В каждой советской семье, где были дети, обязательно имелся проектор для диафильмов или фильмоскоп.

27 937

Вечерком занавешивались окна, выключался верхний свет, на стену вешалась простыня, доставался диапроектор – и….

В специальный держатель заправлялась пленка. В нижней части каждого кадра был текст, его нужно было озвучивать самостоятельно. Иногда к диафильму полагалось звуковое сопровождение в виде грампластинки, сигнал к смене кадра подавался писком, записанным на пластинку. Кадры, естественно, менялись вручную, с помощью ручки-ролика.

Диафильмы были распространены повсеместно, и стоили как пачка мороженого. В организациях также имелись диафильмы по гражданской обороне и с агитационными материалами, встречались и учебные диафильмы. Каждый диафильм состоял из 30-50 кадров-картинок.

Диапроектор с диафильмами были для тысяч советских граждан волшебным фонарем, вокруг которого собиралась вся семья.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

Начиная с конца 50-х гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки.

Важным шагом был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы – к безопасной «ацетатной» основе.

С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм), позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир.

Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

источник








Помните И ведь никого не заботила никакая техника безопасности





Мальчик Витя, 38 лет, мамин пирожочек.

Во время массовых беспорядков организованных Навальным распылил газовый баллончик в лицо сотруднику полиции. Силовик получил химический ожог глаз.Из последнего слова Виктора Тимофеенко ...

Я - Русский и этим всё сказано!

В Сети часто появляются скандальные мнения некоторых деятелей, которые отличаются в лучшем случае непониманием того, что такое Русский Человек и русская цивилизация, а в основном являют...

Истинные причины санкций, майданов и экологического движения

Геополитика – это логистика плюс энергетика. Если вы отбросите в сторону все словесные блёстки и конфетти про «демократию», «свободу слова» и «права чеченских ...

Обсудить
  • Вот почитала и ностальгия нахлынула по детству :kissing_closed_eyes: :hand:
  • :thumbsup:
  • Классная штука была. Хоть и телевизор дома был, все равно смотрели. Это же был целый процесс.
  • Мама через Почту выписала кучу диафильмов. Чего там только не было - все сказки, по три четыре серии. Красочные, красивые и добрые
  • Точно, смотрели диафильмы :exclamation: :smiley: