О новой фетве Совета муфтиев России и её значении для мусульман.

0 950

Интервью с профессором Московского государственного лингвистического университета, исламоведом Романом Анатольевичем Силантьевым.

— На сайте Вы читали новую фетву СМР? http://muslim.ru/articles/269/...

— Безусловно. Конечно, я читал её как историк — богословы её ещё почитают и оценят.

Совет муфтиев продолжает радовать нас яркими текстами. Что сразу бросается в глаза: «В конце XX-го — начале XXI-го века мировое сообщество столкнулось с таким злом, как исламский терроризм. И при всей своей абсурдности он реализовался как нечто обоснованное мусульманским богословием». То есть, терроризм бывает именно исламским, а ведь против этого словосочетания кто только не выступал — муфтии, российские политические лидеры и даже представители Православной Церкви, заслуженно считая его исламофобским. «В последние годы мы столкнулись с невиданным прежде натиском терроризма, который многие по недоразумению называют «исламским» или «религиозным», — говорил, например, митрополит Волоколамский Иларион. Выходит, он исламофил, а в Совете муфтиев сидят исламофобы? Какой-то когнитивный диссонанс. 

— На что ещё обратили внимание?

— На прямой выпад в адрес подписантов «Грозненской фетвы», а заодно и самовыпад. Поясню подробней.

Вот цитата из новой фетвы СМР: «Далее мы приводим убеждения и действия людей, которые лишают себя права быть причисленными к ахлюс-сунна валь-джама‘а». Итак, признаки, указывающие на радикальность тех или иных течений, направлений, а вместе с ней и на социальную опасность. Среди таких признаков указывается «принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших», а ведь именно к заблудшим ваххабиты и прочие агрессивные сектанты были причислены в «Грозненской фетве». И сразу вопрос — а достоинство и честь членов ИГИЛ теперь тоже принижать нельзя? И называть их заблудшими? Ведь под определение полноценных «людей Сунны и согласия» из фетвы («к ахлюс-сунна валь-джама‘а относится любой мусульманин, который проговорил шахаду (свидетельство) о том, что Аллах (Бог) Един и Мухаммад — посланник Божий, который является носителем основных постулатов веры и выполняет религиозную практику, пусть даже по мере сил и возможностей») подпадают абсолютно все исламистские террористы — даже вымершие ассасины.

Теперь насчёт самовыпада. Вот выдержка из фетвы СМР от 14 апреля 2003 года:

«Исходя из вышесказанного, Расширенное заседание мусульманских лидеров РФ выносит следующее заключение (фетву):

— признать деятельность Талгата Таджуддина, присвоившего себе пророческую миссию, отступничеством от основ Ислама;

— объявить о невозможности Талгатом Таджуддином занимать должность духовного руководителя мусульманских организаций в РФ;

— признать заявление Талгата Таджуддина об объявлении военного джихада против США не имеющим ни богословской, ни правовой, ни моральной силы и не подлежащим к исполнению российскими мусульманами;

— объявить, что отныне никто из мусульман не вправе совершать с Талгатом Таджуддином совместно намаз и следовать каким-либо указаниям и советам с его стороны».

Нет ли в этом тексте причисления к заблудшим кого-то из мусульман, принижения их достоинства и чести и, страшно сказать, такфиризма? Кстати, даже из муфтиев СМР процитированную фетву никто исполнять не стал — такое уж у них отношение к своим богословским документам.

— Эта фетва может считаться ответом «Грозненской фетве?

— Нет. Она даже не может считаться оригинальной.

Вот выдержка из «Основных положений социальной программы российских мусульман», подготовленной по линии СМР в 2001 году и даже торжественно презентованной В. В. Путину:

«Совет муфтиев России осуждает все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме так называемого „ваххабизма“, которые содержат в себе следующие признаки:

1) отрицание основополагающих традиций Ислама, т. е. четырёх исторически сложившихся мазхабов или шиизма;

2) учение о собственной исключительности вплоть до наделения себя самих правом объявлять „немусульманами“ традиционных верующих, не согласных с такой трактовкой шариата, в том числе последователей любого из четырёх суннитских мазхабов или шиизма;

3) наделение себя правом по собственному усмотрению ущемлять в правах или убивать вне рамок необходимой самообороны „неверных“, в том числе и традиционных мусульман, не примкнувших к данной организации…

Совет муфтиев России готов к сотрудничеству с властями в деле духовного оздоровления обстановки в нашем обществе и недопущения религиозной вражды и ненависти»(1).

