Часть первая: факты и смыслы нашей жизни.
…факты, смыслы, ценности, полезности, идеи, идеологии, идеалы, идолы, - все эти слова в сознании обычного человека сливаются в один бесконечный ментальный гул.
Мы готовы безоговорочно признавать наличие в нашей жизни фактов, предметов и жизненных обстоятельств, но любая попытка дальнейшей работы с этими незамысловатыми категориями, по выявлению смыслов и обретению целостной, как правило, приводит к возникновению путаницы и разночтений.
Давайте зададимся несложным вопросом: когда в нашей жизни появляется ещё что-то кроме фактов? Ведь мало кто возьмется утверждать, что его жизнь лишена всякого смысла или в его жизни нет того, что он считал бы для себя ценным.
И так: факт – смысл – ценность, - мы будем исходить из того, что наша реальность, то, что называется «в срезе», представляет собой сочетание фактов, а также смыслов, которые эти факты для нас обретают, и ценностей, которые придают этим смыслам особую значимость. Будем разбираться…
(подкат)
Наша реальность, очевидно, материальна и в ней формально главную роль конечно же играют факты, - факты материального мира.
Сами по себе факты являются лишь основой нашего мировосприятия и не находятся в сфере нравственного интереса человека. Любой факт или предмет не является для нас объектом заслуживающим внимания или оценки; они (факты) представляются лишь энергетическим фоном, на котором мы осуществляем свой выбор в категориях субъективного добра и зла.
Но все меняется, как только к тому или иному факту у нас появляется отношение.
Отношение выделяет конкретный факт из нескончаемой череды привычной фактологии, делает его объектом нашего внимания, интереса и послеоценочного суждения у этого факта появляется смысл.
Смысл у факта появляется только после возникновения к нему отношения; один и тот же факт может вызывать различные отношения, и через это обретать разный смысл.
Привычный факт восхода солнца может осмысливаться нами как зарождение новой жизни, а может как продолжение нескончаемых страданий; естественное явление, - восход солнца, - отношение к которому заливает нашу жизнь либо светлой радостью, либо серой монотонностью...
Антиподом материальности для нас является духовность. В силу культурологической и религиозной традиции все то, что в нашем представлении не является материальным мы склоны относить к духовному, и если к материальной стороне нашей жизни мы относим факты, предметы или обстоятельства, то ценности и идеалы мы неизменно относим к её духовному наполнению.
Ценности и идеалы, как правило, располагаются на недосягаемом для нас участке жизненного пространства или находятся в области запредельного, - трансцедентального.
Такой ценностью, например, может быть материальный достаток для остронуждающегося человека, и эта ценность будет лежать вне зоны его досягаемости, другой пример, ценностью может быть объект религиозного переживание человека, - Бог, который, очевидно, находится в области запредельного.
Человек всегда имеет стремление взаимодействовать с теми или иными ценностями, и в зависимости от того, какой опыт из взаимодействия с ценностями он для себя выносит, эти ценности обретают или не обретают для него смысл.
Смысл ценности, возникает в результате осмысления опыта взаимодействия с ценностью, и при различном опыте взаимодействия, ценность может обретать смысл, а может оставаться полной бессмыслицей.
Ценность под названием материальный достаток, при настойчивом и эффективном опыте взаимодействия перестает быть для человека чем-то недосягаемым, - она приобретает для него осязаемый смысл, который закрепляется результатом - материальной обеспеченностью. С другой стороны, некорректно замотивированный или конфессионально запутанный поиск Бога, приводит к девальвации изначальной ценности, и «бог» продолжает оставаться для человека полной бессмыслицей.
Как факты лишенные отношения, остаются «голыми фактами», фактами, не несущими для человека никакого смысла, так и ценности без попыток привнесения этих ценностей в свою жизнь, оказываются ценностями без всякого смысла.
Подробнее о разных типах ценностей во Второй части материала.
Смыслы играют для человека роль связующего звена между далеко отстоящими друг от друга материальным и духовным уровнями бытия. Они являются центральной категорией в обозначенной нами триаде: факт – смысл – ценность, - и работают, как бы, на две стороны: человек выстраивает своё отношение к фактам, и они обретают для него определенные смыслы, и набирает опыт взаимодействия с ценностями, смыслы которых либо вступают в противоречие с фактами его жизни, либо соотносятся с ними.
