Хиджабу быть! Кому и чем не по нраву традиционный платок.

15 3116

Хиджабу быть! Кому и чем не по нраву традиционный платок!


Сегодня в российских СМИ одной из обсуждаемых и наболевших тем, является вопрос о запрете ношения головного убора девочками в школе. Задумайтесь, как абсурдно это звучит!Будто платок на голове вызывает зависимость, развивает хронические болезни, является проявлением экстремизма и разрушает семьи. Что такое хиджаб? Какова его роль в жизни мусульманки? Имеют ли мусульманки право носить платок в общественных местах? На эти вопросы постараемся дать ответ в данной статье.

Хиджаб в Коране

Для того, чтобы перестать искать черную кошку в темной комнате, необходимо понять, что такое хиджаб. В словарях арабского языка дается следующее определение этому слову: «Хиджаб – барьер для защиты, или для того, чтобы что-то спрятать». В широком смысле хиджаб – это вся одежда мусульманки, потому что с ее помощью она прячет «привлекательные» части тела и защищает себя от посторонних взглядов и недозволенного интереса.

Теперь необходимо найти доказательную базу, т.е. далее будут приведены стихи из мусульманского священного писания, доказывающие необходимость ношения хиджаба. Всевышний Аллах сказал:

«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свое целомудрие, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди. Пусть не показывают своих украшений никому, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми!» (24:31)

Ибн Аббас, первый толкователь Корана из числа сподвижников пророка Мухаммада, комментируя предложение сказал: «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них», говорил, что имеется в виду лицо и кисти рук. Этого мнения придерживается большинство ученных современных мусульманских богословов. Однако есть и другие толкователи, которые указывают на необходимость полного покрытия рук и лица, среди них был Ибн Масгут.

Далее в аяте, Всевышний Аллах перечисляет людей, перед которыми разрешено женщине показывать свои украшения, перечисляя мужа и близких родственников из числа мужчин. При этом в шариате четко прописана область тела, которую нельзя показывать – аурат. Перед своим мужем нет понятия аурата, мусульманка может обнажаться перед ним, а что касается близких родственников, то для них действует другое правило, перед ними мусульманке можно появляться с непокрытой головой, показывать руки и голени.

Мусульманка в хиджабе. 

В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

«О Пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они ниже опускают свои широкие покрывала (джалябиб – множественное число джильбаб). Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления. Аллах Прощающ, Милосерд! (33:59)

Итак, из этих аятов видно, что соблюдать хиджаб – это такой же религиозный долг мусульманки, как и соблюдение поста, пятикратный намаз и так далее. Покрываться или носить хиджаб– это одно из религиозных прав мусульманки, и любая попытка принудить ее снять хиджаб приравнивается к нарушению ее права на свободу вероисповедания. В одном из хадисов мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что ее сестра Асма бинт Абу Бакр однажды вошла в дом Пророка (мир ему и благословение) в одежде из прозрачной ткани, сквозь которую просвечивалась ее кожа. Пророк отвернулся от нее и произнес:

«О Асма, когда девушка достигает совершеннолетия, и у нее начинаются месячные, ей недопустимо выставлять напоказ что-либо, кроме этого», — и он указал на лицо и кисти рук» (Абу Дауд).

Этот хадис подчеркивает, что волосы женщины являются ауратом и, в соответствии с исламскими принципами, должны быть спрятаны под одеждой, окружающим можно видеть только ее лицо и кисти рук. Кроме того, все авторитетные мусульманские ученые на протяжении всей истории ислама были единодушны в том, что соблюдать хиджаб – это обязанность, а не символ религиозной принадлежности, отличающий мусульманку от других. В исламе это обязательное требование к внешнему виду мусульманки, и аят содержит приказ, а не рекомендацию.

