(часть первая)
Проблема свободы выбора и формально, и фактически на протяжении веков являлась философским вопросом. И даже в наш век научно-технической революции, все еще остается предметом изучения лишь философов. А ведь более неточной науки, чем философия не существует, хотя, скорее всего, согласно критериям научности учений, философия скорее не укладывается в понятие науки. Если коротко и ясно, то философскими являются вопросы на которые вразумительных ответов не было, нет и не предвидится. То есть, база знаний по конкретному вопросу настолько скудна, что обсуждаемый вопрос – как и многое другое – мы просто отфутболили в область, которая оперирует не логикой и фактами, а абстрактным размышлением. К сожалению, вопрос, конечно, философский, но я хочу перевести его в другую область, показать, что он отнюдь не философский, что мы до сих пор в корне ошибались, поскольку, это вопрос очень жизненный, затрагивающий основы основ нашего бытия и смысла человеческой жизни. Вы скажете – смысл жизни тоже является философским вопросом, однако, я и с этим категорически не согласен. Ни то, что большинство людей за всю жизнь даже ни разу не задумывается о смысле жизни, ни то что смысл жизни настолько непостижим, что помещен в категорию философских вопросов, никак не отменяют ни сам смысл, то есть его существование, ни его жизненную важность. (Впрочем, о смысле жизни я уже писал в моем блоге).
Итак, приступим. Вопрос, несомненно, очень сложный и я предлагаю подступится к нему обсудив существование свободы выбора с трех одинаково важных аспектов – во-первых, надо понять насколько важна предопределенность и какова ее глубина во вселенной, во-вторых, нужно разобраться в спектре реального выбора и, в-третьих, необходимо осознать степень иллюзорности прошлого и будущего. Все три аспекта являются отражением одной и той же проблемы под разными углами. Разным людям импонируют разные подходы, и я хочу обсудить эту тему со всех доступных мне углов, следовательно – дать удовлетворительные объяснения большинству читателей. Возможно есть и другие подходы к анализу ситуации, мне неизвестные. Сегодня представлю вашему вниманию первый аспект.
Аспект номер 1.
ЭССЕНЦИАЛЬНАЯ ВАЖНОСТЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
Для того, чтобы произвольная система была устойчивой, тем более, если надо, чтобы она устойчиво развивалась, она должна быть предсказуемой. Не по этому поводу, но совершенно к месту высказался американец Алан Кэй – «Лучший способ предсказать будущее — изобрести его». И отнюдь не случайно, что Алан – учёный в области теории вычислительных систем. Возможно, сам он этого и не понял, но сказал он это, во-первых, о Боге. Единственный способ обеспечить предсказуемость в масштабах планеты земля – не говоря уже о вселенной – это предопределить будущее. Хотя и мы не знаем будущего, тем не менее, наша повседневная жизнь полностью построена на фундаменте предсказуемости будущего, начиная с рассветов и закатов и заканчивая тем, что после зеленого света на светофоре зажигается красный. Очевидно, что человечество, тоже делает все возможное для обеспечения максимальной предсказуемости будущего.
Возьмем для большей наглядности взаимодействие воды и натрия. Молекулам воды и атомам натрия неизвестно даже друг о друге, однако, результат их встречи вполне предсказуем, потому что он предопределен. Нам это известно, также, как и то, что этот результат предопределен не нами. Подобная степень предопределенности, являющая собой абсолютное постоянство, квалифицируется нами как закон. Законы физики, химии, математики, астрономии, биологии, многие постоянные, функционирующие с точностью до десятого знака после запятой и так далее, бесперебойно работают в течение миллиардов лет и обеспечивают стабильность системы. Подобные законы выше нас, мы не в состоянии модифицировать или нарушить их. Очень многое предопределено на миллиарды – осознайте, на миллиарды – лет вперед. Вот и представьте себе, какая уникальная степень предопределенности заложена в основу вселенной! Иными словами – представьте, как глубоко и далеко сделан выбор! И если Бог запланировал на миллиарды лет вперед, то что такое человеческая жизнь в сто лет? Человек не в состоянии создать законы, которые нельзя нарушить. Любые человеческие законы нарушаемы, а каким-то наивным людям кажется, что законы, которые человек не в состоянии нарушить и поломать, существуют сами по себе. Действительно, какая наивность, вы скажете. Но нет – самое обычное, страшное и разрушительное самомнение.
В основе систем, созданных человеком, также положены законы – как данные Богом, так и созданные человеком. Например, правила дорожного движения – это тоже законы, однако, даже их единичное нарушение может привести к трагедии нескольких людей, к нарушениям законов данных Богом, а массовое нарушение этих правил может привести к коллапсу города или страны и множественным трагедиям.
