б ты зонтик купил, мы бы уже давно знали.»

И мальчик, гоняющий на велосипеде – это я сам, мечтающий вырваться из этой серости. Видео-картинка проста и одновременно выразительна. Здесь всё до боли знакомое и родное, погружает в собственные воспоминания.

Отлично удалась сцена провожания, больше похожее на народное гуляние с водкой рекой и гармошкой. Сцена, олицетворяющая собой, светлую надежду всех и каждого, буквально вынесло Колю волной из размеренной жизни в неизвестность. Вот и говорит дошутившийся Николай, - «Обидно, что теперь, когда все хорошо, уезжать нужно».

Песня "Облако - рай", поёт Андрей Жигалов

Актеры:

В первую очередь я бы отметил игру самого Коли (Андрей Жигалов)

и хотя это имя мало известно, игра в этом фильме вышла у него великолепно, и уже трудно представить на его месте кого-то другого. Но сыграть деревенского простачка-дурачка, не каждый актёр согласиться. Возможно, именно эта роль преследовала актёра и не позволила в дальнейшем профессионально раскрыться.

Звёздных состав фильма представляют такие фигуры как Алексей Баталов (Федя), Ирина Розанова (его жена Валя), Владимир Толоконников (Филомеев), Лев Борисов (сосед Коли Филипп Макарович) и российско-американская актриса Алла Клюка (Наташа, девушка Коли), снимающиеся ныне в Голливуде (Клан Сопрано» (США), «Закон и порядок» (сериал, США)). Каждый из которых привнёс шарм и колорит своему герою. Забегая, чуть вперед скажу, что этот же состав снялся и в продолжении фильма «Коля – перекати поле», вышедший в 2005 году. И вполне логично было бы завершить историю про Колю, еще одним фильмом, который я очень ожидаю. Более того в планах такая картина вынашивалась.

«Коля – перекати поле»

Коля когда-то в шутку уехавший из родного поселка, возвращается. Так и мы возвращаемся в покинутые родные места спустя 30 лет. Что вы увидите? Да мало что изменилось. Разве что сменилось одно поколение и постарели другие, но всеобщая спячка, серость, безысходность, угрюмость никуда не делась. И ты снова бежишь отсюда.

Но Коля не был бы таким комедийным, если бы все так было просто. Он то как раз хочет вернуться, подчеркивая абсурдность ситуации и свою блаженность.

- «На сколько ты приехал?»- «Хотел надолго»

Но размеренная безвкусная жизнь поселка не желает быть нарушена внезапным появлением нового старого знакомого. Эгоистичные местные жители стали абсолютно пустыми и никому не нужными людьми, поддерживающие на тлеющих угольках свои взаимоотношения. 

От этого осознания Коле становится тяжко, и он снова бежит. Но бежит уже совсем по-другому. И всё тот же автобус, идущий по бескрайним просторам, с последней остановки уносит Николая подальше отсюда, от родных мест. Навсегда?!

" У меня редкая болезнь. У нас в стране ею никто не болеет. Ею каннибалы болеют на западном Самоа" 

В картинах затрагиваются много вопросов, над которыми размышляешь еще долго после окончания фильма. От понимания того, что эти персонажи легко угадываются среди реальной жизни, становится действительно не по себе. И в то же время от фильмов веет добротой, открытостью и честностью.

Хочу поблагодарить гений режиссера Николая Досталя, который доказывает, что современное российское кино живо. И для создания своих творений не требует огромных бюджетов и масштабных спецэффектов, ставших главным синонимом успешности фильма.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
    • Vik
    • 11 февраля 2019 г. 14:03
    спасиб, но не мой фильм...
  • Шедевр. Как, в некотором роде, продолжение гаража Рязанова, но более поздний этап разложения государства и общества.
    • Andr
    • 11 февраля 2019 г. 14:08
    Отличный фильм, но тяжёлый.
  • Фильм снимался в городе, в котором я родился. Эта улица практически не изменилась, хотя вроде уже 21 век. Вечный упадок.
  • Два великолепных философских фильма. Очень жизненно все показано.