После четырех лет культурной блокады украинские сериалы все больше стараются скрыть, что снимают их на Украине.
Украинские телепродюсеры с какой-то обреченностью все больше выпускают телемыло, в котором явно прослеживается тоска по российскому рынку. Теперь к мелодрамам подключились создатели детективов.
Не секрет, что в недавнем прошлом российские компании облюбовали Украину как удобную площадку для съемок. Там просто все обходилось дешевле, особенно если покупать оптом. Складывалось все идеально. Наверное, Голливуд втайне завидовал остальной отраслям промышленности, которые могли перенести мощности в Китай или Индию. А вот у российского кино такая возможность была и располагалась прямо под боком - Украина.
Потом и некоторые украинские медиа-магнатики освоили самостоятельный выпуск продукта для российского ТВ. Конечно, сразу на ум приходят «Сваты», но он не единственный. Были еще «Нюхач», «Три дня лейтенанта Кравцова», «Шулер», «Спасти босса» и так далее. Закончится все должно было в 2014 году по вполне понятным причинам: началась украинская культурная блокада, когда запрещалось почти все связанное с Россией. Ожидалось, что тесное партнерство двух стран в этой сфере полностью прекратится.
Некоторые деятели культуры и, простите, эксперты восприняли эту ситуацию даже с радостью. Они всерьез начали говорить о приближающемся неумолимым домкратом сериальном ренессане. Дело в том, что украинские телеканалы, даже самые патриотичные если судить по выпускам новостей, плотно сидели на российской телепродукции, в первую очередь, сериалах. И к такой ситуации они оказались совершенно не готовы.
Поэтому воображение журналистов рисовало благостную картину: телеканалы, лишенные мощного плеча российских партнеров, падают в объятия самостийного производителя, а на экранах появляются проекты, которые прославляют мощь украинской идеологии, а не вредной пропаганды потенциального противника. Что должно было приблизить наступление настоящей Европы, как в жизни, так и на ТВ. Вначале даже показалось, что именно это и произошло.
На диаграммах можно увидеть, как российская продукция постепенно вытеснялась из эфира.
По крайней мере, на построенных когда-то за деньги российских телеканалах компаниях запустили сразу несколько национальных проектов:
Постер сериала "Патруль Самооборона" . Канал рекламировал его в рамках "Осени больших премьер".
· Патруль Самооборона. Политически выверенный сериал, который тяжеловесно объяснял силу гражданского единения перед бессилием милиции. Он был снят настолько любительски, что прекрасно вписывался в обязательную для любого постсоветского ТВ нишу – ужасного трэша. Что интересно, закрыли не из-за низкого качества, а из-за смены политического тренда. Милицию убрали, на улицы беззащитных украинских городов пустили полицию и народные отряды самообороны как-то резко перестали котироваться.
· Прокуроры. Один из немногих, в котором хотя бы частично звучит украинский язык. Остальные себя не утруждали. Но сам по себе детектив оказался ниже среднего уровня, даже по российским меркам.
· Шерлох. Как бы сатира и юмор. Один из самых провальных сериалов «95 квартала». Подразумевалось, что будет смешно, но где там «лопата» не понял даже самый невзыскательный украинский зритель.
· Одиночка. Примечателен тем, что в нем играет Алексей Горбунов, которого еще недавно очень любили московские продюсеры. Кроме этого, он запомнился практически полностью передранным сюжетом из российского «Один против всех» с запрещенным на Украине Пореченковым.
· Однажды в Одессе. Своеобразная попытка возродить запущенную «Джентльмен-шоу» идею пересказывать старые анекдоты. Назвать его откровенным провалом нельзя, но новое поколение одесских квнщиков выдохлось уже после первого сезона. Тот еще можно было посмотреть, а вот второй был просто ужасен.
· Беженка. Еще одна попытка создать нечто остросоциальное с правильным (для украинских властей, понятное дело) идеологическим посылом. Однако, выдавить слезу у аудитории не получилось.
Особняком стоят только два высокорейтинговых проекта «1+1»: «Слуга народа» и «Последний москаль». Казалось, они полностью соответствовали моменту, то есть, были актуальны и национальными. В «Последнем москале» в последний момент даже отказались от первоначальной идеи использовать российских актеров и заменили их украинскими. Однако, идеологи культурной блокады их все равно не приняли. Если «Слугу народа» просто игнорировали, то «Последнего москаля» обвинили в работе на «российский империализм».
Вот как про него высказался Юрий Шевчук на официальном сайте Национального союза кинематографистов Украины»: «Продолжается война с империей на культурном фронте. В отличии от горячей войны на Донбассе, тут не просто понять кто свой, а кто враг... Как это выглядит в реальной жизни хорошо иллюстрирует «культурный» продукт Москвы сериал «Последний москаль». Фильм подается под биркой «файна патриотична комедия». Пусть никого не обманывает то, что ее создали на украинской телестудии «1+1». Сериал предлагает нам взгляд на украинцев, который типичен носителям российского менталитета…» Дальше еще хуже, но цитировать не буду, чтобы не попасть под статью о разжигание ненависти. Ознакомиться можно здесь.
Естественно, это далеко не полный перечень национальных продуктов, которые были призваны заменить запрещенный теле-контент. Но, пожалуй, самый заметный. Именно они должны были стать локомотивами, теми украинскими сериалами, которые подомнут под себя рынок. В реальности зритель смотреть их отказался. И так достаточно скромная аудитория украинских телеканалов их попросту проигнорировала.
Чтобы не быть голословным привожу ТОП-20 рейтинговых сериалов за 2016 и 2017 годы.
ТОП-20 телесериалов в 2015 году
В 2015 году сразу бросается в глаза впечатляющее лидерство мелодрам, которые если не сняли напрямую за российские деньги, то изначально объявлялись о релизе и на российских каналах. «Гречанка», «Женский доктор» и «Красная королева» вышли на Первом канале, «Бессмертник» купило сразу несколько онлайн-сервисов.
ТОП-20 телесериалов в 2016 году
На следующий год телесериальной самоизоляции ситуация почти не изменилась. Все так же правили мелодрамы, которые так или иначе оказывались и в России. Например, проект «Судьба по имени любовь» показал «Домашний», «Нити судьбы», «Запретная любовь» и «Второе дыхание» оказались в коллекции «России», «Спросите у осени» и «Центральная больница» ушли на онлайн-сервисы.
Распределение аудитории ТОП-20 в 2016 году по полу
Такой расклад частично обусловлен тем, что сериалы на Украине смотрят в основном женщины. Их примерно 70-80% среди зрителей (см. диаграмму). Но тот факт, что телевизионные продукты, которые должны были научить быть украинцами, в топовую двадцатку так и не попали, нельзя объяснить только этим. В большинстве своем победителями этой рейтинговой гонки оказывались проекты максимально аполитичными, по сюжету которых вообще нельзя было понять, где все происходит.
Ориентируясь на неизбежную продажу в РФ, их создатели делают все, чтобы события разворачивались в каком-то непонятном Большом Городе, типичной Провинции, в среднестатической больнице, на непонятно чем занимающейся Фирме и некоем традиционном Шоу-бизнесе. Названия населенных пунктов даже не придумывают, их просто не упоминают. Зритель только по некоторым мелочам и ляпам может догадаться, что снималось все в Киеве.
По этому пути пошли не только мелодрамы, но и другие жанры, в том числе детективы. Если первые изначально приняли такую стратегию прорыва блокады, то вторые кардинально развернулись к российскому зрителю в 2017 году. Как из рога изобилия посыпались сериалы, в которых представлены тоже такие непонятные полицейские, детективы и следователи.
Слева - не охранник склада, а полицейский... Кадр из сериала "Опер по вызову"
Непонятные, потому что они никак не отвечают ни украинским, ни российским реалиям. То есть вместо действующего мундира у них непонятный камуфляж, униформа охранников супермаркетов или вообще только кепка с надписью Police. В этих сериалах создаются какие-то фантастические подразделения и должности, а ездят все на гражданских авто с мигалками.
В ряду таких спорных новинок «Менталист», «Опер по вызову», «Звонарь», «Вскрытие покажет», «Следователь Горчакова» и так далее, список можно продолжать и продолжать. Объединяет их еще и то, что абсолютно все новинки на русском языке. Последнее старательно не замечают даже те, кто настойчиво борется за торжество украинского.
Получается удивительный парадокс. Запрет российской телепродукции привел на бумаге к переориентации на украинские сериалы., но по факту сделал их еще менее национальными, чем они были до этого.
Оценил 1 человек
1 кармы