Таким образом, по моему мнению, да! – все предопределено и предрешено. По-иному обеспечить устойчивость системы невозможно. Не может человек жить, не может общество развиваться, если он не будет уверен уверены, что и завтра, и через десять лет, и даже через миллион лет день будет сменять ночь, что трение будет работать, что вода будет утолять жажду человека, что уровень кислорода будет поддерживаться на уровне 21%. Выбор известен, потому как, он уже сделан. Но, поскольку очень часто выбор известен Богу одному, но отнюдь не нам, то нам кажется, что выбор еще не сделан, и, следовательно, мы можем выбирать.
Если вам угодно, то выбор нам навязан – в той степени, вернее, в том смысле – в каком смысле нам навязано родиться.
Если кому-то претит мысль о предрешенности всего, о предопределенности судеб вселенной, планеты, цивилизации и отдельного человека, то, чтобы не чувствовать себя обделенным или неполноценным, можно представить себе несколько иную структура мира, другую модель функционирования. Возможно, что, в определенных мелких вопросах, нам оставлена некоторая реальная свобода выбора, то есть наш выбор не всегда предопределён, но, поскольку Бог владеет одновременно и прошлым, и будущим, то Ему наш выбор всегда известен. То есть, данную модель функционирования вселенной можно сформулировать так – возможно, выбор «не всегда предопределён, но, известен всегда». Он точно знает, чтó мы выберем. Возможно, при необходимости, когда наш выбор – осознанный или неосознанный – может иметь неприемлемые последствия, Он влияет на наш выбор, корригируя и направляя нас в то или иное русло. Возможно, Он может прокручивать все возможные сценарии развития событий в зависимости от нашего выбора, и выбирать то, что Ему «по душе»… Хотя, крайне маловероятно, потому как наверняка у Него есть дела поважнее, чем цацкание с такими, как мы.
Более того, тут возникает супраэкзистенциальный вопрос, который заключается в следующем. Разве может быть не предопределенным то, что известно? Возможно ли такое? Вместо слова «предопределенный» можно использовать другое, более понятное слово «запланированный», или даже «запрограммированный» и тогда этот вопрос станет еще более человеческим. Запланировано ли будущее, если оно уже известно? Должен ли, вынужден ли Бог предопределять будущее, чтобы оно Ему было известно? Я специально использовал слово «вынужден», чтобы утрировать и подчеркнуть причинно-следственные связи – ведь очевидно, что Бог ничего не должен и не вынужден что-то делать. Применимо к человеческой жизни вышеуказанный вопрос не имеет смысла. У нас все определенно – все известное абсолютно предопределено, Богом или человеком – это уже неважно. Как реакция между водой и натрием. Этот вопрос имеет смысл исключительно применимо к менеджменту наших судеб Богом, который перебирает это самое время, как четки. То есть, очевидно, что не представляется возможным иметь даже маломальское знание о том, в какой степени Бог предопределяет то, что Ему известно, однако, исходя из нашего опыта общения с миром, эти понятия должны быть абсолютными синонимами. Поэтому – и, однако – если людям приятно осознавать, что у них есть свобода выбора, если людям важно поднимать собственную значимость в собственных или чужих глазах оставляя себе право принимать решения, зачем отказывать людям в «наслаждении» этой иллюзией? Наверное, именно так и подумал Бог, создав эту иллюзию, вернее, оставив для нее место. Важно, чтобы «выбор» был «правильным». Хотя я думаю, надо быть максимально объективным и при анализе явлений лучше отталкиваться от универсальных законов, тех, которые мы изменить не в состоянии. То есть, если мы не узнаем никогда предопределяет ли Бог то, что Ему известно, мы должны исходить из того, что в познанной нами части Божьего мира любое известное предопределено, выражаясь еще более корректно и строго, запрограммировано, как скорость роста человеческого плода и срок беременности, как закаты и рассветы, как зеленый свет после красного на светофоре. Следовательно, логично предположить, что в других сферах Его мира – в частности той, которую обсуждаем – должно быть также или очень близко к этому. Неужели кто-то допускает, что у Хозяина вселенной нет плана?