Задача текущего момента заключается в гармонизации смыслов, - смыслов фактов и смыслов ценностей, - и в результате решения этой задачи у нас появляется ощущение мировоззренческого комфорта; мы обретаем радость от полноты восприятия жизни.
Но те же смыслы могут создать пропасть между материальными фактами и духовными ценностями.
Тот, кто встает на путь абсолютизации духовных опытов, растворяя в них факты материального мира, оказывается не в меньшей опасности, чем тот, кто, увлекшись материальной стороной жизни, уделяет внимание духовным ценностям по остаточному принципу.
Только когда в человеке творческое и заинтересованное отношение к материальному миру сочетается с опытом освоения духовных ценностей, и когда обретенный духовный опыт начинает пропитывать собой обыденную жизнь, тогда нивелируется угроза скатывания в различного рода фанатизмы материалистического или «духовного» толка.
Качественный и глубокий опыт работы с ценностями, позволяет наполнить нашу жизнь новыми смыслами, которые будут способны откорректировать и наше отношения к фактам.
Так опыт отношения с ценностью, обозначенной как: «Бог есть любовь», неизбежно приводит к появлению новых смыслов и к изменению отношения к материальным фактам, и тогда тот же восход солнца из нашего примера, который ассоциировался с непрекращающимися страданиями может обрести новый смысл и стать символом продолжения жизни.
Ассоциация нескольких смыслов – рождает идею или ряд идей, причем идеи могут иметь отношение как к фактологии реальности, - научные идеи, так и к духовным ценностям, - культурологические или теологические идеи.
Идеи появляются тогда, когда смыслы начинают укладываться в некоторые логически связанные построения. Они (идеи) могут объединять и абстрактные смыслы, порождая философские концепции.
Идеология, в отличии от чистой идеи, всегда делает упор на фактах, смыслах или ценностях, абсолютизируя один из элементов предложенной структуры, с обязательной девальвацией части её смыслов.
Идеология материализма не признаёт объективность опыта взаимодействия с духовным уровнем, религиозные традиции игнорируют смысловое наполнение фактов материального мира, философские доктрины предпочитают дистанцироваться и от материальных смыслов, и от религиозных опытов.
Идеал в жизни человека возникает исключительно при стремлении к тому, что он воспринимает как ценность, то есть тогда, когда на ценность направлена его воля.
Свет идеала освещает реальность, в которой мы взаимодействуем с ценностью; озаряет своим светом путь к назначенной цели.
Попытка концептуально оформить идеал, неизбежно понижает его статус до идеи, а попытка передать идею об идеале превращает идеал в идеологическую формулу или символ; зримое воплощение символа есть идол.
Идолы в жизни человека могут появляться не только через понижающую трансформацию идеала, но и через внешне привнесение. На роль назначаемых идолов подходят девальвированные идеалы других людей.
Подводя некоторые итоги… Мы способны привычным образом получать более разнообразное представления о фактах материального мира, мы можем тщательно и ответственно укладывать смыслы этих фактов, порождая нескончаемые ряды научных идей и философских концепций. Но оставаясь на уровне осмысления фактологии мы никогда не сможем выйти на понимание своего предназначения.
Пополняя коллекцию физических причин и следствий, мы не спасаемся от невыносимой неопределенности бытия, не уходим от понимания частичности своего статуса в мироздании, и не избавляемся от ощущения вселенского сиротства.
Для этого нужен опыт взаимодействия с ценностями и не просто с ценностями, которые стимулируют наши достижения и рост, как в примере с материальным достатком, но с ценностями, которые качественно изменяют нашу жизнь; такие ценности появляются в нашем жизненном пространстве определенным образом…
О градации ценностей на высшие, истинные и абсолютные во Второй части материала. Там же немного поговорим о целях.
Источник:Алексей Дмитриевский.Журнал СНОБ.
Традиция Книги Урантия.
Оценил 1 человек
1 кармы