Из приведенных аятов Корана, хадисов Пророка (мир ему и благословение) и исторического прецедента вытекает обязательность ношения хиджаба, которую нельзя воспринимать как одну из интерпретаций священных источников мусульманскими учеными, так как это совершенно четкое предписание Всемогущего Аллаха. Поэтому, если одна мусульманка считает, что ей трудно надеть хиджаб, что она пока не готова к этому, лучше ей в этом признаться, нежели сказать, что в Коране якобы не говорится о хиджабе, такими высказываниями она искажает однозначные аяты Корана и отрицает единогласное мнение ученых.

Хиджаб в других культурах

Одним из злых анекдотов современного мира раскрывается отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях, головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини или православные матушки, а в других – подвергается поношению и запрету. Хотя женщины разных культур и религий покрываются, исключительно из соображений скромности и благочестия.

Соблюдение правил относительно аурата является древней традицией, к которой призывали все пророки, которая подтверждается и библейскими текстами. Так, в Первом послании к Коринфянам сказано:

«И всякая молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову»; далее же следует вопрос: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»; и затем заключается: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…» (гл. 11; ст. 5, 13, 16).

Несмотря на то, что в данном случае речь идет о сокрытии аурата во время молитвы, не вызывает никаких сомнений, что и до христианства, и среди ранних христиан данная традиция строго соблюдалась и в обычной, повседневной жизни. Из истории известно, что в дореволюционной России женщины практически повсеместно носили платки, а появление женщин без головного уборабыло сродни греху. Не случайно в русском языке существует глагол - «опростоволоситься». В современном его понимании он несет лишь значение «попасть в неловкое положение», но его происхождение тесно связано с «появлением женщин на людях без головного убора, т.е. с простыми волосами».

Православные в головных уборах.

Современные христиане также не забывают о данной традиции – так, послушницы в монастырях одеваются в строгие закрытые одежды; также и ученицы духовных семинарий носят скромные одеяния, обязательно покрывая при этом и голову; и даже обычные миряне из числа женщин не могут заходить в храм, иначе как покрывая голову. В некоторых же христианских общинах (например, у старообрядцев) обязательность ношения женщинами головных уборов в повседневной жизни сохраняется и в современности.

Все это лишний раз доказывает теснейшую связь ислама с традициями древних пророков и посланников Божьих, поскольку многие из мусульманских обрядов, скрывание постыдных мест, явным образом ведут свое начало с древнейших времен. В связи с этим любые оскорбления в адрес женских платков, по сути своей, задевают честь и достоинство не только мусульман, но и иудеев, и христиан. И те, кто их себе позволяет, либо не знает, либо забывает о заветах Авраама, Моисея или Иисуса, поскольку все они, как и их современники, соблюдали традицию закрывания аурата, призывая к этому всех своих последователей.

Светскость = Атеизм?

Страна только начала забывать о конфликтах вокруг платка, которые разгорелись несколько лет назад в Ставрапольском крае, как вдруг, как гром среди ясного неба, в декабре уходящего года хиджабы запретили в школе села Белозерье (Мордовия). Как сообщается в официальных источниках, поводом для этого стал чемпионат мира по футболу, ведь несколько матчей самого значимого футбольного события пройдут в Саранске. Не понятно, как ношение или не ношение платка в школах может сказаться на профилактике экстремизма. В школе села Белозерье, после смены директора и назначения на эту должность Веры Липатовой, начались «положительные» изменения в образовательной системе. Она и велела учителям и ученикам приходить на занятия с непокрытой головой.

24 января Министр образования и науки РФ Ольга Васильева поддержала запрет. Васильева напомнила о светском характере образования в России и заявила, что «истинно верующие люди» не стараются «подчеркнуть свое отношение к вере» с помощью атрибутики. Васильева также сказала: «Конституционный суд принял решение о том, что хиджабам, как подчеркивающим национальную принадлежность, не место в школе».

Эти слова, произнесенные через сто лет после Великой Октябрьской революции, попахивают не светскостью, а периодом воинствующего атеизма, когда именно через школы, насаждалось убеждение о том что «Бога нет». Прошли десятилетия с развала СССР, а в глазах чиновников, мы не светское демократическое общество, а советское бесправное быдло, которое должно закрыть глаза на права, данные нам высшим системообразующим документом страны – конституцией РФ. В образовательных учреждениях огромное количество нравственных и социальных проблем, которые требуют оперативного решения, но все дружно ратуют за запрет ношения головного убора в школе, так, как будто других проблем в российских школах и вовсе нет.