В любом случае, какой бы вариант мы не выбрали, все равно, наш выбор – как минимум – известен. А если так, то я выбираю первый вариант – пусть за меня выбирает и решает Бог. Разве кто-то сомневается, что Он точно сделает это лучше, чем человек?! Лично для меня это архиважно, в отличие от осознания свободы выбора в мелких и мелочных людских делишках и интрижках. Что может быть приятнее – оставить Богу свой выбор?! В моей жизни я всегда чувствовал Его направляющую руку при принятии более-менее важных решений, иногда – почти физически. Ведь удовольствие от осознания того, что Бог ведет тебя по жизни и, при твоем желании, делает выбор за тебя, намного превышает удовольствие от осознания, что ты можешь что-то выбирать сам. Мы просто обязаны видеть, что Бог настолько четко и ясно, даже в письменной форме, выразился по поводу того, как надо жить, что если следовать Его правилам, то смысл выбора буквально теряется, этими правилами или законами жизни Он, фактически, уже сделал выбор за нас, как в огромном количестве других случаев, о которых будет сказано ниже. На нашей планете, в подавляющем большинстве случаев, если выбор оказался не наилучшим, значит имеет место или грубое игнорирование либо, прямое нарушение данных Богом законов, или нарушение человеческих законов, опять-таки построенных на законах Творца – начиная с заповедей, кончая гравитацией.
Давайте согласимся, что этот мир – отнюдь не наш с вами, не мы его создавали, вероятно, мы никогда и не узнаем, зачем он был создан, и, поэтому любая жалоба на предопределенность или претензия на обладание какой-то свободой выбора звучит абсурдно. Да, есть свобода мысли, есть свобода желания, но нет свободы действий, и жалоба на ее отсутствие звучит также абсурдно, как прозвучала бы жалоба на нашу смертность. Но ведь никому не приходит в голову пожаловаться на это, правда? Этот мир такой, каким его задумал Создатель для своих планов, которые нам совершенно неизвестны, однако, несомненно, такие же грандиозные, как и сама вселенная, как сама вечность.
Для нас – существ, безбашенных, неуравновешенных, и бестолковых – мысль о предначертанности судьбы, то есть мысль о высокоорганизованности и предсказуемости мира, является, какой-то противоестественной и нечеловеческой. И, наверняка, отдавая эту планету на растерзание такому безалаберному существу, как человек, Бог обеспечил стабильность системы, предопределив как судьбу отдельного человека, так и человечества в целом. Все настолько предопределено, вернее настолько многое предопределено вокруг нас, в нас и нашей жизни, что мы просто живем и дышим этой предопределенностью, что человеку просто невозможно существовать вне этого.
Чем более непредсказуемо будущее, тем оно интереснее для нас. Сюрпризы – наше любимое занятие. Но для Бога, у которого на руках целая вселенная с миллиардами цивилизаций, максимальная предсказуемость и предопределенность являются эссенциально важными. Он не может позволить нам помешать осуществлению своих планов, даже в масштабе отдельно взятой человеческой жизни, поскольку, я уверен, что любая человеческая жизнь – часть Генерального Вселенского Плана. Но даже для такого существа, как человек, смысл жизни не то, чтобы не заключается в свободе выбора, она, эта «свобода», даже не является элементом смысла жизни. Наоборот, свобода выбора, вернее, ее иллюзия, ведет человека к греху – ведь неизвестность будущего приводит к искушению его предопределения, к гордыне, возникающей в результате этой якобы способности выбирать и предопределять. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы через постижение абсолютной призрачности свободы выбора отказаться от этой страшной иллюзии, от этого испытания, через осознание ее иррациональности, лживости и смертоносности прийти к единственно верному заключению о полной и бесповоротной предначертанности судьбы и как следствие отдать себя во власть Бога, отдать себя служению Ему.
Поэтому, да, еще и еще раз, я глубоко уверен, что Бог определил сколько будет галактик во вселенной и сколько будет в них звезд, сколько будет цивилизаций разумных существ. Бог определяет кто будет верить в Него, кто нет, Бог знает кто и когда родится, кто на ком и сколько раз женится, и сколько будет у них детей, Бог решает сколько секунд человек проживет, чем будет болеть, какой смертью умрет и т.д. Жизнь во вселенной расписана до мельчайших деталей. Один Бог знает сколько мировых войн будет и сколько людей, и кто конкретно ляжет на полях. Как верно выражение «Браки совершаются на небесах»! Один Бог знает, почему избранный Богом народ отвернулся от Бога, и покается ли этот народ. Все это неизвестно НАМ. Если Ему надо, чтобы кто-то верил в Него, Он сделает так, чтобы тот поверил, и т.д. Если Ему надо наказать кого-то, Он заберет у него разум, тот совершит глупости (сделает выбор), которые скорее совершил бы человек спящий, но отнюдь не бодрствующий.
(продолжение следует)
Рубен Оганесян,
19 июля 2021 г.
Оценили 0 человек
0 кармы