А что мы видим сейчас?

«Итак, мы назвали признаки, указывающие на радикальность тех или иных мусульманских течений, направлений:

— претендование на свою „единственность“, „эксклюзивную правильность“ и нетерпимость к мнению других;

— покушение на жизнь или имущество других людей. Убийство на почве религиозной нетерпимости;

— принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших;

— разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе».

Ваххабизм даже в кавычках не упоминается, отрицание суннитских мазхабов и ненависть к шиитам теперь не считаются признаком радикализма. Более того, в фетве содержатся рекомендации следовать мазхабам «не буквально» и без «фанатизма».

Из всех фетв, касающихся вопроса «опасных псевдоисламских сект», данная фетва на моей памяти является самой неконкретной и толерантной к экстремистам-террористам. Даже в сравнении с достаточно слабым документом образца 2001 года она выглядит жалко.

Полагаю, что следующая фетва СМР по этому вопросу будет абсолютно общепримиряющей и её смогут подписать все без исключения — от аятоллы Хаменеи до псевдохалифа аль-Багдади. Например, такой:

1. Мы за все хорошее против всего плохого.

2. Мы за справедливое мироустройство и против несправедливого.

3. Миру — мир, а для здоровья полезен кефир!

Самое смешное, что под большинство признаков, «которые лишают себя права быть причисленными к ахлюс-сунна валь-джама‘а», подпадает сам Совет муфтиев.

«- Претендование на свою „единственность“, „эксклюзивную правильность“ и нетерпимость к мнению других».

Имеется соответствие. Муфтий Равиль Гайнутдин не первый год демонстративно именует себя лидером российских мусульман, прекрасно зная, что его власть не признают в подавляющим большинстве мусульманских общин России. Не так давно он настаивал на «эксклюзивной правильности» Совета муфтиев России, предлагая всем остальным муфтиям объединиться под его эгидой и проявляя полную нетерпимость к иным мнениям или критике.

«- Покушение на жизнь или имущество других людей. Убийство на почве религиозной нетерпимости».

Целый ряд представителей СМР в духовном звании занимались именно этим (см. http://riss.ru/analitycs/4053/). И до сих пор занимаются, как сбежавший к террористам имам-хатыб из Воронежа Мухаммад Хассун и его коллега из Белгорода имам Файзулла Исмаилов, посаженный за сбор целого арсенала оружия и взрывчатки.

«- Принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших».

См. выпады в адрес лидеров ЦДУМ, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Татарстана и Рамзана Кадырова.

«- Разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе».

Военные противостояния представители СМР пока, слава Богу, не разжигали, а вот мирную жизнь в обществе нарушали неоднократно. Они неоднократно оскорбляли иудеев и православных, русских и чеченцев. Ни одна из российских религиозных организаций, включая даже деструктивные секты, такого вреда межнациональным и межрелигиозным отношениям не нанесла. Об этом можно подробнее почитать в моей книге «Совет муфтиев России: история одной фитны».

Так что опрометчиво богословы СМР ввели именно такие признаки радикальных течений. Как бы это не ударило по их собственной организации.

— И как будут развиваться события?

— Для Равиля Гайнутдина и его сторонников, противопоставивших себя большей части российских муфтиев, — не очень хорошо. Да, они саботируют законодательный запрет ваххабизма. А до этого выступали против восстановления института капелланов и введения в школах «Основ религиозной культуры», но были проигнорированы. Время СМР проходит, и такие фетвы только ускоряют этот процесс.

Беседовал Магомед Абуев

Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...