Объективно, что эти слова не могли остаться без комментарий представителей духовенства и мусульман, в социальных сетях собираются петиции, записываются видеообращения, а Всемирный конгресс татар направил открытое письмо главе Мордовии Владимиру Волкову, в котором потребовал отменить запрет на ношение платков в Мордовии.

К министру Васильевой обратилась и председатель общественной организации женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина, которая в 2003 году через суд добилась разрешения мусульманкам всей страны фотографироваться в платках на паспорт. В своем интервью «БИЗНЕС Online» она указывает, что село Белозерье в Мордовии является местом компактного проживания татар, коренного для этих мест этноса. Подавляющее большинство жителей села являются практикующими мусульманами, более того, за долгие годы работы школы к ее учителям и ученикам у государства не было никаких претензий.

«Ношение традиционной одежды относится к неотъемлемым правам человека. Платок вовсе не религиозный атрибут, как его пытаются ошибочно представить некоторые деятели, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека».

А глава Чечни Рамзан Кадыров, пошел еще дальше и обвинил главу минобрнауки России Ольгу Васильеву в навязывании обществу своего субъективного мнения о том, что ученики не должны носить хиджаб в школах.

«Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, своё "личное убеждение" навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Платок - не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки»

- написал Кадыров в своей ленте в «Instagram».

Рамзан Кадыров и Ольга Васильева. 

Очевидно, что полемика вокруг ношения платка в России будет продолжаться, в нее все активнее включаются христианские священники, общественные деятели, журналисты и депутаты. Российскому государству суждено стать по настоящему демократическим, и вернуться к определению светскости, данное в разделе «Права и свободы человека и гражданина» в 28 статье Конституции нашей страны.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Глава 2, Статья 28

Следует обратить внимание на первую часть статьи «…включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию…», а ношение платка является прямой обязанностью и неотъемлемой частью исповедования религии.

Мусульмане России полагаются на мудрость руководства нашей страны, на принятие ими волевого решения, как в 2003 году, благодаря которому не только мусульманские, но и православные женщины получили право фотографироваться на паспорт в платке. Мы ждем решения, которое бы не препятствовало воспитанию девочек в атмосфере скромности и целомудрия и не посягало на наши законные гражданские права.

Рафис Сайфуллин

Пять минут хорошего настроения. Часть 28

Ребёнок  подрастает,  остаются  детские  вещи.  Захотела  помочь  какой-нибудь малоимущей семье. Посмотрела в интернете, чего они хотят. Оказалось, чт...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Обсудить
  • "Сегодня в российских СМИ одной из обсуждаемых и наболевших тем, является вопрос о запрете ношения головного убора девочками в школе." Дальше, после такого далекого от актуальности заявления, смысл читать?
  • Село Белозёрье - рассадник ваххабизма. Там одно время проповедник жил, после этого оттуда куча террористов повылазило. Кстати, они требуют разрешения на арабский хиджаб, а вовсе не на татарский национальный платок с подвязкой на затылке, который одевать им разрешили, но их эт не устраивает, требуют именно арабский вариант платка.
  • Кстати, ни в одном из приведенном выше цитат не содержится никакого прямого предписания закрывать волосы. Эт всё выдумки исламских богословов.
  • У нас в колледже учились две сестры магометанки. Одна была замужем и всегда ходила только в хиджабе, вторая не замужем и ходила как хотела. Иногда и с полностью распущенными волосами. И никого это не напрягало. В чем проблема? Какая разница, если человеку так нужно, или так хочется. Хиджаб - не паранжа, пусть носят, кто хочет. Да и женщина в хиджабе очень женственна и привлекательна.
  • А давайте Вы, мусульмане, будете жить по своему уставу в своих, мусульманских республиках. А в православной России Вы будете подчиняться славянскому уставу.